Значение философии ницше для философии xx-xxi вв

Философия жизни Ницше. Философия жизни Ф. Ницше

Имя Фридриха Ницше наверняка известно каждому. Этот великий немецкий мыслитель вошёл в историю философии как основоположник иррационализма. Его представления и главные идеи претерпевали существенные изменения — от романтики и эстетизации культурного опыта до сложнейшей концепции волюнтаризма. Имела место быть и«переоценка всех ценностей», и критика нигилизма, господствующего в Европе. Главные труды Ницше, дающее представление о полной картине его философских воззрений, — «Весёлая наука», «Антихристианин», «Человеческое, слишком человеческое» и «По ту сторону добра».

Фридрих Ницше рассматривал мир как совокупность противоборствующих сил и реалий, берущих начало из единых центров власти . Его философия проникнута духом жизнелюбия и мотивации к достижению могущества. Вместе с тем, Ницше резко критиковал многих своих предшественников, в том числе и воззрения мыслителей Древнего мира; различные доктрины, понятия и даже догмы, укоренившиеся в веках, ставил под сомнения. Во многом философия Ницше противоречива, но чрезвычайна оригинальна и интересна. Остановимся на основных аспектах системы идей, созданной немецким философом.

Философия жизни. Согласно утверждениям Фридриха Ницше, жизнь — это единственная доступная реальность для познающего субъекта, то есть человека. Причём у каждой личности она своя и зависит от индивидуальных особенностей восприятия. Строго говоря, философия Ницше отрицает тождество жизни и разума. А само существование — это прежде всего непрерывная борьба противоположных сил.

Воля к власти . По большому счёту, это и есть основа основ воззрений великого философа, которую он выявил в зрелые годы своей мыслительной деятельности. А краткая суть такова: воля к власти — это отнюдь не тривиальное стремление к господству и всевластию, а сама сущность жизни, активная, деятельная природа сил, на которых держится существование. Ницше рассматривал волю как квинтэссенцию жизни. Всё мироздание — не что иное, как хаос и сочетание случайностей, и именно воля, но не разум, является основой всего сущего. Благодаря утверждению идей о воле к власти, в философской концепции мыслителя появился так называемый «сверхчеловек».

Сверхчеловек . Такое понятие представляет собой умозрительный идеал, точку опоры, вокруг которой вращается основа краткой философии Ницше. С точки зрения гениального немца, все понятия морали, правила и нормы — не более, чем фикции, укоренившиеся в в сознании миллионов людей разных эпох при помощи насильственно насаждаемого христианства. Ницше утверждал, что данная религия пропагандирует мораль рабов и идеализирует страдания и слабость как физическую, так и моральную. Здесь отвергается сама идея Бога как сущности, порождённой умом немощных и трусливых. Сверхчеловек, являющимся абстрактным воплощением воли к власти, призван разрушить болезненность бытия и ложь, внушаемую на протяжении веков. Идеи христианства Фридрих Ницше трактует как отрицающие жизнь и враждебные ей.

Истинное бытие . Мыслитель подвергал жесточайшей критике противопоставление некой «чистой», объективной реальности и мира, постигаемого опытным путём. Согласно, многовековым учениям, должен существовать некий «лучший мир», параллельный тому, где существуют люди. Ницше же объясняет подобную философскую концепцию как отрицание жизни и духовное разложение. Также немецкий мыслитель опровергал догму о существовании абсолютного бытия, ведь исходя из его собственных воззрений, мир — не что иное, как вечный, непрекращающийся вихрь жизни, в котором всё, что было когда-то в прошлом, повторяется вновь, и так происходит бесчисленное количество раз. Подробно Ницше раскрыл эту мысль в своём труде «О вечном возвращении».

Философия Ницше возымела существенное влияние на более современные философские течения — экзистенциализм и прагматизм, чей расцвет пришёлся на начало и середину 20-го века . Но поскольку система воззрений Ницше очень своеобразна и крайне противоречива, не сводится к общему принципу, её зачастую рассматривали и трактовали различным образом

Фридрих Вильгельм Ницше

Родился в 1844 году в городе Рёкен (Röcken) недалеко от Лейпцига. Гордился своими польскими и вообще славянскими корнями, написал романс на стихи Пушкина, считал, что немцы «стали умными из-за смешения со славянами».

С 1869 по 1879 годы преподает в Университете Базеля. На должность профессора классической филологии Ф. Ницше был приглашён будучи ещё студентом в возрасте 24 лет. Беспрецедентный случай в истории.

Преподавал также греческий язык в Базельском педагогиуме. Оставил преподавание по состоянию здоровья, но когда в начале 1880-х со здоровьем у Ницше стало лучше, обратно Университет его уже не принял.

Лето 1879 года: первый приезд в регион Энгадин (Engadin), кантон Граубюнден.

С 1883 по 1888 годы: снимает комнату в швейцарской деревне Сильс-Мария (Sils-Maria) под Санкт-Морицем («Вовсе не выбором, а неизбежностью является то, что я провожу лето в Верхнем Энгадине, а зиму — на Ривьере…». Из письма Г. Брандесу от 10 апреля 1888 года, цит. по: указ. соч., Т. 1., стр. 7).

1900 год, 25 августа: умер в Веймаре.

1960 год: открытие музея «Nietzsche-HausВнешняя ссылка».

Философия жизни

Основа всей философии Фридриха Ницше – происходящее Бытие. Его центр – это воля к власти, которая представляется собой ни от чего не зависящее космическое начало. Все существующее – материальное и нематериальное – появилось из небытия. Все происходящее на свете не имеет смысла и содержания. Человек находится в поиске власти и постоянства, но это неосуществимо. Все изменчиво. Весь мир – изменчивая ложь. Эти короткие цитаты являются основой философии жизни Ницше. Он утверждает, что людям необходима иллюзорная вера. Кому-то просто для выживания, а кому-то – чтобы стоять у власти. По Ницше жить значит не просто существовать, а расти, наращивать силы, укрепляться. Отсутствие воли к власти означает деградацию.

Жизнеописание Ницше сводится к тому, что жизнь существует здесь и сейчас, невозможно получить награду за хорошие поступки и достойные действия в загробной жизни, которой нет. Ницше уверял, что церковь заставляет людей совершать несвойственный им действия. Нужно понять, что Господа не существует, и ответственность за все поступки полностью ложится на самого человека.

Тогда и появится истинный человек – неповторимое природное создание или жестокий зверь. Все мужчины должны добиваться власти и достигать победы, в мужчинах заложено природой стремление доминировать.

Основные понятия философии Ницше

Основной целью его философии, носящей подчёркнуто неакадемический характер, являлся критический пересмотр всех основополагающих принципов и форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений.

«Воля к власти» (Der Wille zur Macht): название книги, состоящей из заметок Фридриха Ницше, тенденциозно подобранных и отредактированных сестрой философа Элизабет Фёрстер-Ницше и Петером Гастом.

Здесь К. Свасьян безапелляционен: руководимый ею «Архив Ницше» был отличавшимся «техникой вдохновенной бессовестности» центром «едва ли не всех последующих фальсификаций ницшевской философии» (цит. по.: указ. соч., стр. 37).

Известно, что Ницше хотел написать книгу с таким названием, но позднее оставил этот замысел. Черновики же послужили материалом для книг «Сумерки идолов» (Götzen-Dämmerung oder Wie man mit dem Hammer philosophiert) и «Антихрист».

В рамках системы воззрений Ницше этот принцип («воля к творческой силе») мог бы быть форматом утверждения креативного характера индивидуального становления, по итогам которого разрозненные феномены и явления бытия обретают единую меру своего существования.

Данная воля не есть насилие над сущим, но желание исполнить свой элементарный долг жизни — воплощение духа в актуальном бытии

Поэтому если понятие «Воля к власти» и можно приурочить к системе понятий Ницше, то только очень условно и осторожно

«Сверхчеловек»: радикальный творец, могущественная воля которого задаёт вектор исторического развития, в какой-то степени носитель «воли к творческой силе».

«Смерть бога»: утрата доверия к сверхчувственным основаниям нормативно-ценностных ориентиров личности.

«Вечное возвращение»: способ, при помощи которого «нечто» обретает бытие, форма постановки вопроса о со-принадлежности бытию: так ли ты проживаешь текущий момент, чтобы желать вечного возвращения того же самого?

Отражение идей Ницше в философии, культуре и политике

Высокая метафоричность и многослойность идей Ницше создают не только большую сложность в понимании его философии, но также и опасность их вульгаризации, искажения, что многократно происходило в действительности.

Так, идеи Ницше были крайне популярны в Российской Империи, однако их понимание не выходило за уровень негативного нигилизма, и представления о идее сверхчеловека, как призыве творить произвол в окружающем мире. Данное понимание нашло свое отражение в классической литературе – произведении Тургенева «Отцы и дети», «Преступлении и наказании» Достоевского. «Тварь я дрожащая или право имею?» — фраза главного героя метко обозначает уровень обыденного восприятия философии Ницше.

Вместе с тем значительный интерес и более глубокое прочтение идей можно отметить в философских системах таких отечественных мыслителей как Соловьев, Лопатин, Бердяев, Луначарский, Трубецкой и другие.

Многие идеи Ницше легли в основу постулатов экзистенциальной и постмодернистской философии. Так, например, разделение общества испанским философом Ортега-и-Гассет на элиту и массы, с последующим представлением о том, как массовая культура и общества подавляют и уничтожают элиту, во многом повторяют размышления Ницше о морали господ и морали рабов, его критику мещанского и массового сознания, неприятия общества в котором большинство покорно подчиняется главенствующей идеи или власти.

Наибольшим искажением философии Ницше стала нацистская идеология и пропаганда, которая использовав отдельные элементы его учения – «белоголовых бестий», «сверхчеловека» и т.д., создала общество прямо противоположное всем тем ценностям которые Ницше отстаивает в своих произведениях – общество тоталитарное, в котором личность низведена до положения винтика в системе и полностью подчинена центральной идеологии, а для свободы просто нет места.

Вечное возвращение как комбинация атомов

Фактически, «вечное возвращение» – это ответ Ф. Ницше на исконный страх конечности бытия, страх смерти, с которым сталкивались практически все мыслители любых эпох, начиная с античности и завершая французскими экзистенциалистами и постструктуралистами ХХ века. Особенно интересно то, что именно Ницше, с присущим ему «аморализмом», оказывается «оскорблен» обреченностью на бесследность каждого уходящего мига. Но если представить окружающий мир как комбинацию разных элементов, то конечность возможного числа сочетаний приведет к тому, что рано или поздно, через эоны лет, все сущее вновь повторится в том виде, в котором происходит в настоящий момент. И конца этому повторению не предвидится. Другой вопрос, идет ли речь о двойничестве либо о повторном воплощении конкретного индивидуального сознания – этот аспект остался не проясненным окончательно в работах и записях Ницше, но сама идея повторения прописана довольно четко и последовательно.

В ходе некоего инсайта, о переживании которого писал Ницше в своих дневниковых записях как о великом чуде, о состоянии, которое может вынести разве что «сверхчеловек» или «Бог» (отрицаемый философом), открылось, что настанет день, когда явится «новый Ницше», и это же касается любого живущего на земле. И это новый вариант бессмертия, альтернативный в сравнении с традиционными религиозными воззрениями.

«Отказаться от немецкого подданства»

«Ты жил слишком близко к маленьким жалким людям. Беги от их невидимого мщения!..» («Так говорил Заратустра»). В 1869 году Университет Базеля по рекомендации профессора Фридриха Вильгельма Ричля (Friedrich Wilhelm Ritschl, 1806-1876) призвал 24-летнего Ницше на кафедру классической филологии.

В связи со значительными финансовыми проблемами этот вуз решил тогда принимать на работу совсем молодых профессоров, даже тех, кто еще не защитился и не «остепенился». Как напишет позже сам Фридрих Ницше (цит. по.: указ

соч., стр. 5), «…старый Ричль, тогда первый филолог Германии, почти с самого начала отметил меня своим вниманием»

Кстати, философ отмечает также, что ему «пришлось отказаться от своего немецкого подданства», чтобы не разрываться между военным поприщем (Ницше был конным артиллеристом) и академической карьерой (там же, стр. 6). Он писал блестящие научные статьи и доклады, был признанным экспертом в области античной греческой словесности.

«Все шло как нельзя лучше; случалось, в особенности при защитах докторских диссертаций, что экзаменующийся был старше экзаменатора». Однако «Базель давил на него. Это был мелочный город, консерватизм которого не пробуждал в нем ровным счетом никаких высоких устремлений и души прекрасных порывов», — отмечает Мирелла Карбоне.

Истоки идеи вечного возвращения

Будучи по образованию классическим филологом, Ницше обращается к античной идее смены космических циклов и понятию «полигенезии» – вторичного рождения. Кроме этого, в XIX веке было принято считать, что время – величина бесконечная, при явной конечности мира, состоящего из атомов. Эти воззрения, характерные для науки того времени, стали исходным пунктом для Ницше. И наконец, главное, что способствовало окончательному оформлению идеи – это озарение, мистический опыт высокой интенсивности, пережитый философом. Характерно, что этот опыт описывается им аналогично тому, как это в свое время делали средневековые христианские аскеты, получавшие божественные откровения. Исток силы Ницше – природа, частью которой он себя в особые минуты ощущал.

Идея вечного возвращения исключает обычное религиозное представление о втором, идеальном мире, при этом концентрируется на моменте «здесь и сейчас», настоящего, которое буквально сотворяет возможное будущее. Здесь ощутимо влияние И. В. Гете с его знаменитым «остановись, мгновение!»: переживание конкретного мига бытия, во всей его наполненности – это слияние двух перспектив – прошлого и будущего. Из будущего мгновение становится настоящим, а затем уходит в прошлое, и так ежесекундно. И тогда сакральность данного мига, необходимость его прожить «на пределе сил и возможностей», превосходя самого себя – это то, что составляет главную задачу сверхчеловека, творящего себя. И только таким образом, по Ницше, человек может пересоздать себя и мир, по законам силы и красоты.

«Так говорил Заратустра»

Ни одно другое произведение философа не может претендовать на уровень популярности книги «Так говорил Заратустра». Основные идеи для своего знаменитого труда Фридрих Ницше получил благодаря поездке в Рим в конце XIX века. Там он познакомился с писательницей, врачом-терапевтом и философом Лу Саломе. Ницше нашел в ней приятного слушателя и был очарован гибкостью ее ума. Он даже попытался сделать ей предложение, но Лу Саломе предпочла браку дружбу.

Лу Саломе, Пауль Реё и Фридрих Ницше

Вскоре Ницше и Саломе поссорились и больше не общались никогда. После этого Фридрих написал первую часть труда «Так говорил Заратустра», в которой современные исследователи безошибочно угадывают влияние душевной подруги философа и представлений об их «идеальной дружбе». Вторая и третья части работы увидели свет в 1884 году, а четвертая появилась в печатном варианте в 1885 году. Ее Ницше издал в количестве 40 штук на свои средства.

Книга Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра»

Стиль этого произведения меняется по мере повествования: он оказывается то поэтическим, то комическим, то вновь близким к поэзии. В книге Фридрих впервые ввел такой термин, как сверхчеловек, а также начал развивать теорию воли к власти. На тот момент эти идеи были проработаны слабо, и впоследствии он развил свою концепцию в работах «По ту сторону добра и зла» и «К генеалогии морали». Четвертая книга произведения посвящена истории о том, как Заратустра высмеивал ненавистных ему почитателей собственного учения.

Философия Ницше. Философия Фридриха Ницше

Наиболее сильное влияние «философии жизни» обнаруживается в этике. Создателем этической «философии жизни» является немецкий философ Фридрих Ницше (1844—1900). Он развивал концепцию «воли к власти» на основе «воли к жизни».

«Воля к власти» — основа права сильного.

«Что хорошо?» — вопрошает Ницше. — Все, что укрепляет сознание власти, желание власти и саму власть человека. «Что дурно?» — Все, что вытекает из слабости. «Способствует ли познание как рациональная деятельность повышению “воли к власти”? — Нет, ибо преобладание интеллекта парализует волю к власти, подменяя активную деятельность рассуждениями. Общепринятая мораль также подрывает «волю к власти», проповедуя любовь к ближнему.

«Воля к власти» — основа права сильного. Именно таким правом должен руководствоваться сильный человек во всех сферах своей жизнедеятельности. Право сильного является также основой власти мужчины над женщиной.

Известен афоризм Ницше: «Идешь к женщине — бери плетку». Всякое стремление к уравнению прав мужчины и женщины — показатель упадка и разложения власти. Такая же характеристика распространяется Ницше и на другие демократические институты, и на демократию как институт в целом, поскольку, по его мнению, в условиях демократии масса составляет оппозицию праву сильного.

Он утверждает, что мораль, определяющими понятиями которой являются понятия добра и зла, возникает как следствие чувства превосходства одних людей над другими, аристократов (лучших) над рабами (худшими). На протяжении всей истории рабы в виде духовной мести пытались навязать свою мораль господам. Начало этому процессу, считает Ницше, положили евреи в Ветхом Завете. Наивысшее развитие этот процесс получил в христианстве, прежде всего в Нагорной проповеди Иисуса Христа. По словам Ницше, аристократическое уравнение ценностей (хороший = знатный = могучий = прекрасный = счастливый = = любимый Богом) иудейская мораль сумела вывернуть наизнанку. Согласно этой морали только одни несчастные, бедные, бессильные угодны Богу, только страждущие, терпящие лишения, больные, уродливые — благочестивы, блаженны. Только им предназначено вечное блаженство, а знатные, могущественные и гордые — отвергнуты Богом, и им навсегда быть проклятыми и отвергнутыми. Ницше считал, что иудейско-христианская мораль препятствует полному самовыражению человека и поэтому необходимо провести переоценку ценностей. Смысл этой переоценки состоит в переходе от «морали рабов» к «морали господ». В основе последней должны лежать следующие принципы:

Так исторически сложилось

Один из универсальных ответов на вопрос «почему?» в данном случае не мем. Нацисты и правда обращались к философии Фридриха Вильгельма Ницше, внедряя выдвинутые философом тезисы в собственную идеологию и развивая свою риторику с помощью разработанного фонда золотых цитат. Вершиной таких смысловых заимствований становилась особая терминология — выглядит авторитетно, звучит емко (а потому используется и распространяется охотнее) и легко ассоциируется с чем угодно (а это зависит от того, кому это угодно).

Узнаваемый термин Ницше «сверхчеловек» стал основой «» Третьего рейха. Эволюционная лестница, предложенная философом, «животное — человек — сверхчеловек» нашла воплощение в жестокой классификации, где человек был приравнен к животному. Видимо, именно от этого отталкивается Генрих Гиммлер в брошюре Der Untermensch («Недочеловек») 1942 года:

Нацистское определение было по-новому гротескно. Кстати, позаимствовали они этот ужасный термин (и, между прочим, надолго об этом забыли) из расистской книги американца Лотропа Стоддарда. Скорее всего, он первый сознательно использовал для своей аргументации один из основных трудов Фридриха Ницше

Но, так или иначе, на идеи Ницше нацисты обратили внимание неслучайно

Обложка брошюры Der Untermensch, изданной пропагандистами СС. Считается, что тираж составил более трех миллионов экземпляров. Правда, он был единственным — настолько агрессивная демонстрация расовой ненависти вызывала ответную реакцию на оккупированных территориях, что питало боевой дух противников Третьего рейха

Судя по всему, отношения брата и сестры долгое время были теплыми. Фридрих поддерживал Элизабет в ее желании получить образование, он же пригласил ее к себе во время своего преподавания в университете (Ницше был талантливым филологом, что во многом объясняет его обширные познания в искусстве и общем устройстве Античности). Она заботилась о брате на протяжении десяти лет — вела хозяйство и помогала, когда его самочувствие было неважным (Ницше с детства был болезненным, имел проблемы со зрением, а в юности начал страдать от головных болей). А он брал ее на светские приемы и знакомил с высшим обществом.

Элизабет Фёрстер у постели брата

Иронично, что именно на одном из таких мероприятий Элизабет — тогда еще Ницше — познакомилась со своим будущим мужем, антисемитом и политическим активистом. Бернард Фёрстер идейно был самым настоящим нацистом — превозносил арийскую расу и презирал евреев. Ни его деятельность, ни тем более взгляды не находили симпатии у Ницше. Он часто высказывался противоположным образом (иногда достаточно резко):

Семейные узы со временем ослабли, а брат с сестрой не виделись почти до самой его смерти в 1900 году — тогда Фридрих был тяжело болен, а Элизабет уже успела выкупить у матери права на его наследство, основать архив Ницше и написать первый том его биографии. Философ не мог не понимать, какое толкование постепенно приобретают его труды, и до какого-то времени (вероятно, пока еще мог) пытался бороться. Вот фрагмент письма к Элизабет, написанного Ницше в Ницце в конце 1887 года:

Не только сам Ницше критиковал явную фальсификацию Элизабет Фёрстер — нелестный отзыв о биографии философа, написанной ею, оставил его друг богослов Франц Овербек. Противоречат видению Элизабет и воспоминания Лу Саломе, с которой Фридрих познакомился в Риме, — эта женщина оставила значимый след в его жизни.

Лу Саломе, Пауль Рэ и Фридрих Ницше, 1882 год. Лу Саломе стала одной из первых практикующих женщин-психоаналитиков. С Ницше ее познакомил философ-позитивист Рэ. Совместное времяпровождение этой троицы даже вдохновило Саломе на создание некой интеллектуальной коммуны — которая, правда, так и не была создана

Детство и юность

Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года в деревне Рёккен, расположенной неподалеку от Лейпцига. Его отец, Карл Людвиг Ницше, равно как и оба его дедушки, был лютеранским священником. Через несколько лет у мальчика появилась сестра Элизабет, а еще через пару лет – брат Людвиг Йозеф. Младший брат Фридриха скончался в 1849 году, а его сестра прожила долгую жизнь и ушла в мир иной в 1935 году.

Мыслитель Фридрих Ницше

Вскоре после рождения младшего сына Карл Людвиг Ницше скончался. Заботы по воспитанию Фридриха полностью взяла на себя его мать. Так продолжалось до 1858 года, когда возмужавший юноша отправился получать образование в престижной гимназии «Пфорта». Время учебы в гимназии стало судьбоносным для Ницше: там он впервые начал писать, увлекся чтением античных текстов и даже пережил непреодолимое стремление посвятить себя музыке. Там же Фридрих познакомился с произведениями Байрона, Шиллера, Гёльдерлина, с работами Вагнера.

В 1862 году Ницше начал обучение в Боннском университете, выбрав филологию и теологию. Студенческая жизнь скоро наскучила молодому студенту; вдобавок к этому у него не складывались отношения с однокурсниками, которым он пытался привить прогрессивное мировоззрение. Поэтому скоро Фридрих перевелся в Лейпцигский университет. Как-то раз, прогуливаясь по городу, он случайно забрел в лавку старых книг и приобрел произведение «Мир как воля и представление» Артура Шопенгауэра. Книга очень впечатлила Ницше и оказала влияние на его становление как философа.

Артур Шопенгауэр

Учеба Фридриха на факультете филологии в Лейпцигском университете проходила блестяще: уже в 24-летнем возрасте парня пригласили преподавать классическую филологию в статусе профессора в Базельском университете. Это был первый случай в европейской системе высшего образования, когда столь юному ученому было позволено получить статус профессора. Тем не менее, сам Ницше не получал большого удовольствия от учебы, хотя и не отказался строить профессорскую карьеру.

Однако философ недолго проработал в должности преподавателя. Заступая на этот пост, он решил отказаться от гражданства Пруссии (Базельский университет расположен в Швейцарии). Потому во Франко-прусской войне, состоявшейся в 1870 году, Ницше участвовать не смог. Швейцария в этом противостоянии занимала нейтральную позицию и потому разрешила профессору лишь работу санитаром.

Фридрих Ницше в молодости

Фридрих Ницше с детства не отличался сильным здоровьем. Так, в восемнадцатилетнем возрасте он страдал от бессонницы и мигреней, в тридцать лет, вдобавок к этому, практически ослеп и начал испытывать проблемы с желудком. Работу в Базеле он завершил в 1879 году, после чего начал получать пенсию и вплотную занялся написанием книг, не переставая бороться с болезнью.

Ценность идеи вечного возвращения

Прежде всего, обращает внимание универсальность данной идеи, которая в том или ином виде воплощалась и у поэтов, и у мистиков прошлого столетия, получив особенно широкое распространение в среде русских символистов Серебряного века (А. Белого, М

Волошина, А. Блока и других). Эта идея – результат чистого интуитивного прозрения, которое не может быть сведено к доказательству, рациональному постижению.

В смысле этического императива идея насыщена мощным посылом: «жить нужно так, чтобы повторения сюжета жизни не принесли впоследствии разочарований», то есть «жить в полную силу». И тогда мерилом истины может стать не авторитарная идея Бога или загробного мира, где воздается каждому, не социальное одобрение или осуждение, но исключительно внутренняя удовлетворенность самого человека качеством своей жизни, интенсивностью переживаний и своим общим состоянием. В этом, безусловно, больше гуманизма, чем в любой религии. С другой стороны, идея вечного возвращения подразумевает, что от самого человека ничего не зависит, что есть законы вечности, довольно беспристрастные к человеческому существованию, что угол зрения на бытие следует расширить, что он должен выходить за рамки конкретного индивидуального опыта: жизнь следует воспринимать «десятками глаз», с учетом общеисторической перспективы. Согласно логике данной идеи, мир – мощная сила, подобная волнам океана, находящаяся в постоянной динамике, без начала и конца, в основе которой лежит принцип дионисийства. Интересно, что эти интуиции Ницше предваряют работы А. Эйнштейна, опубликованные уже после смерти философа: если заменить понятие «сила» на понятие «энергия», станет очевидной схожесть учений физика и философа.

Идея вечного возвращения Ницше тесно связана с провозглашаемым в его творчестве принципом жизнетворчества (жизнесоздания) по законам эстетики, волевого самосозидания личности для того, чтобы повторение этой вариации через миллионы лет принесло позитивные плоды. Именно человек, который способен творить себя на пределе возможностей, достоин звания сверхчеловека, и ему принадлежит будущее. По Ницше, это и есть тот момент, когда наступает «смерть Бога», потому что функции творения переданы человеку, чья задача – постичь законы «силы» (энергии) и подойти к собственной жизни более осмысленно. В этом смысле, Ницше с полным правом можно назвать современным мыслителем, предвосхитившим идеи ХХ и ХХI веков.

Литература
  • 1. Подорога В.А. Ницше Фридрих, Новая философская энциклопедия в 4-х томах. Том 3. Н-С, М., «Мысль», 2000.
  • 2. Эткинд А.М. Эрос невозможного. История психоанализа в России. М., «Гнозис-Прогресс-Комплекс», 1994.
  • 3. Логрус А. Великие мыслители XX века. М., «Мартин», 2002.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: