Строительство мавзолея
Статуи Мавсола и Артемиссии в Британском музее
Строительство мавзолея началось еще при жизни Мавсола, в 353 году до нашей эры. Закончила строительство уже его жена – Артемисия III. Артемиссия была не только супругой Мавсолу, но и родной сестрой, в те давние времена браки такого характера были общепринятой нормой. Женщина при жизни безумно любила своего мужа-брата, а после его гибели оставалась безутешной вдовой до конца своих дней. Существует легенда о том, что Артемиссия подмешивала в питье прах усопшего супруга, чтобы самой поскорее умереть. Она приглашала самых прославленных риторов того времени: Навкрата, Феопомпа и так далее, чтобы они произносили хвалебные речи покойнику.
Висячие сады Семирамиды
На расстоянии 100 км с востока от реки Ефрат расположены руины древнего Вавилона. Именно здесь находилось всем известное чудо света – Сад Семирамиды. Назван он был в честь царицы Ассирии, которая была супругой царя Вавилона – Навуходоносора второго. Пыль, грязь и шум не устраивали царицу, и, потакая её прихотям и желаниям, был построен красивейший сад, которым восхищались все в округе. Для полива огромного количества экзотических растений необходимо было много воды. Круглые сутки рабы крутили огромное колесо водной башни, чтобы доставить воду в сады с реки Ефрат. До нашего времени, к сожалению, это чудо света не сохранилось. Практически все строения разрушены до неузнаваемости.
Одно из семи чудес света — Галикарнасский мавзолей
Галикарнасский мавзолей сильно отличался от построек своей эпохи в Греции. Классические эллинские храмы имели прямоугольное основание, а высота здания не превышала длины фасада. Мавзолей в Галикарнасе имел почти квадратное основание, а высота строения значительно превосходила длину фасада. Трехъярусный мавзолей служил не только гробницей царя, но и являлся династическим памятником и святилищем.
Первый ярус мавзолея представлял собой массивный цоколь из кирпича с мраморной облицовкой. Второй ярус выглядел как обычный греческий храм с гигантскими колоннами: 36 колонн по периметру подпирали крышу в виде пирамиды. Крыша-пирамида состояла из 24 ступеней. На вершине пирамиды располагались огромные статуи царской пары в колеснице, запряженной четверкой лошадей. Общая высота постройки составляла примерно 46 метров.
Останки царской четы хранились в мраморных саркофагах в усыпальнице, находившейся в основании мавзолея. Прах царя и царицы сторожили каменные львы. Изнутри здание было декорировано барельефами, на которых были запечатлены сцены из легенд и мифов древней Греции. Снаружи стены мавзолея украшали скульптуры богов и представителей греческого эпоса. По углам сооружения несли свою службу гигантские каменные изваяния стражей-воинов. Галикарнасский мавзолей, как истинное чудо света, завораживал своим величием и красотой.
Мавсол не дожил до окончания строительства своей усыпальницы. После смерти царя Артемисия, безумно любившая своего мужа, бросила все силы и средства на возведение мавзолея, который стал памятником их любви. Однако и сама царица погибла до завершения строительства.
Плиний Старший так описывал Галикарнасский мавзолей:
«С юга и севера протяжение его — по 63 фута, с лицевой и тыльной стороны — уже общее протяжение — 440 футов, в высоту оно достигает 25 локтей, опоясано 36 колоннами. Этот охват называли птерон. С востока рельефы сделал Скопас, с севера — Бриаксид, с юга — Тимофеос, с запада — Леохар. Еще до того, как они закончили работу, царица умерла. Над птероном возвышается пирамида, по высоте равная нижней части, суживаясь двадцатью четырьмя ступенями в остроконечность меты. На вершине находится мраморная квадрига, которую создал Пифей. Вместе с ней все сооружение достигает в высоту 140 футов.»
Храм бога войны Ареса и святилище Афродиты и Гермеса, располагавшиеся в Галикарнасе рядом с мавзолеем, казались неказистыми постройками на фоне гробницы Мавсола.
Почти два тысячелетия люди любовались и восхищались Галикарнасским мавзолеем. В XIII веке легендарная гробница разрушилась после сильного землетрясения. В XV веке руины мавзолея были разобраны рыцарями-иоаннитами для строительства крепости Святого Петра (Замок Бодрум).
Разрушение мавзолея
Удивительно, но мавзолей в Галикарнасе устоял даже во время пиратских набегов и ожесточенных захватнических войн. Он разрушился лишь во время землетрясения в XV веке нашей эры. Именно тогда с вершины строения упала квадрига и рухнула колоннада второго яруса.
Долгое время основание сооружения еще было узнаваемо, однако в конце пятнадцатого столетия госпитальеры завоевали Галикарнас и часть обломков пустили на строительство Замка Святого Петра. Буквально через пару десятилетий его дополнительно укрепили, разрушив мавзолей окончательно. Часть скульптур, сохранившихся в результате землетрясений, рыцари ордена госпитальеров использовали для украшения залов в замке.
Замок Святого Петра сохранился до наших дней и территориально находится в турецком городе Бодрум. В его стенах так и остались мраморные блоки Галикарнасского мавзолея.
7 чудес света на карте. Семь чудес Древнего мира
Семь чудес Древнего мира — список прославленных античных памятников, составленный древними историками и путешественниками, в том числе «отцом истории» Геродотом.
Список неоднократно редактировался, и его классический вариант был сформирован 2,2 тыс. лет назад благодаря стараниям Филона Византийского. В список «Семи чудес Древнего мира» вошли: пирамида Хеопса, «висячие сады» Семирамиды, статуя Зевса Олимпийского, храм Артемиды в Эфесе, мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский и маяк на о. Фарос в Александрии.
Пирамида Хеопса, или Большая пирамида является единственным из 7 чудес света, сохранившихся до наших дней. Возраст сооружения — 4500 лет. 120 тысяч египтян в течение 20 лет в поте лица воздвигали грандиозную фараонову усыпальницу. Пирамида Хеопса сложена из 2,5 миллионов блоков весом по 2,5 тонны каждый. Без использования цемента и других скрепляющих веществ блоки настолько плотно подогнаны друг к другу, что зазор между ними не превышает 0,5 мм.
Первоначально пирамида имела высоту 147 метров, но и сегодня, когда её вершина разрушена, а самая высокая точка находится на отметке 138 метров, усыпальница Хеопса по-прежнему производит величественное впечатление. Почти 4000 лет, до XIV века нашей эры Пирамида Хеопса носила титул высочайшего сооружения в мире.
Около 600 г. до н.э. на территории современного Ирака шумел древний Вавилон. Своего наивысшего расцвета город достиг при царе Навуходоносоре II, который заключил военный союз со своим главным врагом — Ассирией и породнился с мидийским царём Киаксаром, женившись на его дочери Амитис (Семирамиде). Для своей жены царь приказал разбить знаменитые «висячие сады». Сады размещались на четырёхъярусной площадке, напоминающей вечноцветущий зелёный холм. Основание террас было сложено из каменных блоков, покрытых слоем камыша и залитых асфальтом. Затем шёл двойной слой кирпича, ещё выше — свинцовые пластины, предотвращающие просачивание поливной воды. Поверх этой конструкции был уложен плодородный слой почвы, на котором выращивали деревья, пальмы, цветы. Великолепные сады, вознесённые на большую высоту, казались настоящим чудом света в знойной, пыльной Вавилонии.
В 435 году до н. э. в Олимпии — одном из святилищ Древней— был построен величественный храм в честь повелителя богов — Зевса. Внутри храма помещалась огромная 20-метровая статуя бога-олимпийца, восседающего на троне. Скульптура была изготовлена из дерева, поверх которого наклеивались пластины из слоновой кости, имитирующей верхнюю обнажённую часть тела Зевса. Одежда и обувь бога покрыты золотом. В левой руке Зевс держал скипетр с орлом, а в правой — статую богини победы.
Храм Артемиды был построен в 560 г. до н.э. царем Лидии Крезом в городена побережье Малой Азии. Огромный беломраморный храм обрамляли 127 колонн высотой 18 метров. Внутри находилась статуя Артемиды — богини плодородия, изготовленная из золота и слоновой кости. В 356 году до н.э. один тщеславный житель Эфеса — Герострат поджёг храм, решив таким образом прославиться и увековечить своё имя. Святилище Артемиды было отстроено заново, но в 263 году его разрушили и разграбили готы.
Правитель Карии Мавсол ещё при жизни в 353 году до н.э. начал строительство собственной усыпальницы в Галикарнасе (современный Бодрум,). Грандиозное погребальное сооружение высотой 46 метров, опоясанное 36 колоннами и увенчанное изваянием колесницы, произвело столь сильное впечатление на современников, что с тех пор все монументальные гробницы стали называть мавзолеями по имени царя Мавсола.
Гигантская статуя древнегреческого бога солнца Гелиоса была установлена у входа в Родосский порт в 292 — 280 гг. до н. э.. Стройный юноша-бог, изваянный в полный рост, держал в руке факел. Между ног статуи проплывали корабли. Всего 65 лет Колосс Родосский простоял на своём месте: в 222 г. до н.э. его разрушило землетрясение. Обломки скульптуры перевозили на 900 верблюдах.
В 270 году до н.э. на острове Фарос при входе в порт Александрии воздвигли огромную башню высотой 120 метров. На вершине маяка постоянно горел костёр, свет которого усиливался при помощи металлических вогнутых зеркал, и был виден на расстоянии 60 километров. Дерево для огня доставляли наверх по винтовой лестнице на телегах, запряжённых мулами. Маяк уничтожен землетрясением в XIV веке.
Почему конус и барабан имеют 12-ть граней?
Юрту ставят входом на юг. Пропорции юрты воссоздают модель солнечных часов. По месту падения солнечного луча в юрту определяли точное время дня, не было раньше часов и сотовых телефонов. Внутренняя планировка юрты условно делится на 12 частей согласно циклу календарного летоисчисления. Части называются по месяцам восточного календаря.
Юрта и её ориентация по сторонам света.
Отсчет времени начинался с западной, мужской половины юрты. Первый солнечный луч падал на дымник в час зайца, а последний — в час курицы.
Час тигра (4.00) — время дойки; час зайца (6.00) – время выгона скота на пастбище; час дракона (8.00) – время кипятить молоко, начинать уборку; час змеи (10.00) – время изготовления сыра, сушеных пенок; час лошади (12.00) – время дойки овец; час овцы (14.00) – время домашних и других дел; час обезьяны (16.00) – время возвращения скота с пастбищ; час курицы (18.00) – время вечерней дойки.
Башня Тамерлана. На вершине установлен тригопункт, лето 1966 г.
Смерть Мавсола
Своей гробницы правитель Карии так и не увидел: он умер на несколько лет раньше, не дождавшись окончания строительных работ, приблизительно в 353 г. до н.э. Тело его, прежде чем похоронить, кремировали. По слухам, Артемисия настолько любила мужа, что приказала часть его праха смешать с ароматическими веществами и водой – и выпила смесь в надежде, что уйдёт вслед за ним.
Этого не случилось, и она пережила мужа ещё на два года. Этого времени ей хватило, чтобы почти завершить возводить чудо света – работы в середине были уже закончены, и скульпторы как раз работали над барельефами с внешней стороны здания. Как и тело Мавсола, остатки правительницы были сожжены и захоронены возле мужа, а строительство мавзолея было окончено приблизительно в 531 г. до н.э.
История и легенды
В истории почти ничего не упоминается о персонаже Тура-хан, о нем сохранилось очень мало информации. По одной из версий был потомком великого хана Чингисхана. Некоторое время он кочевал по реке Иртыш, но из-за возникших разногласий со своими родственниками ему пришлось уйти на земли башкирии.
Еще одна версия о Тура-хане такова: он приходился братом другому хану — Басману, который обладал очень большой властью в регионе. Жил Тура-хан в своем именном поместье, которое располагалось на месте нынешнего санатория «Зеленая роща», а лето он проводил недалеко от того места, где сейчас находится деревня Верхние Термы. Во время средневековья очень часто возникали междоусобные войны, и на одной такой войн Тура-хан был повержен.
Современные источники повествуют о Тура-хане как правителе в республике Башкортостан в начале XVI века. Большую часть своего времени он проводил в своем поместье на горе Туратау. Убит Тура-хан был в одной из битв, которая шла против его соперника — Алтакара.
Мавзолей Туру-хана взят под охрану государством. Вокруг него возведен решетчатый забор, калитка которого закрыта на замок. Вход в сам мавзолей теперь тоже оборудован железной калиткой и замком. Добраться до мавзолея Тура-хана можно как летом, так и зимой — он находится всего в ста метрах от асфальтированной дороги.
Вершина башни
На что похож барабан и призматический шатёр на вершине башни?
Фотография башни Тамерлана до революции.
Барабан и конус – символизируют юрту или «терме», от этого слова потом образовалось русское слово терем.
Примеры юрт.
Юрта была наиболее удобным жилищем в то время при кочевом образе жизни.
Поэтому архитектор водрузил на квадратную основу башни символичное сооружение юрты. Раньше с южной стороны в эту «юрту» был скрытый вход или дверь по описанию Палласа. После реставрации этого входа не стало.
Кочевое жилище, по половецки «терме» — состояло из цилиндрических плетёных из веток стен – делалось по кругу. Над стенами делалась коническая крыша из жердей, завершающаяся дымовым кругом со сферическим перекрытием из согнутых планок.
Остов покрывался летом войлоком в один ряд, зимой – двумя и более.
В период длительных перекочёвок жилище ставилось на двух- или четырёхколёсные повозки, в которые запрягались лошади. На зимовках и длительных стоянках жилище обычно устанавливалось на землю.
Архитектура
Согласно описаниям, сохранившимся до наших дней, Галикарнасский мавзолей внешне был совсем нетипичным сооружением Древней Греции. В плане гробница представляла собой почти квадрат, со сторонами примерно 33 и 39 метров.
Здание было украшено множеством статуй. В верхней части сооружения были установлены 36 колонн, между каждой из которых стояли статуи. Крыша была выполнена в форме пирамиды. На ее вершине была установлена статуя в виде колесницы, которой управлял царь и его жена. Во время археологических раскопок были найдены около 20 статуй львов, длиной в 1,5–1,6 метра. Фундамент здания был углублен примерно на 2,5 метра в землю.
Сергей Архипкин
История Галикарнаса
По мнению некоторых историков в Галикарнасе, около 484 г до н. э. родился известный древнегреческий историк Геродот, автор исторического трактата — “Истории”. Также недалеко от берегов Галикарнаса (сегодняшнего Бодрума), на греческом острове Кос родился знаменитый Гиппократ (около 460 года до н. э). Именно Геродот пишет что Галикарнас был основан дорийцами, выходцами из Арголиды в XII в. до н.э. Долгое время город находился под властью Персов, а в 454 до н.э. был принят в Делосский союз, и в IV в. до н.э. стал столицей Карии. Галикарнас был один из немногих городов Малой Азии, оказавших стойкое сопротивление Александру Македонскому. В 333 до н.э. Александр Македонский успев завоевать город, приказал полностю разрушить его. Позже город был восстановлен, но с тех пор утратил свое значение и в римскую и византийскую эпохи он оставался незначительным поселением.
Регион Кария и город Галикарнас на карте
Наивысшего расцвета город достиг при Мавсоле (377–353 до н.э.). Тогда в Галикарнасе проживало смешанное население из греков и местных карийцев. Французский писатель и переводчик Проспер Мериме писал о том, что Мавсол скопил несметные богатства, вследствие того что беспощадно обдирал своих граждан. В карийских землях даже существовал налог на волосы. Галикарнас имел удачное географическое и стратегическое расположение. В городе был большой морской порт, который благоприятно действовал на экономическую жизнь. Рядом с портом, как это было принято во многих греческих городах, находилась рыночная площадь (агора). От рыночной площади шла улица, посередине которой был построен Галикарнасский мавзолей. Впервые чудом света данный памятник назвал римский ученый-энциклопедист Марк Витрувий Поллион (I век до н. э.). Мавзолей всемирно признан уникальным памятником исторической архитектуры эпохи поздней классики.
Современный Бодрум и расположение мавзолея
Слово “мавзолей”, которое означает “монумент” или “большое погребальное сооружение”, используется почти в каждом языке и происходит от имени Мавсола
7 чудес света новые и старые. Мавзолей в Галикарнасе
Перенесемся в древний город Галикарнас. Он был столицей Карии и, как причитается столице государства, славился своей красотой и величием. Храмы, театры, дворцы, сады, фонтаны, живая гавань гарантировали городу почет и уважение
Но особое внимание здесь занимала гробница царя Мавсола, одно из семи чудес света в древнем мире. Итак, чудо света мавзолей в Галикарнасе
Царь Мавсол, правящий Карией в 4 веке до н.э. (377-353 годы), по опыту египетских фараонов начал строительство своей гробницы еще при жизни. Она должна была стать уникальным сооружением. Расположенная в центре города, среди дворцов и храмов, она символизирует могущество и богатство царя. А для поклонения покойному царю, она должна сочетать в себе одновременно и гробницу и храм. На строительство были выделены лучшие архитекторы и скульпторы — Пифий, Сатир, Леохар, Скопас, Бриаксид, Тимофей. После смерти царя его жена, царица Артемисия, еще интенсивнее подошла к строительству вечного памятника великому мужу.
Постройка была закончена в 350 году до н.э. Ее внешний облик сочетал в себе сразу несколько архитектурных стилей того времени. В мавзолее выделялось три уровня общей высотой в 46 метров. Первый ярус представлял собой массивный цоколь из кирпича, облицованного мрамором. Далее на нем возвышался храм с 36 колоннами. Колонны подпирали крышу в виде пирамиды с 24 ступенями. На вершине крыши располагалась скульптура царя Мавсола и Артемисии в колеснице, запряженной 4 конями. Вокруг постройки располагались статуи всадников и львов. Красота строения завораживала, не случайно, что мавзолей в Галикарнасе быстро вошел в семь чудес света древнего мира.
Сама гробница Мавсола с женой располагалась в помещении нижнего яруса. Для поклонения царю было сооружено верхнее помещение с колоннами и статуей Мавсола. Статуя сохранилась до наших дней, и полноценно отражает образ царя-деспота. Скульптор в чертах лица тонко передал характер Мавсола — злобный, жестокий, способный получать все, что ему нужно. Не случайно это был очень богатый человек. Рядом со статуей Мавсола находилось изваяние царицы Артемисии. Ее же скульптор приукрасил, подал в величавом, мягком образе. Работал над ней известный скульптор того времени Скопас. Обе эти статуи сейчас считаются одними из лучших в греческой культуре IV века до нашей эры. Отдельно стоит упомянуть и про верхнюю часть основания мавзолея. Скульпторы украсили его сценами из греческого эпоса — битва с амазонками, охота, битва лапифов с кентаврами.
Мавзолей — слово, произошедшее от имени царя Мавсола, в настоящее время является нарицательным среди всех народов.
Спустя 18 веков мавзолей был разрушен землетрясением. Позже его развалины использовались для постройки замка Святого Петра рыцарями-иоаннитами. Когда пришли турки, замок стал крепостью Будрун, в настоящее время называемой Бодрумом. Раскопки здесь были проведены в 1857 году. Были найдены рельефные плиты, статуи Мавсола и Артемисии, статуя колесницы. В настоящее время они выставлены в Британском музее.
Архитектурные особенности мавзолея
Место для Галикарнасского мавзолея выбирал сам правитель Карии. Это была середина центральной городской улицы, неподалеку от таких знаковых сооружений, как храм Ареса и храм Афродиты.
Мавзолей значительно отличался от других построек в греческом стиле. Он был выше и больше их. В плане представлял собой слегка вытянутый прямоугольник со сторонами 66 и 77,5 м, высота составляла 45-46 м.
Усыпальница в Галикарнасе четко разделена на несколько ярусов по высоте:
- первый ярус — массивный фундамент из кирпича-сырца и высокий цоколь, облицованный мраморной плиткой;
- второй ярус — храм с колоннадой по периметру, высота колонн составляла 11 м;
- третий ярус — 24-ступенчатая пирамидальная крыша, которую венчала квадрига со скульптурами Мавсола и Артемисии.
Перед мавзолеем был разбит небольшой сад, а вход «охраняли» скачущие всадники и львы.
Отдельного внимания заслуживает художественное оформление Галикарнасского мавзолея. Тридцать шесть колонн на втором ярусе и возвышающиеся между ними скульптуры выполнены из мрамора. Скульптурный ансамбль составляли примерно 330 статуй.
Также сооружение опоясывали фризы. Они изображали сцены борьбы греков с кентаврами, амазонками и гонки на колесницах. Рельеф фризов просматривался четко и был очень выразителен.
Галикарнасский мавзолей цивилизаци. Удваивание бонусов от Галикарнасского мавзолея
Вопросы и ответы › Рубрика: Sid Meier’s Civilization VI › Удваивание бонусов от Галикарнасского мавзолея
Привет! Возник такой вопрос. Галикарнасский мавзолей добавляет дополнительную активацию флотоводцам и инженерам. Допустим у меня есть Нельсон, который дает бонус 50% за атаку с фланга. Стакается ли этот бонус за 2-ю активацию или бесполезно 2-й раз жать?Спасибо за ответ.
Похожее
Теги вопроса: Галикарнасский мавзолей флотоводцы инженеры бонусы
4 ответ
Что мешает проверить?
Похожее
Проверить конечно можно всё, но слишком муторно. Может кто-то знает доподлинно, вот и спрашиваю
Похожее
Алексей Халецкий Админ. ответил 2 года назад
Да, все бонусы складываются. Поэтому Гелликарнасский мавзолей в сетевых играх запрещают использовать.
Похожее
АРЕНДА ПРОДАЖА ВЫКУП БАРТЕР ЛИЗИНГ ОПАЛУБКИ И ОБОРУДОВАНИЯ индивидуальные и более выгодные условия!Аренда от 10р./м2 в сутки для монолитного строительства в Краснодаре и Южном Федеральном округе
Гибкие условия! Выгода до 50%
Аренда опалубки с правом выкупа — возможность выкупа спустя 6 месяцев за 50% стоимости.
Продажа многоразовой стальной и алюминиевой опалубки.
Выкуп б/у опалубки(покупку) стен, колонн, перекрытий (стойки телескопические и объемные), лесов, комплектующих.
Оперативно произведем осмотр, дефектовку, самовывоз. TradeIn — замена старого комплекта опалубки на новый.
Сообщение про Семь чудес света
Мир состоит из множества прекрасных мест. Но есть особенные, которые заслуживают отдельного внимания. Их называют семь чудес света. Это поистине невероятные строения, которые были возведены еще в древние века.
На первом месте находится пирамида Хеопса. Она находится в Египте. Это величественное сооружение сохранилось до настоящих дней благодаря своему уникальному строению. Сегодня ее высота составляет почти 140 метров. Многие ученные оспаривают дату возникновения, поэтому считается начало постройки в 2600 году до нашей эры. Точность инженерных расчетов и великолепный вид даже сейчас привлекает огромный поток клиентов.
Висячие сады Семирамиды находятся на втором месте. Его создание относят к 605 году до нашей эры. Простояло оно не долго и по мнению большинства историков в 562 год стал фатальным. Наводнение разрушило это сооружение полностью. Многими учеными считается, что Навуходоносор 2 построил их для своей возлюбленной. В тот век Вавилон был пыльным и грязным, а царица не хотела жить в нем. Так и возникло 2 чудо света.
На третьем месте расположился храм Артемиды Эфеской. Многие не считают его удивительным, ведь такое сооружение представляется обычным местом для жертвоприношения, которых в Греции тогда было много. Стоял он в городе эфес, который располагался на месте нынешнего Сельчука. Это турецкая территория. До наших дней, к великому сожалению, уцелеть храму не удалось. Но и сейчас там находится строение, отчасти напоминающее старое.
Четвертое место принадлежит статуе Зевса в Олимпии. Ведь греки в честь него проводили первые олимпийские игры. Возведение относят к 466 году до нашей эры. До наших дней уцелеть статуе не удалось. Через 800 лет его закрыли римские порядки, в которых религией было христианство.
На пятом месте находится мавзолей в Галикарнасе. Побывать в этой местности, пропитанной историей можно и сейчас. Потребуется лишь приехать в турецкий город Бодрум. В наше время там находятся развалины.
На шестом месте находится александрийский маяк. Построенный в 3 веке до нашей эры, на острове Фарос. Простояв 100 лет, он разрушился от землетрясения.
На последнем месте находится колос Родосский. 280 год до нашей эры ознаменовал греческий остров этим памятником архитектуры. 65 лет спустя землетрясение разрушило прекрасное строение.
Мавзолей в Галикарнасе – древнее чудо света
При упоминании слова «мавзолей», сразу вспоминается Мавзолей Ленина на Красной Площади. Мы привыкли, что мавзолей — это грандиозная усыпальница. Но откуда взялось это название?
В IV веке до н.э. в столице Карии городе Галикарнас (юго-восток Малой Азии) была построена великолепная усыпальница для карийского правителя Мавсола и его жены Артемисии II. Это сооружение впоследствии и стали называть по имени Мавсола (греч. Mausoleion) мавзолеем. Строительство началось еще при жизни Мавсола, но до окончания строительства он не дожил.
По некоторым данным строительством руководила Артемисия, очень любившая своего мужа и мечтавшая таким образом увековечить его память. Именно поэтому Мавзолей в Галикарнасе (Древняя Греция) считают памятником любви и одним из 7 чудес света, наряду с храмом Артемиды в Эфесе и Колоссом Родосским.
Мавзолей в Галикарнасе был задуман как храм и усыпальница, его строили греческие архитекторы Пифей и Сатир, так же были приглашены знаменитые скульпторы того времени Скопас (его работы украшали второй Храм Артемиды в Эфесе), Леохар, Брикасид и Тимофей.
330 статуй на могиле тирана
Мавсол активно насаждал греческую культуру в Карии, а сами карийцы были вдохновлены эллинами, женившись на них и награждая своих детей оригинальными греческими именами. Карийцы даже переименовали свои города: например, Латмос стал Гераклеей в честь героя древнегреческих мифов Геракла. Гекатомниды приглашали на свой двор греческих философов, писателей, ремесленников и других ремесленников, которые могли оставить часть своей культуры в Карии.
Мавзолей в Галикарнасе начали строить за 5 лет до смерти тирана Карла, в 353 г до н. Э. Очевидно, Мавсол во многом был вдохновлен египетскими фараонами, которые начали облагораживать свою гробницу еще при жизни, строя огромные пирамиды для вознесения людей душа к звездам. В работе над мавзолеем задействованы шесть главных героев: греческие архитекторы Пифей и Сатир, а также скульпторы Леохар, Скопа, Бриассид и Тимофео. Согласно древним документам, проектом руководил не сам Мавсол, а его жена и сестра Артемизия, которые, в общем, старались даже для себя: ее похоронили рядом с мужем.
Могила по указанию Мавсола была расположена в центре города. Он был задуман как гробница и храм для поклонения умершему монарху. Главное здание, птерон, ограниченное 36 колоннами, располагалось на трехъярусной пирамиде. Пифей украсил вершину мавзолея квадригой: царь Мавсол со своей прекрасной женой-сестрой Артемизией управлял каменной колесницей. Общая высота здания составила 46 метров.
В работе над мавзолеем Галикарнаса скульпторы и архитекторы смешали ионический, греческий и коринфский стили, что вместе дало необычный, но изысканный результат. Каждый из скульпторов занимался строго определенной частью света: восток отошел к Скопасу, Бриассид — к северу, Тимофеос — к югу, а Леонар отвечал за западную часть.
Внутренняя планировка трехэтажного комплекса была следующей: на первом этаже площадью 5 тысяч квадратных метров располагался погребальный зал, на втором этаже — мраморная колоннада из 36 колонн с множеством статуй, а также на третьем этаже находилась коническая гробница Мавсола и Артемизии, стены которой украшали барельефы с изображениями военных походов монарха. Наверху была та самая колесница, на которой правитель Карии устремился прямо в загробный мир.
Статуи представителей династии Гекатомнидов на колоннаде, скульптурные группы на основании мавзолея, колесница на вершине пирамиды, три скульптурных фриза и акротери — украшения, расположенные в верхней части здания, всего имеется на не менее 330 статуй в архитектурной композиции мавзолея Галикарнаса. Во дворе гробницы скульпторы установили в качестве украшения статуи львов и рыцарей: по легенде, они должны были стать защитой Мавсола в царстве мертвых.
Общая идеологическая концепция гробницы заключалась не только в прославлении Мавсола, но и в подтверждении преемственности власти его наследников: архитектура подчинялась идее о том, что династия Гекатомнидов долгое время будет править Карией, которая Вот в чем его успех: всем сестрам удалось отбыть свой мандат на троне Кариан и братьев покойного Мавсола даже после захвата этой территории Александром Македонским.
Монарх не дожил до завершения строительства своей гробницы, поэтому его завершила Артемизия, которая так плакала по мужу, что смешала свой прах с едой и питьем, чтобы быстро последовать за Мавсолом в загробную жизнь и помочь ему вести кстати, этот печально известный фургон. Оставшись без прямого руководства, греческие мастера решили, что мавзолей в Галикарнасе больше не просто орден, а еще один шедевр греческой архитектуры, а это означает, что оставлять его незавершенным — все равно что унижать себя как творца, поэтому творческая команда все же принесла могилу. Вспомним спустя несколько лет после смерти Артемизии, которую похоронили рядом с мужем.
Архитектура мавзолея
Мавзолей был выполнен в весьма необычным стиле. Для его создания были смешаны греческий, коринфский и ионический стили. В здании мавзолея были расположены скульптуры богов, людей и животных. В комплексе были три этажа, на первом находился траурный храм, его площадь 5000 кв. м., высота – 20 м. На втором этаже была колоннада из мрамора, во внутреннем дворике располаглась гробница Мавсола, окруженная статуями львов и каменных воинов, которые по легенды охраняли покой правителя.
Фрагмент рельефного фриза восточной стены Галикарнасского мавзолея
Сама могила была выполнена как квадратный блок, конической формы, ее стены были покрыты барельефами с изображениями военных действий. На вершине мавзолея находилась квадрига, колесница запряженная четверкой лошадей, в ней находились каменные статуи Мавсола и Артемисси. На территории, окружающей комплекс были установлены фигуры львов и скачущих всадников. Мавзолей был разрушен от землетрясения в XIV веке, а его обломки рыцари-иониты разобрали для постройки крепости святого Петра.
Слайд 115.Мавзолей в ГаликарнасеПятое чудо света – это мавзолей в Галикарнасе. Если
вы хотите побывать в этой исторической местности – поезжайте в турецкий город-курорт Бодрум. Именно там ученные обнаружили развалины чуда света Галикарнасского мавзолея.Названо древнее сооружение по имени правителя Карии – Мавсола, так как это был его надгробный памятник. Собственно именно с того времени в древнем Риме мавзолеи получили такое широкое распространение. Чем же стал известен этот архитектурный шедевр? В 4 веке до нашей эры царь Мавсол вместе со своей женой – царицей Артемисией, решили увековечить свою память по примеру египетских фараонов. Для этих целей и было возведено грандиозное строение, ставшее чудом света.
Мавзолей в Галикарнасе сегодня
Исследование мавзолея в Галикарнасе началось в 1846 году экспедицией Британского музея под предводительством Чарльза Ньютона. Он провел раскопки и обнаружил части рельефа стены, останки крыши, и огромное колесо колесницы диаметром в 2 метра, украшавшей крышу. Также были найдены статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие в колеснице. Сейчас все эти находки находятся в Британском музее в Лондоне.
Руины мавзолея сегодня — Бодрум
Сегодня оставшиеся руины мавзолея являются частью скромного музея в Бодруме. Из всех античных чудес света мавзолей в Галикарнасе считается неплохо сохранившимся, но очень жаль что не все находки экспонируются там где они были найдены.
Бронирование отелей >>> | Авиабилеты в Турцию >>> |
Сравнение цен на отели >>> | Трансферы в Турции >>> |
Страховка в Турцию >>> | Экскурсии в Турции >>> |
4. Выводы
Галикарнасский мавзолей – одно из тех мест в Турции, которые интересны своей историей, а не внешним видом. Осматривать там практически нечего: развалины, фрагменты стен и барельефов, стенды и макеты на тему: «Какая же красота здесь когда-то была!». Но сам факт, конечно, впечатляет – ведь чудес света на планете не так уж и много. А часть Мавзолея сейчас выставляется в Британском музее.
Теперь вы знаете точный ответ на вопрос: «Сколько чудес света в Турции?». Правильный ответ — два: Мавзолей в Галикарнасе и Храм Артемиды Эфесской.
Народу в этом месте практически нет. Но планировать экскурсию все равно лучше ближе к вечеру – в это время сюда не приезжают большие экскурсионные группы.