В помощь школьнику. военные повести василя владимировича быкова. 11 класс

Детство и юность

Василь Владимирович Быков родился на севере Белоруссии 19 июня 1924 года в небольшой деревушке Бычки, что в Ушачском районе Витебской области. Мальчик рос в крестьянской многодетной семье: помимо него воспитывались сестры Антонина (умерла в 15 лет), Валентина и брат Николай.


Писатель Василь Быков

Его отец Владимир Федорович раньше отправлялся на заработки в Латвию, а также служил в царской армии в Гродно. Затем Быков-старший с началом Первой мировой войны был демобилизован, далее попал в плен и оказался в Германии, где трудился у бауэра. Владимир Федорович рассказывал пятилетнему чаду о том, как сражался в Гражданской войне и как попался немцам в Восточной Пруссии, а Василь слушал, внимая каждому слову, и задавал любопытные вопросы.

Мать писателя Анна Григорьевна происходила из простой семьи, которая жила в деревне Заулок, находящейся на территории Польши. В отличие от главы семейства, которого дети побаивались, Анна была женщиной мягкой и доброй. Родители Василя жили бедно и еле сводили концы с концами, поэтому сытный обед или вкусный ужин были большой редкостью, к тому же будущему писателю порой нечего было надеть, так как его гардероб не отличался обилием одежды.


Василь Быков в молодости

Поэтому единственной отрадой для маленького мальчика были природа и книги. Он обожал проводить свободное время (если оно было, потому что Василь с раннего детства познал, каково это — зарабатывать на хлеб тяжелым трудом) на улице, наслаждаясь пением птиц и свежим воздухом. Но в особенности маленький мальчик обожал озеро Беляковское, где купался, ловил рыбу и раков.

Или же он читал какую-нибудь классическую литературу, которая окунала его с головой в невиданные приключения, придуманные писателями. Первым его прочитанным произведением стала сказка о Царевне-лягушке, которую мальчик получил от учителя. Также Василь хорошо рисовал: он мастерски запечатлевал карандашом на бумагу то, что рождалось в его воображении. Возможно, Быков стал бы выдающимся художником, как Рембрандт, Врубель или Левитан, но судьба уготовила этому талантливому человеку совершенно иной путь.


Василь Быков

Известно, что Василь побывал далеко не на одной школьной скамье: он учился в родной деревне, потом перевелся в Двор-Слободку, а затем ходил в школу в Кулибичи. Далее Быков продолжил обучение, поступив в Витебское художественное училище на отделение скульптуры. К сожалению, молодому человеку пришлось оставить это учебное заведение из-за отмены выплаты стипендии: юноше пришлось устраиваться на работу. Но все-таки он получил образование в школе фабрично-заводского обучения и сдал экзамены за десятый класс экстерном в 1941 году.


Василь Быков в армии

22 июня 1941 года комиссар иностранных дел Вячеслав Михайлович Молотов по поручению Иосифа Сталина официально сообщил соотечественникам о нападении нацистских войск. Стоит сказать, что руководство Советского Союза, несмотря на пакт Молотова-Риббентропа, было готово к действиям Адольфа Гитлера, однако для многих жителей СССР наступление немецкой армии оказалось полной неожиданностью. Война застала Василя Быкова в Украине – там он участвовал в оборонительных работах.

Будущий писатель оказался на волоске от смерти: во время отступления в Белгороде он отстал от своих товарищей и был арестован. Василя сочли немецким шпионом и чуть не расстреляли. Но Быкову удалось убедить захватчиков в том, что он гражданин СССР. Также известно, что зимой с 1941 по 1942 годы молодой человек жил на железнодорожной станции Салтыковка и в городе Аткарске, что в Саратовской области.


Портрет Василя Быкова

Окончив Саратовское пехотное училище, автор «Альпийской баллады» был призван на службу в армию, где дослужился до звания младшего лейтенанта. Быков проявил себя как отважный и мужественный человек, участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию и Знаменку. В начале 1944 года Быков три месяца пребывал в госпитале, а когда его физическое состояние пришло в норму, он вновь стал сражаться за Родину: был старшим лейтенантом, командиром взвода полковой и армейской артиллерии, участвовал в многочисленных операциях, выступал вместе с действующими армиями Болгарии, Венгрии, Югославии и Австрии.

Литература

Неудивительно, что произведения Василя Быкова пропитаны запахом войны. События с 1941 по 1945 годы оставили след в сердце писателя, отразились на его жизни и памяти. Фрагменты воспоминаний всплывали в голове Василя Владимировича все время, доказательством этого может послужить книга «Долгая дорога домой», написанная в 2002 году. Ему приходилось наблюдать кровь, голод и смерть, которая постоянно витала в воздухе.


Писатель Василь Быков

С 1947 года, после демобилизации, мастер пера жил в Гродно – городе, который именуется культурной столицей Белоруссии. В то же время Василь Владимирович начал печататься, параллельно работая в различных мастерских и в редакции местной газеты. С 1959 года начинается его творческая биография: Василь Быков представляет на суд читателей произведение «Журавлиный крик», а в 1961-ом выходит в свет повесть «Третья ракета», принесшая мастеру слова признание и славу.


Книги Василя Быкова

Это произведение окунает любителей литературы во времена войны и в человеческие характеры, которые раскрываются в момент смертельной опасности. Через два года после выхода повести режиссер Ричард Викторов ставит по произведению одноименный фильм, где главные роли исполнили Станислав Любшин, Георгий Жженов, Надежда Семенцова и другие известные актеры.


Василь Быков и Алесь Адамович

Осенью 1965 года читатели впервые познакомились с произведением «Мертвым не больно», которое опубликовал журнал «Маладосць». Сюжет повести разворачивается в 1944 году во время Кировоградской операции, в которой Василь Владимирович участвовал лично: был ранен в живот и ногу, но чудом остался жив, хотя стоит отметить, что молодой солдат первоначально по ошибке числился как погибший.


Василь Быков

В 1974 году талантливый писатель удостоен Государственной премии СССР за произведения «Обелиск» (1971) и «Дожить до рассвета» (1972 ). В 1976 году повесть «Обелиск» была экранизирована тем же режиссером – Ричардом Викторовым. На этот раз главные роли достались Евгению Карельских, Игорю Охлупину, Эдуарду Марцевичу и Валерию Носику.


Роман Василя Быкова «Сотников»

Вообще, существует около двадцати кинолент, снятых по мотивам произведений Василя Владимировича, например: «Восхождение» (1976), «Фруза» (1981), «Круглянский мост» (1989), «Пойти и не вернуться» (1992), «В тумане» (2012) и т.д.

В 1982 году Василь Быков становится автором повести «Знак беды», которая стала значимым произведением в литературе советского пространства. За это творение писатель награжден престижной Ленинской премией. Также Быков известен по произведениям «Сотников» (1970), «Карьер» (1985), «Облава» (1988), «Волчья яма» (1998), «Болото» (2001) и многим другим примечательным работам.

Биография Быкова

Василь Владимирович Быков родился 19 июня 1924 г. в белорусской деревне Бычки. Он рос в простой крестьянской семье, поэтому с раннего детства мог видеть тяжелую жизнь крестьян.

Его отец, Владимир Федорович, служил в царской армии. Во время Первой мировой войны (1914-1918) он попал в плен к немцам, однако позже был освобожден из него.

Вернувшись домой, отец рассказывал сыну разные интересные истории, которые случались в его биографии.

Мать Быкова, Анна Григорьевна, также происходила из крестьянской семьи. Она была доброй и скромной девушкой. Кроме Василя, в семействе Быковых родилось еще две девочки и один мальчик.

Детство и юность

По воспоминаниям писателя, в детстве он часто недоедал и ходил в одной и той же одежде. Ему приходилось подолгу трудиться в поле, чтобы заработать хоть какие-то средства.

Когда у него появлялось свободное время, Василь сразу же брал в руки книгу и начинал ее читать. Это были одни из самых прекрасных моментов в его биографии.

Кроме этого мальчик неплохо рисовал. После прочтения какого-либо произведения, Быков часто рисовал тех героев или события, о которых узнавал из книг.

Сменив несколько школ, он смог поступить в Витебское художественное училище на отделение скульптуры. Однако в скором времени ему пришлось бросить учебу, по причине отмены выплаты стипендии.

После этого Василь Быков устроился на работу. Стоит заметить, что он все же смог сдать экзамены за 10 класс экстерном в 1941 г.

В том же году началась Великая Отечественная война, которая застанет будущего писателя на Украине. Для советского народа наступление нацистских войск стало полной неожиданностью.

В период биографии 1941-1942 гг. Быков проживал в небольшом городе Аткарске, что в Саратовской области

Окончив там пехотное училище, он был призван в ряды Красной Армии, где смог проявить себя в качестве храброго и отважного солдата

Василь Быков неоднократно участвовал в тяжелых боях и всегда был готов отдать жизнь за Родину.

Получив ранение в 1944 г. он был госпитализирован. После выздоровления Быков вновь отправился на фронт. Он принимал участие в разных военных операциях и смог дослужиться до командира взвода полковой и армейской артиллерии.

Настоящий человек

Произведение, которое написал Василь Быков, поднимает тему подвига учителя, до конца преданного своему делу и в трудную минуту не оставившего своих учеников. Не имея другой возможности помочь, он предпочел разделить их судьбу и погибнуть вместе с ними.

Главными персонажами произведения являлись простые люди:

  • Сельский учитель Алесь Иванович Мороз. Он отличался невероятной преданностью делу воспитания молодого поколения, честностью и справедливостью.
  • Его воспитанник Павел Иванович Миклашевич, благодаря ему оставшийся в живых.
  • Бывший партизан Тимофей Титович Ткачук, до войны служивший в районном отделе образования.
  • Подросток Коля Бородич, беззаветно преданный наставнику.
  • Журналист, решивший написать историю сельского учителя.

На похоронах учителя Павла Миклашевича, с которым автор был знаком заочно, сельчане с почтением вспоминают, каким он был в жизни. Большинство уважало его как коммуниста и передового учителя. Но бывший учитель Ткачук считает, что это не так и вспоминает о его отношениях с неким Морозом, якобы попавшим в плен при невыясненных обстоятельствах.

Биография Василя Быкова

Родился писатель 19 июня 1924 года в поселке Бычки Белорусской ССР.

Его родители были простыми крестьянами. Отец писателя Владимир Федорович служил в царской армии, был участником Первой мировой войны. Мать Анна Григорьевна происходила из простой семьи, из деревни Заулок, которая находилась на территории Польши. Кроме Василя в семье были еще брат Николай и две сестры Антонина и Валентина.

Семья жила очень скромно. Вкусные и сытные ужины и обеды были большой редкостью. Плохие дела обстояли и с одеждой. Работая на полях, чтобы заработать хоть какие-то средства, он уже с малых лет знал, что такое тяжкий труд.

В свободное от работы время он очень любил читать. Первым прочитанным им произведением была сказка «Царевна-лягушка», которую ему подарил учитель.

Кроме чтения мальчика увлекало рисование. Рисовать у него получалось хорошо. Часто после прочтения какой-нибудь книги будущий писатель зарисовывал, то, что рождалось в его воображении.

За школьные года Василь поменял несколько школ. Сначала он учился в своей родной деревне Бычки, позже перевелся в Двор-Слободку, а затем ходил в школу в Кулибичи, где и окончил школьное обучение. Всего писатель окончил восемь классов.

После школы он поступил в Витебское художественное училище на отделение скульптуры. Но по иронии судьбы учиться ему пришлось не долго. Из-за отмены выплаты стипендии студенту Быкову пришлось отчислиться, так как средств на жизнь кроме стипендии у него больше не было.

Но образование он все-таки получил. В 1941 году он окончил фабрично-заводское отделение и сдал экзамены экстерном за десятый класс.

Великая Отечественная война застала писателя на Украине. Здесь он выполнял оборонительные работы. Во время отступления в Белгороде Василь оказался на волосок от смерти. Он отстал от своей колонны и его арестовали как немецкого шпиона, за что и хотели его расстрелять. Но Василь сумел убедить своих соотечественников, что он свой.

В 1942 году его призвали в армию, окончил Саратовское пехотное училище. В 1943 году Василю Быкову присвоили звание младшего лейтенанта.

Василь Владимирович не раз участвовал в тяжелых боях, защищал Кривой Рог, Александрию, Знаменку.

В боях за Кировоград получил серьёзные ранения в ногу и живот. Это событие легло в основу повести «Мертвым не больно». После лечения снова вступил в ряды Красной армии. С действующей армией прошел по Болгарии, Австрии, Венгрии, Югославии. Был старшим лейтенантом, командиром взвода полковой и армейской артиллерии.

Краткая биография

  1. В 1947 году Быков переехал в Гродно, где устроился на работу художником.
  2. С 1949 по 1955 годы вновь находился на службе в Советской Армии.
  3. После окончательной демобилизации стал литературным консультантом и журналистом в редакции газеты «Гродненская правда».
  4. Его зарисовки и очерки периодически появлялись в областных и республиканских изданиях.
  5. Первое произведение Василя Быкова было опубликовано в 1947 году, но как писатель он стал известен только в 1951 году после выхода в свет произведений о Великой Отечественной войне.
  6. Повесть «Третья ракета» (1961 год) принесла Быкову широкую известность.
  7. На протяжении 1960-х годов писатель публикует ряд своих произведений, которые стали очень популярными на родине: «Мертвым не больно», «Альпийская баллада» и др.
  8. В 1970-х выходят в свет повести «Сотников», «Пойти и не вернуться», «Дожить до рассвета», «Обелиск». Позднее их начали ставить рядом с произведениями именитых мастеров военной прозы ХХ века.
  9. В 1972 году Василь Владимирович был назначен секретарем Гродненского отделения Союза писателей БССР. На этой должности он оставался вплоть до 1978 года.
  10. В 1974 году за повесть «Дожить до рассвета», написанную годом ранее, писателю вручили Государственную премию СССР.
  11. В 1978 году переехал в Минск, где решил посвятить больше времени литературному творчеству.
  12. В 1980 году Василь Быков был удостоен высокого звания – Народный писатель Беларуси.
  13. В 1986 году за повесть «Знак беды» его наградили Ленинской премией.
  14. В 1978-1989 годах он избирался депутатом Верховного Совета Белорусской ССР.
  15. В 1988 году являлся учредителем Белорусского народного фронта, а также принимал участие в расследовании советских преступлений в Куропатах.
  16. В 1990 году стал президентом «Бацькаушчыны» — Объединения белорусов мира.
  17. В 1994 году выступал в качестве доверенного лица Зенона Позняка на выборах Президента Республики Беларусь.
  18. Многие произведения Быкова были экранизированы, например, повесть «Дожить до рассвета» и «Третья ракета».
  19. Последняя книга писателя — «Долгая дорога домой», публикацию которой он еще успел застать.
  20. В середине 90-х писатель ощутил на себе всю неприязнь и травлю со стороны государственной прессы. Его произведения запрещались, на выход новых накладывалась цензура.
  21. Василь Быков очень тяжело переносил отношение к себе и своему творчеству, и на фоне этого его здоровье ухудшилось. Писатель был вынужден уехать из страны.
  22. На протяжении нескольких лет Василь Быков проживал в Финляндии, затем в ФРГ. В Чехии ему провели серьезную операцию на желудке – у писателя был рак.
  23. На закате своей жизни Быков вернулся в Беларусь, но прилагаемых усилий для борьбы с болезнью оказалось недостаточно, и писатель скончался в знаковую для Беларуси дату — 22 июня 2003 года. Писатель провел последние минуты своей жизни в реанимационном отделении онкологического госпиталя Боровляны под Минском, где он находился под пристальным наблюдением врачей.
  24. Прощались с великим писателем, общественным и политическим деятелем 25 июня в Доме литератора. Его отпели в соответствии с обрядом Грекокатолической церкви, а гроб накрыли бело-красно-белым флагом. На прощальной церемонии присутствовали многие известные писатели, а также не менее 40 тысяч поклонников Василя Владимировича Быкова.

Писатель Василь Владимирович Быков

Василь Быков

Возраст: 98

Василь (Василий) Владимирович Быков (белор. Васіль Уладзіміравіч Быкаў). Родился 19 июня 1924 года в дер. Бычки Ушачского района Витебской области — умер 22 июня 2003 года в Боровлянах. Белорусский писатель и общественный деятель, участник Великой Отечественной войны, капитан.

Большинство произведений — повести, действие которых происходит во время Великой Отечественной войны и в которых показан нравственный выбор человека в наиболее драматичные моменты жизни.

Родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. С детства увлекался рисованием. Окончил 8 классов школы в деревне Кубличи, затем учился на скульптурном отделении Витебского художественного училища (1939-1940), которое оставил из-за отмены стипендий, и в школе ФЗО (до мая 1941 года). В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс.

Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион. Воевал в составе армейского инженерного батальона. Зимой 1941-1942 годов жил на ст. Салтыковка и в городе Аткарске Саратовской области, учился в железнодорожной школе.

Призван в армию летом 1942 года, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Во время Кировоградской операции ранен в ногу и живот (по ошибке был записан как погибший); события после ранения послужили основой повести «Мёртвым не больно». В начале 1944 года три месяца находился в госпитале. Затем участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, освобождении Румынии. С действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии.

После демобилизации жил в Гродно (с 1947 года). Печатался с 1947 года, работал в мастерских, а также в редакции областной газеты «Гродненская правда» (до 1949 года). В период с 1949 по 1955 год снова служил в Советской армии, в 1955 году окончательно демобилизовался в звании майора. С 1955 до 1972 года вновь работал в «Гродненской правде». С 1959 года член Союза писателей СССР. В 1972-1978 годах — секретарь Гродненского отделения Союза писателей БССР. Имя Быкова фигурировало в списке подписавших Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове, однако сам он позже отрицал своё участие в этом письме.

В 1978 году переехал в Минск. Избирался депутатом Верховного Совета БССР в 1978-1989 годах.

В 1988 году стал одним из учредителей Белорусского народного фронта. В 1989 году избран депутатом Съезда народных депутатов СССР, вошёл в Межрегиональную депутатскую группу. Был президентом белорусского ПЕН-центра. В 1990-1993 годах — президент Объединения белорусов мира «Бацькаўшчына» (рус. Отечество). В октябре 1993 года подписал открытое «письмо сорока двух».

С конца 1997 года жил за границей в политической эмиграции — вначале по приглашению ПЕН-центра Финляндии проживал в окрестностях Хельсинки, затем, получив приглашение ПЕН-центра ФРГ, переехал в Германию, а затем в Чехию. Вернулся на Родину только за месяц до смерти. Неоднократно выступал с резкой критикой режима Александра Лукашенко; считал, что для Белоруссии предпочтительнее союз не с Россией, а с Западом.

Умер 22 июня 2003 года в 20 часов 30 минут в реанимационном отделении онкологического госпиталя в Боровлянах, под Минском. Он был отпет в минском Доме литератора согласно обряду Грекокатолической церкви; гроб писателя был накрыт бело-красно-белым флагом. Похоронен на Восточном кладбище в Минске.

Известность Василию Быкову принесла повесть «Третья ракета» (1961). Также в 60-е годы опубликованы ставшие всемирно известными повести «Альпийская баллада», «Мёртвым не больно»; в 70-е — «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться».

Повесть «Облава» была опубликована в журнале «Новый мир» в 1990 году.

Большинство своих произведений Василий Быков писал по-белорусски, многие из них сам переводил на русский. Его литературные труды переведены на многие языки мира.

Критика

Нападки со стороны официальной цензуры пришлось испытать многим писателям, в том числе и Быкову. Большинство произведений он печатал в журнале «Новый мир». Это издание, которым руководил Твардовский, долгое время было главным объектом сокрушительных атак цензоров. Особенно жесткой критике подверглись произведения «Атака с ходу», «Мертвым не больно», «Круглянский мост». Последнее появилось в книжном издании лишь спустя десять лет после создания. «Атака с ходу» — только в начале восьмидесятых. Повесть «Мертвым не больно» издана была через 23 года после написания.

Прошло более полувека после создания самых известных произведений Быкова. Война давно закончилась, почти не осталось свидетелей и участников тех страшных событий. Но повести Василя Быкова все так же актуальны. Все дело в их народности, простоте. Ведь рассказывал этот писатель не о бесстрашных героях, а об обычных людях.

Быкова интересовала прежде всего не сама война, не технология боя, а нравственный мир человека, его душевные качества. Партизанское движение, о котором он так часто писал, не могло быть без народной поддержки людей, которые не желали жить под игом фашистов. Таких было немало. Пренебречь ролью простых людей в борьбе с оккупантами Василь Быков не мог.

В повести «Круглянский мост» речь идет о сыне полицая, который стыдится своего отца, мечтает уйти к партизанам. Правда на стороне последних. И она сильнее отцовского авторитета.

Политические взгляды писателя

Политические разногласия заставили Василя Владимировича эмигрировать из Беларуси. Сначала его приютила Финляндия, затем Германия и Чехия. Писатель был критиком режима Лукашенко и считал, что Беларусь должна объединяться с Западом. А президент предпочел союз с Россией. Только в 2003 году Быкову довелось приехать на родину. Писатель был очень болен, ожидал скорой смерти, так как долгие годы боролся с онкологическим заболеванием. Умер он через месяц после приезда в Беларусь. Смерть настигла его в реанимации госпиталя возле Минска. В 2004 году в деревне Бычки открыли музей в его честь.

klassreferat.ru

Повесть «Обелиск» была впервые опубликована в 1972 году и сразу вызвала поток писем, приведших к дискуссии, развернувшейся в печати. Речь шла о нравственной стороне поступка героя повести Алеся Морозова; один из участников дискуссии рассматривал его как подвиг, другие как необдуманное решение. Дискуссия позволила проникнуть в самое существо героизма как идейно-нравственного понятия, позволила постичь многообразие проявлений героического не только в годы войны, но и в мирное время. Содержание произведения не исчерпывается обращением к прошлому. В повести писатель стремится рассмотреть во всей протяженности судьбы тех, кто погиб в войну, и тех, кто выжил, но продолжает чувствовать себя бойцом. Бойцом за справедливость, за восстановление имен и подвига погибших. Повесть пронизана характерной для Быкова атмосферой раздумья. Автор строг к себе и своему поколению, потому что подвиг периода войны для него – основная мера гражданственной ценности и современного человека. На первый взгляд, учитель не совершил подвига. За войну он не убил ни одного фашиста. Он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Но это только на первый взгляд. Учитель явился к гитлеровцам, когда те арестовали пятерых его учеников и потребовали его прихода. В этом и есть подвиг. Правда, в самой повести автор не дает однозначного ответа на этот вопрос. Он просто вводит две политические позиции: Ксендзова и Ткачука. Ксендзов как раз убежден, что подвига не было, что учитель Мороз не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в те дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников. Спор Ксендзова и бывшего партизанского комиссара Ткачука разгорелся в день похорон Миклашевича, который, как Мороз, учительствовал в сельской школе и уже одним этим доказал свою верность памяти Алеся Ивановича. У таких, как Ксендзов, есть достаточно разумных доводов против Мороза: ведь тот сам, оказывается, ходил в немецкую комендатуру и добился, чтобы открыли школу. Но комиссар Ткачут знает больше: он приник в нравственную сторону поступка Мороза. «Не будем учить мы – будут оболванивать они» — вот принцип, который ясен учителю, который понятен и Ткачуку, присланному из партизанского отряда, чтобы выслушать объяснения Мороза. Оба они познали истину: борьба за души подростков продолжается и во время оккупации. Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге, если явится их учитель, — ложь. Но не сомневался в другом: если не явится, враги используют этот факт против него, дискредитируют все, чему он учил детей. И он пошел на верную смерть. Знал, что казнят всех – и его, и ребят. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через все жизненные испытания. Став учителем, он передал морозовскую «закваску» своим ученикам. Ткачук, узнав, что один из них Витька, недавно помог поймать бандита, удовлетворенно заметил: «Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать». В повести намечены пути трех поколений: Мороза, Миклашевича, Витьки. Каждое из них достойно совершает свой героический путь, не всегда явно видимый, не всегда всеми признанный. Писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, не похожего на обычный, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. Перед Морозом, когда он шел из партизанского отряда в фашистскую комендатуру, перед Миклашевичем, когда он добивался реабилитации своего учителя, перед Витькой, когда он бросился защищать девушку, была возможность выбора. Возможность формального оправдания их не устраивала. Каждый из них действовал, руководствуясь судом собственной совести. Такой человек, как Ксендзов, предпочел бы скорее всего устраниться. Спор, который ведется в повести «Обелиск», помогает понять преемственность героизма, самоотверженности, истинной доброты.

Рекомендуем посмотреть:

  • Нравственный выбор героев в повести В.Быкова «Сотников»
  • На пороге бездны (по повести Быкова «Сотников»)
  • Образы Сотникова и Рыбака в повести Быкова «Сотников»
  • Человек на войне (по повести Василя Быкова «Сотников»)
  • Тема войны в творчестве В. Быкова (по повестям «Сотников», «Обелиск»)
  • Активное противление злу (по произведениям Василя Быкова)
  • Верность долгу (по повести «Обелиск»)
  • Рецензия на повесть Василя Быкова “Обелиск”
  • Нравственный подвиг в повести В. В. Быкова «Обелиск»
  • Рецензия на повесть В. В. Быкова «Обелиск»

Библейские мотивы в повести

Неправедная природа предательства

В судьбах героев повести «Сотников» прослеживается аналогия с библейской историей Христа и Иуды

Сотников берет вину на себя, стремится спасти как можно больше других жизней, Рыбаку важно спастись самому, он предает и отправляет своего товарища на казнь. Сотников обладал большой силой духа, он не потерял верность принципам гуманизма и готов на страдания за других людей

Даже к Рыбаку в последние минуты жизни он испытывает жалость, что не сумел неплохой парень сохранить честь и достоинство, скатился в безнравственную пропасть.

Быков заставляет задуматься, какое множество человеческих жизней со времени Иисуса Христа было принесено на «жертвенный алтарь человечества», и чему этот духовный подвиг научил людей? Имеет ли смысл для человека, которого волнует «в первую очередь забота только о самом себе», принесенная в жертву чужая жизнь? Благородство поступков и порывы противиться злу и созидать добро воспринимаются им как чудачество или «дремучая глупость». Тем не менее автор доказывает, что смерть человека за веру и народ имеет глубокий смысл для человеческого мира, через духовный подвиг одной личности нравственная сила передается другим людям. Неслучайно в ночь перед казнью Сотникову приснился сон: покойный отец цитирует ему библейскую истину про «высшую справедливость на свете».

По мотивам повести «Сотников» в 1976 г. Ларисой Шепитько был снят фильм, который режиссер назвала «Восхождение». В образе Сотникова показано духовное восхождение человека на свою Голгофу, а в образе Рыбака – история морального разложения личности Иуды.

Краткий пересказ повести

Героические будни партизанского движения в годы войны. Трагическая судьба двух партизан

Действие повести происходит во время войны зимой в Белоруссии. Партизанский отряд не давал покоя немецким оккупантам. На уничтожение партизан были посланы три роты полицаев, которые обложили отряд со всех сторон. Партизаны были измотаны неделей беспрестанных боев и мотанием по лесу, в отряде четыре человека были ранены. К тому же закончилась провизия, и командир решил отправить Рыбака, хорошо знавшего эти места, на поиски пропитания. Двое партизан отказались стать напарниками Рыбака в вылазке, ссылаясь на уважительные причины, просьбе командира не смог отказать Сотников.

Ночью отправились партизаны на задание, чтобы добыть голодающим и мерзнувшим у лесного болота товарищам какой-нибудь еды. Рыбак уже в пути понял, что его напарник очень болен. На его вопрос, почему Сотников не уклонился от задания из-за плохого самочувствия, тот ответил, что не смог, потому что другие уже отказались. Сначала они направились в ближайший хутор, но увидели, что его сожгли немцы. После дошли до деревни Люсины, где попали в дом старосты, отогрелись и забрали тушу овцы. По пути в отряд нарвались на полицаев, завязалась перестрелка. Рыбак успел укрыться в лесу, ослабевший Сотников отстал и стал отстреливаться, ранил одного полицая, но и сам получил ранение в ногу. Рыбак бросил овцу в лесу и вернулся на помощь Сотникову.

Кадры из фильма «Восхождение»

Партизанам удалось скрыться в доме на краю деревни, в котором они увидели четверо детей. Вскоре вернулась хозяйка, вдова Дёмчиха. Она была не очень рада гостям, но рану Сотникову перевязала. Заметив в окно, что к дому направляются полицаи, партизаны спрятались на чердаке. Сотников не смог сдержать кашель, которым выдал себя и товарища. Партизан и хозяйку связали и отвезли в полицию соседнего местечка. В подвале полиции уже сидел староста, которого арестовали за то, что он не донес на партизан и отдал им овцу. Последней в подвале появилась тринадцатилетняя еврейская девочка Бася, которую староста прятал у себя в подполе.

После ареста партизаны ведут себя по-разному. Сотников категорически отказался отвечать на вопросы следователя и обрек себя на пытки. Во время пыток он терял сознание, но молчал. Рыбак решил, что не хочет принимать покорно смерть, стал лукавить в ответах, но невольно выдал место нахождения одной партизанской группы. После допроса, увидев в подвале искалеченного Сотникова, он порадовался, что избежал физических истязаний. Сотников предупредил напарника, что нацистскую машину обмануть нельзя, придется либо на нее работать, либо она его уничтожит.

Ранним утром задержанных доставили на место казни, к которому уже согнали жителей поселка. Сотников обратился к начальству полицаев, попросил отпустить Рыбака, вдову, старика и девочку, уверяя, что они ни в чем не виноваты. Свою же вину в том, что ранил полицая, он признал. Рыбак, думая, что про него забыли, рвался к следователю, чтобы дать согласие на сотрудничество с полицаями. Заметивший его следователь приказал развязать руки новому полицаю. Обессиленного Сотникова Рыбак подвел к виселице, помог встать на чурбан, после оглашения приговора выпустил из ослабевших рук подставку, на которой стояли ноги Сотникова.

После казни Рыбак не испытал облегчения от спасения, понял, что шансов на побег у него больше нет. Этой казнью, которую полицаи назвали «ликвидацией», его тоже ликвидировали, хотя и оставили в живых. Он спрятался в уборной, чтобы свести счеты с жизнью и повеситься на собственном ремне. Но ремня не было, он забыл, что после ареста его забрали полицаи. От отчаяния Рыбак завыл, словно собака.

Кадры из фильма «Восхождение»

Образ Мороза в повести «Обелиск» Быкова В.В.

Образ Мороза выполняет в повествовании двойную художественную функцию. В

Быкову важно не только конкретизировать человеческую психологию в связи с теми крайними обстоятельствами, в которых герой оказался волею случая, не только показать, что он в силу человечности характера иногда может стать и «становится выше судьбы и, стало быть, выше могущественной силы случая», но и — через судьбу и подвиг героя — повлиять на истинность чувств, нравственные побуждения современников

Для Мороза утверждаемые им высокая категория правды и категория веры суть пережитые истины. Его путь к правде, ради которой он научился идти по линии наибольшего сопротивления, необычайно искренен и смел. Душевная активность Мороза в сочетании с достигнутой степенью интеллектуального и этического развития сообщает его образу духовный максимализм. Все позитивные качества его натуры воспринимаются нами как императив.

Он и вымышленный и подлинный, Алесь Иванович Мороз, сделавший, по убеждению бывшего заведующего роно Ткачука, «больше, чем если бы убил сто» фашистов. Ибо, как говорит Ткачук, он «жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно». И этим подтвердил искренность и правоту своих жизненных принципов.

Эти принципы вошли в самую суть его сознания, в саму структуру его личности, стали основой и оправданием его существования. В них, как в фокусе, концентрируется главная мысль повести, в основе которой лежат материи более сложные, чем просто история белорусского учителя, которые автор и пытается объяснить, хотя поначалу эти объяснения и даются ему очень трудно, а потом прорываются таким потоком, что, кажется, вот-вот захлестнут с головой и его самого.

Личная жизнь

Василь Быков был два раза женат. Его первая супруга работала в гродненской школе учительницей русского языка и литературы. Надежда Андреевна Кулагина подарила мужу 30 лет счастливой семейной жизни и двоих прекрасных сыновей – Сергея и Василия. Через некоторое время она ушла из школы и стала личным секретарем писателя.

С детьми

Вместе Надежда и Василь выдержали нелегкие времена – в пятидесятые годы было сложно растить детей, тем более, что Быков еще не был великим писателем и получал весьма скромные гонорары. Однако после столь долгих лет брака и серьезных испытаний пара распалась. Василь Владимирович встретил другую женщину, а Надежда Андреевна не смогла пережить уход мужа – она быстро похудела, состарилась, а затем заболела и умерла в возрасте 57 лет.

С первой женой Надеждой

Второй супругой мастера пера стала Ирина Михайловна Суворова. Она работала литсотрудником в «Гродненской правде» и во многом разделяла взгляды писателя. В их браке был мир и спокойствие – то, чего не хватало Василю в отношениях с первой супругой.

С женой Ириной

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: