Детство
В отличие от своего близнеца, чьи юношеские подвиги изображены во многих источниках, детство Артемиды относительно недопредставлено (особенно в старых классических материалах). Однако один рассказ, изображающий этот период, сохранился в стихотворении Каллимаха (около 305 г. до н . Э. — 40 г. до н. Э.), который причудливо описывает беседу между богиней (тогда еще совсем маленькой девочкой) и Зевсом, ее доброжелательным отцом. Она произнесла ему следующие слова:
«Позвольте мне сохранить мою девственность Отец, навсегда: и дайте мне много имен, чтобы Феб (брат Аполлон) не мог соперничать со мной. Дайте мне стрелы и лук, позвольте носить тунику до колен подпоясав ее широкой лентой, чтобы я могла убивать диких зверей. Наделите обязанностью приносить свет, и дайте мне шестьдесят дочерей Океана для моей свиты, а ещё двадцать невинных нимф, которые будут приглядывать за моими охотничьими собаками и кормить их, если я не буду охотиться. Подари мне Отец горы всего мира и город, какой хочешь, чтобы меня знали в нем и почитали, как ни кого другого из всех богов».
Учитывая этиологический характер такого каталога желаний, нет ничего удивительного в том, что в этом списке отражены различные элементы мифов богини (от ее сексуального воздержания и ее ассоциации с девственными служанками, ее статусом божества природы (или охотника) и ее роль помощника в родах).
Описание статуи Зевса Олимпийского
Когда работа мастера была окончена, жители Олимпии ахнули – перед ними стояла огромная статуя Зевса (согласно разным данным, в высоту скульптура громовержца занимала от 12 до 17 м). На изготовление конструкции небывалой красоты ушло около 200 кг золота. Если перевести их в денежный эквивалент, то сегодня такое количество драгоценного металла можно оценить в 8 млн долларов, и даже более.
Почитаемое олимпийцами божество занимало трон, изготовленный из слоновой кости, золота, драгоценных камней и черного дерева. Голову громовержца венчали ветви оливкового дерева – символ миролюбия. Сама статуя была изготовлена из слоновой кости розового цвета, поэтому она казалась живой, реалистичной. В одной руке Зевс держал фигурку богини Ники, а другой опирался о скипетр, декорированный золотым орлом.
Установленная на возвышении, статуя божества по высоте соответствовала 4-этажному зданию. Удивительно, насколько точно Фидий смог рассчитать размеры скульптуры, ведь она чуть ли не упиралась в потолок, но все-таки не задевала его. Величественный Зевс восседал на троне обнаженным по пояс, но его тело прикрывала золотая накидка, украшенная рисунками цветов и животных. Ноги бога-громовержца стояли на скамье. Трон был установлен на пьедестал, размеры которого также были внушительны (9,5 х 6,5 м).
К украшению трона мастер подошел не менее ответственно – он заполнил его изображениями, содержащими мифологические сцены древней греческой земли. На ножках трона было по 4 богини Ники. На перекладинах, соединявших ножки, изображались сцены спортивных соревнований или войн. За качество расписных работ на троне отвечал мастер Паненом – брат Фидия. В сценках, переданных через его мастерство, были задействованы образы известных грекам божеств: Прометея, Аполлона, Ахилла, Посейдона, Геракла, Геры, Артемиды, Афины, Афродиты и самого бога-громовержца.
Восхищению прихожан Дома Зевса не было границ, ведь каркас статуи был покрыт пластинками слоновой кости, играющими роль кожи, а так называемое одеяние было изготовлено из чистого золота. Но стыки между материалами были скрыты настолько тщательно, что статуя Зевса в Олимпии имела вид монолитного объекта. При взгляде на божество людям казалось, что если оно вдруг поднимется с трона, то проломит крышу храма. Строители как знали, что желающих рассмотреть Зевса будет бесчисленное количество, поэтому вдоль каждой стены храма они соорудили специальные площадки для зрителей. Так каждый человек, пришедший в храм, получал возможность увидеть лицо божества как можно ближе.
Согласно распоряжению Фидия, у подножья статуи обустроили бассейн и сначала наполнили его водой, а затем – оливковым маслом (сверху). Свет, проникавший сквозь открытые двери сооружения и ниспадавший на бассейн, отражался в маслянистой темной глади воды, таинственно окутывая лицо и плечи скульптуры. Вся фигура громовержца блестела из-за регулярной обработки оливковым маслом. Это делалось во избежание образования трещин на слоновой кости – она чутко реагировала на влажность. Такое занятие выполнялось жрецами ежедневно. По словам Павсания, масло было чрезвычайно полезным для статуи Зевса Олимпийского, поскольку оно предохраняло ее от порчи, которую мог принести болотистый воздух Альтиса. Пол, находящийся перед статуей, был выстлан черным мрамором, и это отделенное пространство было окаймлено приподнятой полосой, изготовленной из паросского мрамора. Она и задерживала сливающееся масло.
Величие статуи поражало настолько, что человек, стоявший рядом, испытывал одновременно два противоположных чувства. С одной стороны, это был животный страх перед божеством, с другой – благоговейный трепет. Наиболее впечатлительные паломники падали божеству в ноги и подолгу не поднимали головы – они боялись ощутить на себе строгий взгляд своего бога.
А что же знаменитый Фидий? Испытывая гордость за свое творение, он частенько наблюдал за реакцией посетителей, но делал это тайно, прячась в глубине храма. Особенно приятно ему было видеть то, как статуе подносят дары. Специального места для этой цели предусмотрено не было, поэтому дары прямо навешивались на трон или даже на саму скульптуру. Весть о прекрасной статуе, ставшей одним из семи чудес Древнего мира и достопримечательностью Олимпии, передавалась из уст в уста и быстро облетела весь античный народ.
Артемида – дочь Зевса
Много тысячелетий будоражат воображение путешественников легенды о храме Артемиды – грандиозном архитектурном сооружении античности. Святилище посвящено греческой богине Артемиде.
Артемида – дочь Зевса и богини Лето, одна из 12 главных олимпийских богов. Любимица царя богов, Артемида в детстве заявила отцу, что в жизни будет девственницей и властительницей дикой природы.
Красивая, сильная и грациозная повелительница гор и равнин, лесов и лугов, Артемида предавалась неусыпной страсти – охоте. Защитница всего живого на земле, богиня тем не менее убивала живность. Охотница с колчаном за плечами, вооруженная луком и стрелами, с незаменимым помощником на охоте – псом – бесстрашно ходила на охоту в одиночестве.
Одежда Артемиды – короткая туника – совсем не соответствовала статусу богини, зато в ней так удобно преследовать добычу в лесах! Охотники стремились заручиться поддержкой Артемиды, ведь она дарила успех и защищала от раненых зверей.
Артемиду – идеал греческой женской красоты, выносливую, стройную, чаще всего окружают красивые животные и птицы: лебеди, львы и тигры, олени и леопарды.
Крылатая богиня своенравна и непредсказуема. Свита Артемиды состояла из прекрасных нимф, которых она выбирала сама. Нимфы клялись хранить обед безбрачия, как и их повелительница. За нарушение клятвы без промедления следовало возмездие.
Агрессивная и решительная, Артемида в гневе была чрезвычайно жестока. Жуткое наказание постигло охотника, который случайно увидел, как юная богиня купалась в лесном озере. Она обратила несчастного в оленя, и охотника растерзали его же собаки.
Противоречивый характер Артемиды совмещал красоту и жестокость, заботу и беспощадность, изящество и легкость. Защитница молодых девушек и их целомудрия, она даровала счастье женщинам в семейной жизни.
Богиня плодородия, помощница беременным и роженицам, Артемида беспощадно расправлялась с теми, кто посмел даже намеком оскорбить ее мать, богиню Лето, родившую близнецов Артемиду и Аполлона, наперекор ревнивой жене Зевса, Гере.
Артемида освещала тьму, вела людей через незнакомые места и в то же время могла послать человеку безумие, паралич или внезапную смерть. Непростая и загадочная Артемида не любила высокомерных и хвастливых людей, которые нарушают обещание.
Юная Артемида попросила Зевса подарить ей город, в котором бы ее знали и почитали, отец выбрал для дочери Эфес. Греки сравнивали богиню с природой, такой же переменчивой и вспыльчивой, и страстно любили Артемиду. Поклоняясь противоречивой богине, они возвели ей грандиозный храм в цветущем и красивом Эфесе.
Закат храма Артемиды и останки настоящего времени
В 263 году н.э. великая постройка была разграблена и разрушена племенами готов, однако окончательное разрушен был храм в 400 году н.э., когда культ Артемиды сошёл на нет.
Стало активно распространяться христианство, и все языческие храмы стали подвергаться варварским нападкам.
Практически все жители Эфеса в эту эпоху стали христианами, а храм разгромила группа религиозных людей во главе с Иоанном Златоустом. На руинах была воздвигнута церковь, но она простояла недолго.
Останки храма Артемиды были заново открыты в 1869 году английским археологом Вудом после нескольких месяцев поисков и раскопок.
А вот фундамент постройки был откопан только в 20 веке. Причём под основой второго храма был обнаружен фундамент первоначального храма, сожжённым Геростратом, что заставило вновь вспомнить о прославившемся преступнике.
Годом позднее были найдены обломки фриза и мелкие детали.
Всё это теперь храниться в музеях Стамбула и Лондона.
В наше время от великого чуда света осталась одна-единственная колонная 14-ти метров в высоту — это меньше оригинала на 4 метра.
Посмотреть на руины грандиозной постройки прошлого можно, посетив Эфес.
После рекомендуется посетить музей Эфеса в Сельчуке, где можно увидеть редкостные артефакты, относящиеся к чуду света.
Храм Артемиды — это великое творение, и важно знать, что он действительно существовал, ведь это свидетельствует о несгибаемом стремлении человеку к созиданию, прекрасному и возвышенному
Особенности культа Артемиды Эфесской
Храм Артемиды Эфесской хоть и был самым важным и известным храмом, но культ богини в этом городе сильно отличался от традиций в остальных местах. Это было видно и в статуе Артемиды, в которой не было привычной пластики и изящества греческих скульптур. Зато она больше показывала Диану как покровительницу плодородия и родовспомогательницу.
Артемида изображалась в виде архаического идола, так называемого ксоана. Такие идолы изначально были больше похожи на простой деревянный стол. Статуя Артемиды Эфесской тоже отличалась ровными линиями, её ноги были соединены, руки по локоть прижаты к телу. Получалась сужающаяся книзу фигура.
Национальный археологический музей Неаполя, Италия. Артемида Эфесская, копия.
Но самое интересное – украшения на груди богини. Они похожи на гроздья винограда, но, по некоторым теориям, на самом деле это сосцы богини. Такой элемент указывает на её плодовитость и соответствующую функцию.
Устройство второго храма
Второй храм, построенный на месте первого, по сути был не восстановленным святилищем, а совсем новым зданием. Размеры его тоже стали больше. Проект был создан примерно в 550 году до н. э. Через два века его завершили архитекторы Деметрий и Пеоний. Начали же строительство архитектор Херсифрон и его сын Метаген.
Второй храм Артемиды в Эфесе был, предположительно, самым первым греческим храмом, который был возведён из мрамора.
С выбором именно этого материала была связана интересная легенда. Именно перед тем, как храм был воссоздан, эфесцы обнаружили рядом с городом собственные залежи мрамора. Но перед этим во время обсуждения строительства храма горожане хотели привезти материал из других мест, где были его месторождения.
В это же время пастух по имени Пиксодар пас своё стадо овец рядом с городом. Два барана затеяли драку, но, когда понеслись друг на друга, не столкнулись, разминувшись на пути. Одно из животных ударилось с силой рогами о скалу. Отколовшийся кусок был ослепительно белого цвета. Это был осколок мрамора. Пастух поспешил с находкой в город, и судьба древнего храма была решена. Здание решили возвести из мрамора, что начали добывать прямо рядом с Эфесом.
В центре храма находилась целла, внутреннее помещение, где непосредственно устанавливалась статуя божества. Ещё одним важным элементом сооружения стали колонны. Они возвышались на 13 метров и стояли в два ряда. В результате эти сооружения опоясывали храм и составляли церемониальный проход к самому святилищу. Многие колонны являлись сами по себе украшениями, ведь на них изображались прекрасные барельефы.
Предыдущий храм не сгинул бесследно. Раскопки показали, что самое первое здание было частично использовано для строительства нового. Так, археологи, изучая низ колонн, обнаружили, что они и правда раньше стояли в разрушенном святилище. Каждая колонна была изменена так, чтобы подходить под второй храм. Поэтому даже писатели древности не знали об этом.
Эфес быстро прославился благодаря этому великолепному храму. Святилище стало достопримечательностью, куда стекались все гости города. И это были не только путешественники и купцы. Правители других государств тоже посещали храм, подносили в качестве даров драгоценности и товары. В некоторых текстах упоминается, что здание также служило и убежищем. Там можно было укрыться от преследования или наказания.
Храм в реконструкции.
Особенности возведения Храма Артемиды Эфесской
Однако не все было так гладко, как хотелось архитектору. И первая трудность, с которой ему пришлось столкнуться, заключалась в отсутствии большого месторождения мрамора и известняка. Но власти города сделали все возможное, чтобы нужные материалы были найдены в достаточном количестве, и через некоторое время храм был успешно сооружен. Что касается 127 мраморных колонн, которые являлись «лицом» уникальной конструкции, их везли к месту строительства прямо из каменоломен, и рабочие для их доставки проделывали путь в десяток километров, ведь строительная площадка и каменоломни были расположены далеко друг от друга.
Чтобы не допустить разрушения храма при землетрясении, а история Эллады насчитывает их немало, конструкцию для поклонения Артемиде было решено возводить на болотистой местности. Строительство начиналось с рытья огромного котлована, который впоследствии был наполнен древесным углем и шерстью. Такая «начинка» фундамента храма и должна была послужить гарантом его устойчивости при любых обстоятельствах, поскольку подземные толчки при землетрясениях в той местности имели самую разную мощность и были способны разрушать любые сооружения.
Несущие конструкции храма были представлены мраморными колоннами, высота которых достигала 20 м. Неподъемные глыбы, из которых их собирали, сначала ставили на место при помощи специальных блоков, и лишь после этого скрепляли металлическими штырями. Когда здание было возведено полностью, и на нем появилась крыша, к работе приступили художники, украсившие его орнаментами и скульптурами.
Почему же Храм Артемиды со временем вошел в семь чудес Древнего мира? Дело в том, что украшением его главного зала стала 15-метровая статуя богини, инкрустированная золотом и драгоценными камнями. А к художественному оформлению помещения приложили руку самые талантливые скульпторы и художники, славные своим мастерством на всю древнюю Элладу. Слухи о святыне небывалой красоты практически мгновенно распространились по всей античной земле. Так Храм Артемиды за счет своей необычности и был причислен к чудесам света. И по сегодняшний день он считается крупнейшим храмом античной классики, превосходящим по размерам сам Парфенон – достопримечательность Афин. О величии Храма Артемиды можно судить даже только по одним размерам его платформы – она занимала 131 м в длину и 79 м в ширину.
Висячие сады Семирамиды (Вавилон)
Существование одного из чудес света – Висячих садов Семирамиды, многие учёные подвергают сомнению и утверждают, что это не более, чем плод воображения древнего летописца, идею которого подхватили его коллеги и начали старательно переписывать из летописи в летопись. Аргументируют своё утверждение они тем, что наиболее тщательно описывают сады Семирамиды как раз те, кто их в глаза не видел, в то время как историки, побывавшие в древнем Вавилоне, о возведённом там чуде умалчивают.
Проведённые археологические раскопки показали, что Висячие сады Семирамиды все же существовали.
Естественно, на верёвках они не висели, а представляли собой четырехэтажное здание, построенное в форме пирамиды с огромным количеством растительности, и являлись частью дворцового корпуса. Своё название — это уникальное сооружение получило из-за неправильного перевода греческого слова «kremastos», которое в действительности означает «свисающий» (например, с террасы).
Уникальные сады возвели по приказу вавилонского правителя Навуходоносора II, жившего в VII в. до н.э. Построил он их специально для своей жены Амитис, дочери Киаксара, царя Мидии (именно с ним вавилонский правитель заключил союз против общего врага, Ассирии – и одержал над этим государством окончательную победу).
Амитис, которая выросла среди гор зелёной и плодородной Мидии, пыльный и шумный Вавилон, расположенный на песчаной равнине, не понравился. Вавилонский правитель оказался перед выбором – перенести столицу поближе к родине своей жены или сделать так, чтобы её пребывание в Вавилоне стало более комфортным. Им было принято решение построить висячие сады, которые напоминали бы царице о родине. Где именно они находятся, история умалчивает, а потому существует несколько гипотез:
- Основная версия говорит о том, что это чудо света находится возле современного города Хилла, что расположено на реке Эфрат в центре Ирака.
- Альтернативная версия, основанная на повторной расшифровке клинописных табличек, утверждает, что Висячие сады Семирамиды находятся в Ниневии, столице Ассирии (находилась на севере современного Ирака), которая после своего падения отошла к вавилонскому государству.
Сама идея создать висячие сады посреди сухой равнины выглядела как по тем временам просто-таки фантастичной. Эта задача местным архитекторам и инженерам древнего мира оказалась по силам – и висячие сады Семирамиды, которые впоследствии вошли в список семи чудес света, были построены, стали частью дворца и находились с его северо-восточной стороны.
Где находится храм Артемиды
Как уже упоминалось выше, храм находится на окраине города Сельчук, это в 20 километрах от курорта Кушадасы, на юге Измира.
Добраться сюда лучше всего на маршрутке-долмуше. Проезд стоит всего 5 лир. Нужно доехать до поворота с указателем «Эфес».
Посетителям. Вход на территорию древнего города бесплатный. Экскурсовод вам не понадобится, рядом с колонной есть табличка со всей информации. Осмотр самой достопримечательности не займёт и 20 минут. Но вы можете погулять рядом и осмотреть заодно отреставрированный Эфес. Можно увидеть Большой театр, дома знатных людей, библиотеку, базилику, рыночную площадь, библиотеку и римский театр.
Храм Артемиды, несомненно, стоит того, чтобы его посетить. Ведь увидеть хоть раз в жизни уцелевшие чудеса света должен каждый.
Образ и характер
Артемида — дочь Зевса и богини Лето. Мать Артемиды происходит из рода титанов и родила героиню и ее брата-близнеца Аполлона от бога-громовержца Зевса вне брака. Ревнивая Гера, супруга Зевса, преследовала Лето. Земная твердь по велению Геры не должна была дать Лето места для родов, и только на острове Делос, рядом с озером, Артемида и Аполлон смогли появиться на свет.
Артемиде прислуживали двадцать нимф и шесть десятков океанид. Пан — бог дикой природы, пастушества и скотоводства — подарил героине дюжину псов. Спутницы Артемиды-охотницы дают обет безбрачия и, как и сама богиня-дева, должны оставаться девственными. Нарушивших обет ждет наказание, как это случилось, например, с нимфой Каллисто.
Девушку соблазняет любвеобильный Зевс, приняв для этого облик самой Артемиды (или Аполлона). За этот проступок Каллисто была то ли превращена в медведицу, то ли просто застрелена Артемидой из лука. Артемиде приносили перед свадьбой искупительные жертвы.
Артемида
Богиня материнства, охоты, храбрости и отваги была любимицей всех жителей греческого государства. Каждый древний полис строил в честь нее святилища. Греки подносили щедрые дары богине, устраивали пиршества.
Артемида была прекрасной сестрой Аполлона, бога солнца и музыки. Их отцом был могущественный покоритель молний — Зевс.
Богине молились верные жены, чтобы она защитила мужей в бою и подарила потомство, а также воинственные амазонки. Они избрали Артемиду своей главной покровительницей.
Эфес был одним из центральных городов культа вечно юной охотницы Артемиды. Здесь и было решено начать строительство ее храма.
Второй храм
Если первое святилище, стертое с лица земли Геростратом, имело 127 колонн, якобы подаренных городу 127 царями, то второй храм был тоже весьма крупным и выглядел впечатляюще.
Он насчитывал 18 колонн, а длиной был 105 м. Ширина же храма равнялась 52 м.
После преступления Герострата эфесцы остались без святилища. Средства на восстановление выделил Александр Македонский, и работа в Эфесе закипела.
Второй храм возвели гораздо быстрее. Об этом культовом сооружении известно, что было оно украшено не только снаружи, но и изнутри: посетители приходили взглянуть на рельефы Скопаса и статуи Праксителя.
Одну из стен украшал портрет Александра Македонского, выполненный художником Апеллесом. Живописец создал изображение полководца с молнией, которую он держит в руке. Эта рука словно выходила за пределы картины. Изображение чрезвычайно потрясло современников – его считали чудом.
За работу Апеллесу выплатили неслыханных размеров вознаграждение: 25 талантов золотом (иными словами, 600 кг золота). Никто из античных художников не получал таких денег за единственную картину.
В 263 году на Эфес напали готы, захватили город. Храм подвергся разграблению. А в 391 г. языческие культы в этих краях были запрещены (верх брало христианство), поэтому святилище Артемиды закрыли.
История персонажа
Персонаж мифологии древних греков. Богиня охоты, вечно юная девственница (как и богиня войны Афина), покровительница целомудренных женщин. Одновременно, что выглядит нелогично для современного человека, — богиня плодородия. Помогает женщинам во время родов, дарует счастливый брак, покровительствует всему живому. Артемида приходится сестрой Аполлону, богу-лучнику, покровителю искусств и врачевателю. Аполлон у греков олицетворяет Солнце, а Артемида — Луну. В древнеримской мифологии Артемиде соответствует богиня Диана. Священные животные Артемиды — медведица и лань.
Популярные сегодня темы
-
Роза
Роза – это красивейший цветок на земле из рода шиповников. Первые розы стали выращивать еще в Древней Греции и в Древнем Риме.
-
Акулы
Акула – это безжалостный хищник, который появился ещё много лет назад. Крайне тяжело найти столь идеальный, но в то же время, очень древний организм, настолько приспособившийся к хищным водам
-
Бабочка-лимонница
Существование в живой природе таких прекрасных существ, как бабочка имеет большое значение, как для мира растений, так и для человека. Без них мир насекомых был бы блеклым и неполным.
-
Теофраст
Теофраст является известным философом древней Греции, был теоретиком в сфере музыки и известен как отец ботаники. Философ родился в 370 году до нашей эры и скончался в 288 году до нашей эры
-
Божья коровка
Божья коровка – представитель семейства КОКЦИНЕЛЛИДЫ, относится к отряду жесткокрылых типа членистоногих. Это насекомое знает любой ребенок. Размер составляет от четырех до десяти миллиметров
-
Пейзаж в музыке
Довольно часто при прослушивании сочинений многих композиторов, как классиков, так и современников, приходит мысль о том, что образы явлений природы словно встают перед глазами
Историческая информация
Храм был построен между 550 и 460 годами до н. э. по проекту Херсифрона из Кносса на Крите. Работа над ним продолжалась более 100 лет. В результате эфесцы в своем сооружении превзошли все прочие культовые строения того времени, выполненные из мрамора.
Храм Артемисиона, как его называли в Эфесе, был построен на болотистой местности, так как в Эфесе нередко происходили землетрясения, а пружинистый болотистый грунт должен был немного отражать эти колебания. Для укрепления фундамента Херсифрон распорядился засыпать котлован для фундамента древесным углем и хлопком.
За более чем вековую историю возведения храма в его строительстве принимали участие все государства и города Малой Азии. Неудивительно, что после завершения работ величественный и изящный храм, декорированный лепкой и скульптурами самых известных мастеров своего времени, вызывал удивление и восторг у всех, кто его видел. Пока однажды ночью в 356 году до н. э. Храм Артемиды не был подожжен. На преступление пошел гражданин Эфеса, пожелавший прославиться на века. В официальных документах он был назван «один безумец». Имя же этого человека с этих пор стало нарицательным — Герострат.
В начале III в. до н. э. Храм Артемиды был построен заново. Средства на его возведение выделил Александр Македонский. Сооружение возвели по первоначальному проекту, но подняли на высокое основание.
В 263 г. Храм Артемиды разорили готы. Местные жители начали мародерствовать, срывая мраморную облицовку здания. Колонны начали падать, их обломки тонули в болоте, на котором святилище было построено.
В XVI в. Эфес, большей частью уже разрушенный, был завоеван турками. Завоеватели не стали восстанавливать город, а построили новый — Сельчук. Так что в наши дни болото, затопившее Храм Артемиды, находится на окраине турецкого города Сельчук.
С развитием археологии удалось разыскать следы постройки времен Александра Македонского, и только в XX в. был поднят фундамент храма, под которым были найдены следы сожженных Геростратом колонн. Их обломки с фрагментами рельефов декора сейчас выставлены в Британском музее. Некоторые из находок являются экспонатами в Стамбульском музее археологии.
Окончательное разрушение храма и нынешнее состояние
В течение шести веков храм стоял нетронутым, и даже появление христианских миссионеров не помешало проводить там праздники. Но всё изменилось в 268 году н. э. Именно тогда здание пострадало в результате нападения готов. В текстах готских историков содержится рассказ о том, что вожди готов Респа, Ведук и Туруар захватили корабль и прибыли в Азию. Там они грабили большие города. Этой участи не избежал и Эфес, а сам храм Артемиды Эфесской готы подожгли и разграбили.
После этого в истории древнего храма достаточно много белых пятен. Судя по некоторым источникам, его всё же восстановили заново, т.к. можно найти упоминания о проведении обрядов и в более позднее время.
Примерно во времена заката Римской империи храм Артемиды Эфесской был окончательно закрыт в результате преследований язычества, однако точная дата неизвестна.
В качестве даты закрытия храма называют начало или середину V века, иногда указывается более точный год – 407 г. до н.э. Неизвестно, сколько времени с момента закрытия прошло до полного разрушения. Но культ Артемиды за это время был предан почти полному забвению. Имя богини стёрли со всех надписей, которые встречались по городу. Культ оказался под запретом.
Украшения храма разобрали и вывезли из Эфеса, их использовали при строительстве других сооружений. Например, колонны святилища перевезли в Константинополь (современный Стамбул), где они нашли своё место в Соборе Святой Софии. В самом городе установили скульптуры и другие элементы храма.
Руины храма были найдены в 1869 г. при проведении раскопок, которые финансировал Британский музей.
Эти раскопки продолжились в 1904-1906 гг., во время которых были найдены другие фрагменты. Многие из найденных сокровищ и скульптур перевезли в сам Британский музей, где была организована «Эфесская комната».
До настоящего момента от древнего храма сохранилась только одна-единственная колонна. Таким образом, храм Артемиды Эфесской пополнил список чудес света, навсегда стёртых с лица земли.
Пирамида Хеопса
Единственным из 7 чудес света Древнего мира, сохранившимся до наших дней, является Великая пирамида Гизы — пирамида Хеопса. В пригороде столицы Египта, Каира, этот памятник античности был спроектирован и построен в качестве усыпальницы самого известного фараона Хеопса (Хуфу) и признан самым высоким сооружением своего времени. Сложно поверить, но высота этого чуда искусства — почти 147 метров (представьте себе пять девятиэтажек, установленных друг на друга). Изначально пирамида занимала площадь большую, чем семь футбольных полей, а длина одной из сторон ее основания составляла свыше 230 метров.
Строительство Великой пирамиды, по официальной версии египтологов, завершилось в 2540 году до нашей эры. Чтобы создать это поистине необыкновенное чудо, потребовались совместные усилия 100 тысяч человек. Согласно расчетам археологов, работы продолжались порядка 20 лет.
Преступление Герострата
Покуситься на храм не рискнули даже персы, захватившие Эфес в 396 году до н. э. Греки были уверены, что сама богиня лично стоит на страже своего святилища. Власти Эфеса, да и простых горожан волновал вопрос: зачем Герострат это сделал? Официальная версия гласит, что Герострат поджёг храм Артемиды, чтобы прославиться. Правда, греческий историк Феопомп утверждал, что признание это Герострат дал под пытками. Исходя из современных законов, это делает признание Герострата ничтожным
Работы Феопомпа сохранились лишь частично, однако поджог храма Артемиды в Эфесе, описанный им, привлёк внимание римского писателя Виктора Максима, жившего в I веке н. э
Он включил поучительную, на его взгляд, историю Герострата в свою книгу, после чего этот сюжет разошёлся по миру, а имя Герострата стало нарицательным. Если Герострат действительно поджёг храм, а не стал невинной жертвой древнегреческого правосудия, то своей цели он добился — потомки помнят его и спустя два с половиной тысячелетия.
Попробуем найти в поступке Герострата другие возможные мотивы преступления. Греческие города на побережье Малой Азии оказываются во власти окрепшей Персии. В 396 г. до н. э. персы захватили Эфес. Большинство соотечественников Герострата припрятали ненависть к персам до лучших времен. Герострат — отчаянно-безрассудный житель города (видно по поджогу) — мог принадлежать к узкому кругу лиц, не желавших смириться с создавшимся положением. Знаменитый земляк Герострата — Гераклит Эфесский считал, что все изменяется, невозможно дважды вступить в одну и ту же реку — на входящего текут новые воды, так и жизнь человека постоянно изменяется, причем изменения эти происходят в результате борьбы. К тому же, Гераклит считал мировой процесс цикличным, по истечении «великого года» все вещи обращаются в огонь, из огня они и возникают в начале следующего цикла.
Храм Артемиды был восстановлен довольно быстро — уже к началу III в. до н. э. — при этом возведение нового святилища профинансировал Александр Македонский. Строительные работы были доверены архитектору Александру Дейнократу: при реконструкции он полностью придерживался предыдущего плана здания и лишь слегка усовершенствовал его, подняв храм несколько выше, на более высокое ступенчатое основание. Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке.
Отреставрированный храм Артемиды простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н. э. после того, как было принято христианство, а язычество было запрещено, — святилище богини плодородия разрушили: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны — и их постепенно засосало болото.
Сообщение Семь чудес света Храм Артемиды Эфесской доклад
Очень мало памятников искусства остались в своем первоначальном виде до настоящего времени. Многие из них были уничтожены во время военных событий, некоторые разрушены по причине природных катаклизмов. Судьба же многих вообще неизвестна. Однако с храмом Артемиды была совсем другая история.
Переняв культ поклонения богине Артемиде от своих предков, греческие жители не желали совершать молитвы в найденном ими священном месте. Они подумали и решили, что для дочери Зевса нужно воздвигнуть более просторный и добротный храм, который должен был располагаться в Эфесе. Однако на это сооружение нужны были деньги, и лидийский царь Крез, увлекавшийся греческим искусством и почитающий их богов, выделил приличную сумму на строительство храма. Греки решили построить его в болотистой местности с целью смягчения от ударов землетрясения. Сооружение в ширину достигало 51 метр, а в длину 105 метров. Перекрытия изготавливались из кедрового дерева, а двери были выполнены из кипариса. Саму статую сделали из древесины виноградного куста, отделанная частицами золота и серебра
Это был самый красивый и привлекающий всех внимание храм на свете, который просуществовал 1000 лет. И возможно он просуществовал еще больше в таком виде, если бы в один из летних вечеров, недоброжелатель пробрался в храм и поджег его
Когда его схватили и поинтересовались, по какой причине человек совершил преступление, он признался в том, что хотел быть таким же почитаемым в народе, как Артемида. И хотя здание было уничтожено, сама же статуя осталась целой. И греки посчитали это чудо даром божиим и вновь прияли решение построить новый храм. После его восстановления он простоял до времен покорения Греции Римской империи, и в 262 году произошло полное разрушение.
Позже по приказу императора Феодосия I все языческие храмы были закрыты, в том числе исчез и этот прекрасный уголок. В наше время археологам из Англии удалось найти сокровища Артемиды, и даже мастерская Фидия с тремя копиями статуи. Сейчас все они находятся в турецких музеях.
5 класс по истории
Немного истории
Эфес был основан в 1000 г. до н. э. на побережье Эгейского моря и удачно расположился в конце сразу нескольких торговых путей. Здесь всегда исповедовали культы, связанные с женскими божествами: сначала это была местная анатолийская богиня-мать Кибела, на смену которой пришел культ Артемиды. Из школьного курса истории вы наверняка помните Храм Артемиды Эфесской — его руины можно увидеть здесь.
Эфес был богатым и процветающим городом на протяжении многих веков. Он переходил то к грекам, то к персам, постоянно менял политических союзников, демонстрируя непостоянность. Во времена Римской империи город был столицей Азии.
Население Эфеса всегда было многонациональным. В начале нашей эры здесь жила крупная еврейская диаспора, благодаря чему христианство появилось в Эфесе раньше, чем где-либо еще. В середине I в. здесь жил и проповедовал святой Павел, а во времена Византийской империи состоялось два Вселенских собора.
В XIV в. город стал частью Османской империи, и его расцвет закончился. Уже в XV в. Эфес был окончательно заброшен.
Сейчас в Эфесе никто не живет, как и в Помпеях. Территория, доступная для туристов, невелика. Для ее осмотра вам хватит 2—3 часа. Считается, что за более чем 100 лет археологических изысканий было раскопано только около 10% древнего города — скорее всего, наши потомки смогут увидеть гораздо больше, чем мы, ведь работы продолжаются.