Типы и виды речевых ошибок в русском языке: примеры и исправления

Виды речевых ошибок:

  1. Употребление слова в несвойственном ему значении — Мы были шокированы
    прекрасной игрой актеров.
    Мысль развивается на продолжении
    всего текста.
  2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом — Мое отношение к этой проблеме не поменялось.
    Были приняты эффектные меры.
  3. Неразличение синонимичных слов — В конечном
    предложении автор применяет градацию.
  4. Употребление слов иной стилевой окраски — Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
  5. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов — Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
  6. Неоправданное употребление просторечных слов — Таким людям всегда удается объегорить других.
  7. Нарушение лексической сочетаемости — ​​​​​​Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные >особенности (вместо средства).
  8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм — Красоту пейзажа автор передаетнам
    с помощью художественных приемов.
    Молодой
    юноша, очень
    прекрасный.
  9. Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) — В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
  10. Неоправданное повторение слова — Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
  11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций — Когда писатель пришел в редакцию
    , его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
  12. Неудачное употребление местоимений — Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.
    У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Типичные
грамматические ошибки (К9)

Это ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

  1. Ошибки в образовании личных форм глаголов
    : Им двигает чувство сострадания
    (следует: движет);
  2. Неправильное употребление видовременных форм глаголов
    : Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно
    (следует: …даст.., научит… или…дает.., учит…);
  3. Ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий
    : Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста
    (следует: стекавшие);
  4. Ошибки в образовании деепричастий
    : Вышев на сцену, певцы поклонились
    (норма: выйдя);
  5. Неправильное образование наречий
    : Автор тута был не прав
    (норма: тут);

Виды логических ошибок

Логические ошибки связаны с неправильным построением монологического высказывания (текста сочинения, изложения). Они могут быть разными, начиная от нарушения причинно-следственных связей и заканчивая пропусками важных частей, отвлечением на другие темы.

Вот наиболее частые логические ошибки:

  • нарушена последовательность высказываний;
  • отсутствует связь между частями высказывания;
  • неоднократно повторяется уже изложенное суждение;
  • в микротему включена другая микротема;
  • части высказывания несоразмерны;
  • отсутствует необходимая часть высказывания (логический скачок);
  • нарушены причинно-следственные связи;
  • нарушена логико-композиционная структура текста;
  • имеется сопоставление несопоставимого.

Можно привести примеры логических ошибок в разных частях текста.

Неудачный зачин может характеризоваться тем, что первое предложение содержит отсылку на контекст, который перед вступлением, разумеется, отсутствует. Например, когда текст начинается словами: «В данном произведении…».

В основной части текста могут оказаться сближены в одном предложении разнородные понятия, например: Простакова издевалась над крепостными и вынуждена была заботиться о том, чтобы дать сыну достойное образование.

К логическим ошибкам в центральной части высказывания относится и неправильная последовательность предложений, когда, например, высказывается одна мысль, потом другая, потом осуществляется возврат к первой.

Нарушение причинно-следственных связей тоже наблюдается, чаще всего, в основной части текста.

Неудачной концовкой экзаменаторы сочтут вывод, продублированный в двух предложениях.

Небольшой тест

Наша маленькая тестовая проверка поможет узнать, насколько хорошо вы помните нормы русского языка.

Вопрос #1. Замените одной из предложенных конструкций точки в предложении: Добавлять ключевые слова следует … SEO

Далее

Вопрос #2. Выберите подходящее прилагательное: Партизанский маркетинг ещё называют … пиаром

Далее

Вопрос #3. Выберите правильное правописание частицы:

Далее

Вопрос #4. Какое слово пропущено в предложении? Показатели не … 76%.

Далее

Вопрос #5. Выберите правильный вариант предложения

Далее

Вопрос #6. В каком примере последнее слово употреблено правильно?

Далее

Вопрос #7. Какое количество предложений ниже построено правильно? 1) Замечательный подарок мужу рыболову, который выполнен из гипса и дерева. 2) Необходимо написать о механизме машин и их производителей. 3) Лучшие радиоуправляемые вертолеты для новичка – у нас вы найдете разнообразные футуристические летальные аппараты. 4) Ваш ребенок хочет на день рождения железную дорогу? Нет ничего легче – приобретите его у нашей компании!

Далее

Небольшой тест

Наша маленькая тестовая проверка поможет узнать, насколько хорошо вы помните нормы русского языка.

Вопрос #1. Замените одной из предложенных конструкций точки в предложении: Добавлять ключевые слова следует … SEO

Далее

Вопрос #2. Выберите подходящее прилагательное: Партизанский маркетинг ещё называют … пиаром

Далее

Вопрос #3. Выберите правильное правописание частицы:

Далее

Вопрос #4. Какое слово пропущено в предложении? Показатели не … 76%.

Далее

Вопрос #5. Выберите правильный вариант предложения

Далее

Вопрос #6. В каком примере последнее слово употреблено правильно?

Далее

Вопрос #7. Какое количество предложений ниже построено правильно? 1) Замечательный подарок мужу рыболову, который выполнен из гипса и дерева. 2) Необходимо написать о механизме машин и их производителей. 3) Лучшие радиоуправляемые вертолеты для новичка – у нас вы найдете разнообразные футуристические летальные аппараты. 4) Ваш ребенок хочет на день рождения железную дорогу? Нет ничего легче – приобретите его у нашей компании!

Далее

Лексические ошибки

Лексические ошибки – употребление слов в неприсущих для них формах, искажение правил смысловой конструкции. Подобные речевые ошибки бывают нескольких видов.

Употребление слова в нехарактерном ему значении. Одна из наиболее распространенных лексических ошибок, способная проявляться в 3 видах:

  • Смешение слов, близких по смыслу: «Мальчик обратно прочел журнал».
  • Смешение слов, близких по звучанию: элементы – алименты, Австрия – Австралия, опечатки – отпечатки, роман – романс.
  • Смешение слов, близких по значению и звучанию: одеть – надеть, длинный – длительный, жизненный – житейский, желанный – желательный.

Словосочинительство. Примеры ошибок: «скучание», «ихние», «жаждает», «упорность».

Нарушение правил смыслового согласования слов

Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по принципу их вещественных значений. Неправильными считаются, например, следующие выражения:

  • «Бесцветно черные деревья колышутся на ветру» – деревья не могут быть «бесцветными» и «черными».
  • «Лошади не спеша мчались во весь опор», – речевая ошибка, поскольку «не спеша» (значит медленно), и «во весь опор» (скакали изо всех сил).

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии.

  • Плеоназм – неуместное многословие, излишнее употрeбление слов: «габаритные размеры», «первая премьера», «прейскурант цен», «молодой юноша».
  • Тавтология – словосочетания с общим корнем: «случай случился», «запечатлеть впечатления», «масло масляное».

Примеры

Ф1

Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров

Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором

; Ленский вернулся в свое имениеиз Англии; Счастьем для Обломова былоодиночество и равнодушие.Ф2

Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.

Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись

Ф3

Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.

Великая Отечественная война 1812 года; Столица США — Нью-Йорк.

Ф4

Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев.

Искажения в названиях литературных произведений, их жанров, ошибка в указании автора.

Тургень

ев; «Тараси Бульба»; вповести Тургенева «Преступление и наказание».

Этические ошибки(Э) — нарушение в работе системы ценностей и правил этики: высказывания, унижающие человеческое достоинство, выра­жающие высокомерное и циничное отношение к человеческой лич­ности, не­доброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты. Вид ошибки

Исправление искажения слов

Неправильное произнесение и написание слов демонстрирует неграмотность человека. Чтобы избежать этого в будущем, необходимо выполнять следующие действия:

  • Почаще общаться с образованными и грамотными людьми.
  • Стараться контролировать свою речь, правильно произносить все слова.
  • Часто читать художественную литературу, заботиться о повышении уровня образования.
  • Изучать таблицы примеров речевых ошибок, которые есть во многих учебниках по русскому языку, специальных приложениях для телефонов.
  • Ходить в музеи и библиотеки, посещать музеи и специальные тренинги.
  • Писать различные изложения и сочинения для себя.

Защита Лужина. Избранные произведения «русского периода»

Он продолжал молчать, и она замолчала тоже, и стала рыться в сумке, мучительно ища в ней тему для разговора.

В литературе ХХ века В. В. Набоков — явление уникальное, и в первую очередь благодаря его двуязычию, виртуозному владению и русским, и английским. О себе он говорил: «Моя голова разговаривает по-английски, мое сердце — по-русски, и мое ухо — по-французски». Русским эмигрантам книги Набокова казались слишком оторванными от традиций родной литературы, современные исследователи его творчества так и не пришли к единому мнению: какой же культуре принадлежит этот талант? В настоящее издание вошли романы, написанные Набоковым на русском языке в берлинский период, до 1937 года: «Король, дама, валет», «Защита Лужина», «Камера обскура», «Соглядатай», «Отчаяние», «Приглашение на казнь». Опубликованные в эмигрантской печати под псевдонимом В. Сирин, эти произведения принесли автору успех, но оставались неизвестными в Советской России; сегодня они считаются не только образцами творческого стиля Набокова, но и подлинными шедеврами русской литературы.

Андрей Платонов избавился от ванной

В 1930-х годах в Москве было мало жилья, людям приходилось делить тесные квартирки и даже комнаты на 5–6 человек. Писатели всеми способами пытались создать себе условия для творчества. Например, Андрей Платонов снёс ванную комнату, сделал на её месте рабочий кабинет и ходил мыться в баню.

Слабые качества для резюме

Иногда работодатели просят в резюме перечислить недостатки. Это своеобразный психологический ход. Ведь не может кандидат на вакансию быть таким идеальным, каким он себя представил в резюме!

Чтобы не показаться слишком нахальным и не упасть в самобичевание, важно правильно заполнить строки о своих недостатках. Перечислю, чего писать точно не нужно:

  • непунктуальность,
  • подлость,
  • пассивность,
  • расточительность,
  • ехидство,
  • небрежность,
  • наглость,
  • леность.

На собеседовании важно правильно представить себя со всех сторон. И для этого можно упомянуть следующие недостатки:

  • прямолинейность,
  • безотказность,
  • трудоголизм,
  • самоедство,
  • упрямство,
  • доверчивость,
  • склонность к рефлексии.

Открою вам небольшую тайну: каждая профессия имеет свой набор “желательных недостатков”. Например, для менеджера по продажам даже желательно иметь такие недостатки, как болтливость, амбициозность, самонадеянность. А оператору ПК можно написать о педантичности, перфекционизме или занудстве.

Из распространенных недостатков можно указать любовь к шопингу, возраст (если вам чуть больше 40) или отсутствие опыта работы.

Как избежать ошибок в речи

Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:

  1. Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
  2. Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
  3. Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
  4. Больше читайте художественную литературу.
  5. Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.

А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.

Лексические речевые ошибки

Лексика – это словарный запас языка. Ошибки возникают тогда, когда вы пишите либо говорите о том, в чем не разбираетесь. Чаще ошибки в значениях слов происходят по нескольким причинам:

  • Слово устарело и редко используется в современном русском языке.
  • Слово относится к узкоспециализированной лексике.
  • Слово является неологизмом и его значение не распространено.

Классификация лексических речевых ошибок:

  • Ложная синонимия. Человек считает синонимами несколько слов, которые ими не являются. Например, авторитет не есть популярность, а особенности не являются различиями. Примеры, где допущена ошибка: «Певица была авторитетом среди молодежи» вместо «Певица была популярной среди молодежи». «У брата и сестры было много особенностей в характерах» вместо «У брата и сестры было много различий в характерах».
  • Употребление похожих по звучанию слов. Например, употребление слова «одинарный», когда необходимо сказать «ординарный». Вместо слова «индианка» могут написать ошибочное «индейка».
  • Путаница в близких по значению словах. «Интервьюер» и «Интервьюируемый», «Абонент» и «Абонемент», «Адресат» и «Адресант».
  • Непреднамеренное образование новых слов.

Допустить речевую ошибку просто. Иногда это получается в случае оговорки, а иной раз проблема заключается в незнании какой-либо нормы русского языка либо из-за путаницы значений слов. Читайте много книг, правильно говорить и не стесняйтесь лишний раз обратиться к словарю или учебнику. Постоянно работайте над устной и письменной речью, чтобы количество ошибок было приближено к нулю.

Структура обоснования

Обосновать — это значит подтвердить своё мнение убедительными доказательствами; привести аргументы (факты, объяснения, примеры) для подтверждения своего мнения по позиции автора.

Обоснованное, то есть аргументированное мнение выпускника представляет собой текст-рассуждение.

Чтобы проверяющий эксперт поставил максимальный балл за обоснованное выражение своего отношения к позиции автора по сформулированной проблеме, нужно следовать его структуре.

Правильное обоснование своего отношения к позиции автора по сформулированной проблеме текста состоит из 3 элементов:

  1. Тезис (отношение выпускника к позиции автора по сформулированной проблеме; желательно написать не только свое согласие или несогласие, но и свою точку зрения на проблему исходного текста);
  2. Аргументация (обоснование своего мнения с примером);
  3. Вывод (итог рассуждений по своему отношению к позиции автора и обоснованию своего отношения).

Свое мнение можно обосновать следующим образом:

  • Подтвердить тезис (привести аргументы «за»).
  • Опровергнуть тезис (привести аргументы «против»: доказать тезис, опровергая противоположный).

Подтверждающие тезисы используют гораздо чаще в силу того, что выпускники в большинстве случаев соглашаются с мнениями авторов исходных текстов, так как общечеловеческие ценности являются нравственными ориентирами, на которых основывается общество.

Например:

Я согласен с позицией В.П. Астафьева. Хотя со времён Великой Отечественной войны прошло более семидесяти лет, многие помнят военные годы, как трагическое время, заставившее изменить взгляды и на жизнь.

В данном образце выражения своего отношения к позиции автора дан пример, в котором выпускник соглашается с позицией автора по проблеме исходного текста и подтверждает сформулированный им тезис.

Опровергнуть тезис ученик должен, когда он полностью или частично не согласен с позицией автора.

В таком случае выпускнику следует корректно, в соответствии с этическими нормами, высказать своё отношение к позиции автора и обосновать его.

Например:

В целом доводы Б.Л. Васильева текста убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что на войне осознаётся ценность человеческой жизни. Постараюсь обосновать свою точку зрения.

Для обоснования своего отношения к позиции автора хорошо подходят примеры из истории нашей страны, личного и читательского опыта выпускника.

Также можно использовать и другие подходящие аргументы.

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

  • Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
  • Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
  • Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
  • В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
  • Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
  • Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
  • Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

  • неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
  • неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
  • произвольное словообразование (дватый вместо второй);
  • неточное использование предлогов (ходили в концерт).

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Лексико-стилистические ошибки

К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:

  • Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
  • Мама одела плащ и пошла на работу.
  • Полкан плелся взади.

Морфолого-стилистические ошибки

В этой группе — неправильно образованные слова. Например:

  • он хотит;
  • это ихний;
  • работают малярщики;
  • идут трудящие;
  • крыша текет;
  • много делов.

Синтаксисо-стилистические ошибки

Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:

  • Только под ногами шелестела листва.
  • Вся компания дружно встретили Новый Год.
  • Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
  • Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки заключаются в неправильном построении словосочетаний или предложений. Такие речевые ошибки могут быть самыми разнообразными. Наиболее распространенными синтактическими ошибками являются:

  • Неверное согласование: «Девочка была круглым сиротой» (круглой);
  • Неверное управление: «Согласно приказа директора» (приказу);
  • Синтаксическая двузначность: «Чтение Есенина не вызвало никакого интереса» (читал Есенин или читали творчество Есенина);
  • Смещение конструкции: «Главное, о чем я вас прошу, – это о справедливости», тогда как правильно «это справедливость».
  • Лишнее соотносительное слово в предложении: «Подскажите ту кратчайшую дорогу, ведущую в город» – «ту» речевая ошибка, поскольку кратчайшая дорога может быть только одна.

Проявление отрицательных сторон в жизни и на работе

Если я скажу, что есть хорошие люди и плохие, то это будет неправильно. Даже у самых последних преступников есть положительные качества. У нас всех есть недостатки и достоинства, но каждому человеку хочется верить в то, что он лучше других.

В определенных обстоятельствах наши действия будут разными. И я встречала людей, которые с пеной у рта осуждали лицемеров или завистников, а потом через время проявляли эти же качества.

Не нужно питать иллюзий, что вы будете для всех хорошеньким. Часто люди надевают маски, чтобы угодить всем и каждому, именно это проявляет их с плохой стороны. Лицемерие и неискренность легко считываются окружающими.

Иногда для продвижения по служебной лестнице или для удержания дорогого человека рядом некоторые используют ложь, трусость, тщеславие, лицемерие, предательство, глупость, жадность, ворчливость. От перечисленных в списке недостатков никто не застрахован.

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

Виды речевых ошибок:

Словообразовательные на уровне слова

На уровне слова существуют также словообразовательные речевые ошибки, то есть нарушение различных норм словообразования русского литературного языка. К ним относятся следующие виды:

  • неправильное прямое словообразование. В качестве примера можно привести употребление слова «зайцата» вместо верного варианта «зайчата», или же «раздумчивый» (вместо «задумчивый») взгляд и прочие.
  • речевая ошибка, связанная с неправильным обратным словообразованием. Например, «лога» (от слова «ложка»). Подобное употребление обычно присуще детям младшего школьного или дошкольного возраста.
  • еще один вид — заменительное словообразование, которое проявляется в замене той или иной морфемы: «отвесить» (от слова «повесить»), «укидываться», использованное вместо «раскидываться».
  • словосочинительство, то есть создание производной единицы, которую как окказиональную рассматривать нельзя: рецензист, мотовщик.

Все это типы речевых ошибок, которые относятся к словообразовательным.

Причины речевых ошибок и их профилактика

Причины речевых ошибок кроются в следующем:

  1. Слабое владение литературными нормами.
  2. Небольшой словарный запас, бедность грамматического строя речи.
  3. Неразвитое языковое чутье, отсутствия чувства стиля и языковой меры.
  4. Отсутствие привычки речевого самоконтроля.
  5. Неумение пользоваться словаря и справочниками для разрешения трудных случаев написания, произношения, словообразования.
  6. Низкая читательская активность, нежелание знакомиться с образцами словоупотребления в произведениях классиков.
  7. Речевые нарушения (дисграфия и дизорфография, общее недоразвитие речи).

Замечание 1

Профилактика речевых ошибок заключается в раннем устранении речевых дефектов, развитии фонематического слуха, навыков языкового анализа и синтеза, умения пользоваться словарной и справочной литературой для самопроверки, в обогащении словарного запаса, в обучении речевому самоконтролю, а также в развитии языкового вкуса и любви к чтению.

Нарушение правил смыслового согласования слов

Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по принципу их вещественных значений. Неправильными считаются, например, следующие выражения:

  • «Бесцветно черные деревья колышутся на ветру» – деревья не могут быть «бесцветными» и «черными».
  • «Лошади не спеша мчались во весь опор», – речевая ошибка, поскольку «не спеша» (значит медленно), и «во весь опор» (скакали изо всех сил).

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии.

  • Плеоназм – неуместное многословие, излишнее употребление слов: «габаритные размеры», «первая премьера», «прейскурант цен», «молодой юноша».
  • Тавтология – словосочетания с общим корнем: «случай случился», «запечатлеть впечатления», «масло масляное».

Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Полное издание в одном томе с иллюстрациями С. М. Дудина и Н. И. Ткаченко

Чудно устроено на нашем свете! Всё, что ни живёт в нём, всё силится перенимать и передразнивать один другого!

В сборнки вошли двенадцать первых повестей класика русской литературы Николая Васильевича Гоголя (1809-1852). Книга оформлена работами мастеров книжной иллюстрации Николая Ткаченко (1866-1913) и Самуила Мартыновича Дудина-Марцинкевича (1863-1929).

Михаил Лермонтов любил хорошо поесть

Друзья Михаила Лермонтова отмечали, что писатель иногда забывал о правилах этикета за столом и ел всё без разбора. Возлюбленная поэта, Екатерина Сушкова, посмеивалась над ним, но Лермонтов считал себя обладателем исключительного вкуса. Тогда Екатерина вместе с друзьями велела поварам приготовить булочки с опилками и подать их ничего не подозревающему поэту. Лермонтов успел съесть 2 штуки, но его остановили и рассказали секрет рецепта. Писатель был обижен и некоторое время не общался с Екатериной и друзьями.

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

  • Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
  • Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
  • Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
  • В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
  • Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
  • Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
  • Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

  • неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
  • неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
  • произвольное словообразование (дватый вместо второй);
  • неточное использование предлогов (ходили в концерт).

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Лексико-стилистические ошибки

К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:

  • Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
  • Мама одела плащ и пошла на работу.
  • Полкан плелся взади.

Морфолого-стилистические ошибки

В этой группе — неправильно образованные слова. Например:

  • он хотит;
  • это ихний;
  • работают малярщики;
  • идут трудящие;
  • крыша текет;
  • много делов.

Синтаксисо-стилистические ошибки

Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:

  • Только под ногами шелестела листва.
  • Вся компания дружно встретили Новый Год.
  • Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
  • Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.

Фразеологические ошибки

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается смысл фразеологизмов, или они используются в несвойственном им виде. Юрий Фоменко разделяет их на 7 типов:

  1. Изменение лексического состава: «Меня не так просто провести вокруг пальца», вместо – «обвести».
  2. Усечение фразеологизма: «Прилип, как лист», тогда как – «банный лист».
  3. Расширение лексического состава: «Пора тебе браться за свой ум», хотя правильно – «браться за ум».
  4. Искажение грамматической формы: «Грабят среди белого дня», вместо – «средь бела».
  5. Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Это имеет большую роль» (имеет значение + играет роль).
  6. Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Бесполезный мартышкин труд».
  7. Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Хочу посмотреть программу от корки до корки».

Ответы

Автор ответа: briochetina

2

Ответ:

Платон: «Порядочность — искренность нрава, соединенная с правильным образом мыслей».

Ответ: Платон говорит об искренности нрава, каким бы он ни был. И эта искренность соединяется с правильным (принятым в обществе) образом мыслей, образуя порядочность.    Интересно, что Платон говорит здесь про «правильный» образ мыслей. Трудно сказать, какой образ мыслей правильный, а какой — нет, и кто будет оценивать эту правильность.

Г. Гегель: «Деликатность заключается в том, чтобы не делать и не говорить того, что не позволяют окружающие условия».

Ответ: Гегель в данном случае говорит о том, что деликатный человек понимает контекст, в котором происходит общение и не позволяет себе лишнего. В этом контексте человек деликатно обходит некорректные вещи.

Д.Локк: «Благовоспитанность есть внешнее выражение внутренней деликатности души, заключающейся в общей благожелательности и внимании ко всем людям».

Ответ: Благовоспитанный человек — это человек, который умеет хорошо держать себя в обществе. Такой человек контролирует свое поведение, он сдержанный и знает хорошие манеры

Джон Локк также говорит о том, что благовоспитанный человек проявляется внимание к окружающим его людям

П

Буаст: «Учтивость — это благосклонность в мелочах и постоянное внимание к потребностям тех, с кем мы общаемся»

Ответ: Учтивость — это почтительная вежливость

Буаст говорит о том, что учтивый человек проявляет свою вежливость в мелочах, придает внимание к потребностям окружающих его людей

Ж.Лабрюйер: «Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собой».

Ответ: Лабрюйер говорит о том, что цель учтивого человека заключается в получении одобрения от окружающих и потом от себя.

Ж. Сталь: «Учтивость — это узы, связывающие людей, чуждых друг другу».

Ответ: Сталь говорит, что учтивость связывает чужих людей. Они ведут себя вежливо, проявляют заботу друг к другу в данный момент, но в целом чужды.

Б. Шоу: «Добродетель.состоит не в том, чтобы воздерживаться от порока, а в том, чтобы не стремиться к нему».

Ответ: Шоу говорит, что стремление к пороку, но воздержание от него — это еще не добродетель. Добродетель же это отсутствие всякого стремления и желания к пороку.

Ж.Лабрюйер: «Добродетельный человек не может не быть благовоспитан, но не всякий благовоспитанный человек добродетелен».

Ответ: Лабрюйер говорит, что человек, который стремится к добру, не обязательно хорошо держит себя в обществе. При этом не каждый человек с хорошими манерами стремится к добру. Это разные вещи.

Можно ли обойтись без сказанных качеств? Как они влияют на отношения между людьми?

Вероятно, без некоторых качеств можно обойтись. Но стоит быть готовым к тому, что жизнь без этих качеств определенным образом изменится. Например, человек не благодетелен, не знает манер, не умеет держать себя в обществе должным образом. В целом, без благодетели можно и жизнь прожить. Но при этом его жизнь будет лишена каких-то мероприятий, встреч. Возможно, о таком человеке будут слыть легенды, как о невежде.

При этом если это не искренняя благодетель, то лучше ли такая благодетель полного ее отсутствия? Пожалуй, все эти качества не связывают людей так крепко, как это делает искренность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: