Чудо света колосс родосский

Возрождение Колосса Родосского

Файл:Колосс Родосский.jpg
Картина Сальвадора Дали 1954 года для фильма «Семь чудес света»

Античные авторы, писавшие о Колоссе (Страбон, Плиний Старший, Филон из Византия и др.), не упоминали о точном местоположении статуи в древности и не описывали подробно его внешний вид. Многие изображения помещают её у входа в гавань Родоса, однако более достоверным выглядит её расположение внутри города или ближе к холмам, поскольку в гавани просто нет места для столь огромной статуи (это косвенно подтверждает история об искусственном холме вокруг статуи).

Формальное решение нью-йоркской статуи Свободы, построенной в 1886 году скульптором Фредериком Бартольди, основано на современных представлениях об облике Колосса.

В ноябре 2008 года было объявлено о намерении реконструировать статую в виде светотехнической инсталляции. По словам руководителей проекта, конструкция должна была быть в несколько раз выше своего оригинала — от 60 до 100 метров. Бюджет проекта 200 миллионов евро, которые должны были быть выручены у международных спонсоров, а также из личных средств немецкого деятеля искусств Герта Хофа.

Другой проект был предложен в 2015 году группой учёных и инженеров. Статуя высотой 150 метров, по замыслу авторов, должна была содержать внутри себя дополнительную функциональность — культурный и развлекательный центр.

Колосс Родосский

Еще одним чудом света считается возведенная в 285 году до нашей эры 36-метровая статуя Колосса Родосского, или бога солнца Гелиоса, как его именовали сами родосцы. Гигантских размеров человек, на сооружение которого известному ваятелю Харесу Линдосскому потребовалось 12 лет и десятки тонн бронзы, возвышался, по одной из версий, над входом в гавань Мандраки. Согласно другим сведениям, исполинская атлетическая фигура Колосса заняла достойное место в центре города.

К сожалению, «жизненный путь» Родосского великана был недолгим. Простояв около 60 лет, в 226 году он развалился во время землетрясения.

Колосс Родосский: описание

Что же такое невероятное увидели жители Родоса? Об этом пишут древнегреческие историки Плиний и Геродот. На мраморном постаменте более чем на тридцать метров возвышалась фигура юноши-атлета, бронза ярко блестела на солнце, отчего в ясный день подплывающие к острову моряки видели Колосса Родосского раньше, чем сам остров.Мало того, чтобы придать изваянию Гелиоса дополнительную «солнцеподобность», лицо и венок на голове статуи были покрыты золотом. Историки не дают однозначного ответа на вопрос о том, какую позу придал скульптор богу-покровителю острова: есть мнение, что он стоял, вытянув вперед руку с факелом, который использовался по ночам в качестве маяка.

Другие специалисты возражают, что в такой позе статуя Колосса Родосского просто рухнула бы вперед. По их мнению, одной рукой Гелиос придерживал ниспадающее до земли одеяние (служившее дополнительной точкой опоры), а вторую подносил к глазам, вглядываясь вперед.

Мифы и легенды острова Родос

Родос, остров Греции, омываемый водами Эгейского и Средиземного морей, по легенде был создан богом Солнца Гелиосом, считавшегося поэтому покровителем островитян.

По преданию во время раздела мира Гелиос отсутствовал на Олимпе, исполняя ежедневные обязанности по объезду небосклона на золотой колеснице, и остался без владений. Огорченный Зевс-громовержец решил заново все поделить, но бог Солнца не захотел ни с кем ссориться и создал сам свой кусочек суши. Он опустил руки в морскую пучину и поднял со дна пригоршню грунта. Эта земля превратилась в остров, названный по имени его возлюбленной нимфы Родос.

Гористая поверхность центра и плодородные долины на берегу, реки и ручьи, множество удобных бухт и песчаных пляжей – таков этот кусок суши, обязанный своим появлением лучезарному сыну титанов.

Причудливые мифы и легенды, придающие этому райскому уголку еще большее очарование, вызывают иногда мистическое удивление: с большой высоты эта местность действительно напоминает гигантскую пригоршню, растянутую на 77 км в длину и максимальной шириной в 37 км.

7 чудо света: Александрийский маяк на о. Фарос

После завоевания Египта в 332 г. до н.э. Александр Македонский основал в дельте Нила город, названный его именем – Александрия. В царствование Птолемея I город достиг богатства и процветания, а Александрийская гавань превратилась в оживленный центр морской торговли.

В 270 году до н.э. на острове Фарос при входе в порт Александрии воздвигли огромную башню высотой 120 метров, чтобы облегчить плавание судов в плохую погоду и тёмное время суток. Свет маяка был виден за 60 км. Поэтому иногда его называют Фаросским маяком. Современное слово «фара» произошло из этого названия.

Кто построил Александрийский маяк

Античный путешественник и учёный Страбон посетил Александрию в конце первого века до нашей эры. В своей энциклопедической рукописи Geographica он указал, что греческий архитектор Сострат Книдский посвятил своё творение «Богам-спасителям», о чём сделал надпись на стене здания.

Александрийский поэт Посидипп (ок. 270 г. до н.э.) воспел это удивительное сооружение:

Как выглядел Фаросский маяк

Согласно Страбону, маяк был построен из местного известняка и облицован белым мрамором. Декоративные фризы и орнаменты изготовлены из мрамора и бронзы, колонны – из гранита и мрамора. Маяк стоял в центре просторного участка, обнесенного мощной оградой с угловыми бастионами. В них, как и по всей стене, были прорезаны многочисленные бойницы.

Сам маяк состоял из трех ярусов. Первый, квадратный в плане (30,5×30,5 м), ориентированный по сторонам света и облицованный квадрами белого мрамора, имел высоту 60 м. По углам его были установлены монументальные статуи, изображающие тритонов. Внутри первого яруса располагались на разных уровнях помещения для рабочих и охраны. Там же находились кладовые, где хранилось топливо и продукты.

В подземной части маяка находилось хранилище питьевой воды для военного гарнизона, располагавшегося на острове: и при Птолемеях, и при римлянах маяк одновременно служил крепостью, препятствующей входу вражеских кораблей в главный порт Александрии.

Восьмиугольный средний ярус меньшего размера также был облицован мраморными плитами. Наверху по периметру стояли многочисленные бронзовые статуи; некоторые из них могли служить флюгерами, указывающими направление ветра. Сохранилось предание, что одна из фигур протянутой рукой следовала за движением солнца и опускала руку только после его захода.

Верхний ярус имел форму цилиндра и выполнял функции фонаря. Он был окружен восемью полированными гранитными колоннами и увенчан конусообразным куполом с 7-метровой бронзовой статуей Исиды-Фарии, попечительницы мореплавателей. Впрочем, некоторые исследователи считают, что там находилась статуя морского бога Посейдона.

Световая сигнализация производилась с помощью огненного светильника в фокусе вогнутых металлических зеркал. Предполагают, что топливо на вершину доставляли установленные внутри башни подъемные механизмы — в середине маяка имелась шахта, ведущая от нижних помещений вверх к осветительной системе. По другой версии, топливо привозили по спиральному пандусу на телегах, запряженных лошадьми или мулами.

Разрушение Алесандрийского маяка – 7 чуда античной архитектуры

Считается, что верхняя часть маяка (цилиндрическая, с куполом и статуей) рухнула во II в. во время землетрясения, но еще в 641 г. маяк действовал. В XIV в. землетрясение окончательно уничтожило этот шедевр древнего зодчества и строительной техники. Спустя сто лет египетский султан Кайт-бей распорядился построить на остатках фундамента маяка форт, названный именем своего создателя.

Маяк на монетах, отчеканенных в Александрии во II веке нашей эры. 1: реверс монеты римского императора Антонина Пия; 2: реверс монеты римского императора Коммода. CC BY-SA 3.0</a>, <a href=»https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=931764″>Link</a></p>

Судить о внешнем облике маяка мы можем сегодня лишь по его изображениям на монетах римского времени и немногочисленным обломкам гранитных и мраморных колонн.

В культуре

Ксилография Сидни Барклая.

Картина

  • Колосс Родосский вдохновил Сальвадора Дали на его картину «Колосс Родосский», написанную в 1954 году.
  • Утагава Кунитора гравюра укиё-э

Кунитора Утагава, Колосс Родосский.

Кино

  • История Колосса Родосского вдохновила Серхио Леоне на фильм «Колосс Родосский», выпущенный в 1961 году с Леа Массари и Жоржем Маршалом .
  • В 1963 фильм Ясон и аргонавты по Дон Chaffey, огромная бронзовая статуя Талоса преследует Джейсона, который бежал на своем корабле. При этом Талос охватывает вход в «лагуну» или естественную гавань, где находятся Джейсон и его аргонавты, что, по словам Рэя Харрихаузена, создателя спецэффектов этого фильма, является прямым намеком на Колосса .

Литература и комиксы

  • Цитируется Жюлем Верном в Voyage au center de la Terre .
  • Колосс Родосский представлен в « Аликс Бесстрашной » Жаком Мартином .
  • Джордж Р.Р. Мартин в своей главной работе « Игра престолов», вероятно, был вдохновлен Колоссом Родосским на описание города-государства Браавос, где гигантский каменный колосс, Титан, защищает морской проход, открывающий доступ в город. .
  • В мультфильме « Парад Микки Гигантов» (выпуск 292, «колосс разрушается») Микки «встречает» колосса, который снова появился в море.

Видеоигры

  • Колосс Родосский:
    • является врагом первого уровня видеоигры God of War II, выпущенной в 2007 году;
    • разрушен в результате падения на Кракена в начале видеоигры Titan Quest: Immortal Throne, дополнения к видеоигре Titan Quest  ;
    • является одним из повторяющихся чудес серии видеоигр Civilization I, II, III, IV, V, VI  ;
    • чудо видеоигры Rome: Total War, позволяющее увеличить морской торговый оборот в Империи;
    • одно из чудес видеоигры Rise of Nations  ; Однако чудо игры не имеет ничего общего с богом Гелиосом.
  • В онлайн-игре Grepolis игрок может построить семь чудес света, в том числе Колосса Родоса.
  • Колосс Родосский можно построить как памятник в видеоигре Cities XL .
  • В настольной игре « Семь чудес» Колосс Родосский — одно из чудес, в которые можно играть.
  • В версии игры Minecraft для Wii U доступен режим игры « Древняя Греция » . В нем есть разные места и мифологические объекты, в том числе Колосс Родосский.
  • В видеоигре Age of Mythology Колосс — это мифическая единица, которую могут нанять греки, поклоняющиеся богу Гефесту.

Гибель статуи

Колосс простоял чуть более 50 лет, пока статую не разрушило Родосское землетрясение, которое произошло в 226 или 227 году до н. э.. Египетский царь Птолемей III предложил оплатить восстановление статуи, однако дельфийский оракул запретил это делать, чтобы не разгневать бога Гелиоса. В результате родоссцы в страхе перед божеством подчинились прорицанию, и статуя осталась лежать на земле.

Как пишет Страбон, в его время «статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей». Но даже тогда Колосс вызывал удивление своими размерами. Плиний Старший упоминает, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи.

Обломки колосса находились на месте падения более восьми веков, пока, наконец, в 653 году арабы под предводительством полководца Муавии I не захватили Родос. Новые хозяева острова продали обломки древней статуи еврейскому купцу из Эдессы, который, как рассказывается в одной из хроник Феофана Исповедника, расплавил их на месте и вывез, нагрузив бронзовыми слитками 900 верблюдов.

Осада Родоса

В конце 4 века до н.э. Родос в союзе с Птолемей I Египта, предотвратили массовое вторжение, устроенное их общим врагом, Антигон I Монофтальм.

В 304 г. до н.э. прибыл отряд из кораблей, посланных Птолемеем, и Деметриус (сын Антигона) и его армия отказались от осады, оставив большую часть своего осадного снаряжения. Чтобы отпраздновать свою победу, родосцы продали оставшееся оборудование за 300 таланты и решили использовать деньги, чтобы построить колоссальную статую своего бога-покровителя, Гелиос. Строительство было оставлено в сторону г. Chares, уроженец Линдоса на Родосе, который раньше был связан с крупными статуями. Его учитель, скульптор Лисипп, построил 22-метровую (72-футовую) бронзовая статуя Зевс в Тарент.

Семь чудес света. 3 Храм Артемиды в Эфесе

Храм Артемиды — одно из семи чудес античного мира — находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время город Сельчук на юге провинции Измир, Турция).В честь Артемиды жители Эфеса построили близ города, на месте, где прежде располагалось святилище карийской богини плодородия, огромный храм, ставший одним из семи чудес Древнего мира. Средства на строительство пожертвовал знаменитый богач, лидийский царь Крёз. Проект храма, согласно Страбону, разработал архитектор Херсифрон из Кносса. При нем были возведены стены храма и установлена колоннада (первая половина VI века до н. э.). После смерти зодчего строительство продолжил его сын Метаген (вторая половина VI века до н. э.), а заканчивали постройку, как пишет Витрувий, уже архитекторы Пеоний и Деметрий (первая половина V века до н. э.).Когда огромный законченный храм из белого мрамора открылся взорам горожан, он вызывал удивление и восхищение. Однако неизвестно, как именно он был украшен. Известно только, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости.Храм Артемиды использовался не только для проведения религиозных церемоний. Он был одновременно финансовым и деловым центром Эфеса. Храм был полностью независим от городских властей и управлялся коллегией жрецов.Согласно легенде, в 356 до н. э., в ночь, когда в Пелле, столице Македонии, родился будущий Александр Великий, некий тщеславный гражданин Эфеса по имени Герострат поджёг великий храм, желая таким образом прославиться. Имя Герострата с тех пор стало нарицательным и вошло в историю, хотя по решению городского собрания должно было исчезнуть из памяти людей навечно. В официальных документах о нем говорится просто как об «одном безумце».К началу III в. до н. э. храм был полностью восстановлен в прежнем виде. Деньги на постройку нового Чуда Света выделил Александр Македонский. Архитектор Александр Дейнократ, руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание.Ширина храма Артемиды была 52 метрa, длина — 105 м, высота колонн — 18 м. Крышу храма поддерживали 127 колонн, установленные в восемь рядов. По преданию, каждая из этих колонн была даром одного из 127 царей.Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и рельефами Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма. Так, в благодарность Александру Македонскому, выделившему денег на строительство, эфесцы заказали для храма его портрет художнику Апеллесу. Он изобразил полководца с молнией в руке, подобно Зевсу. Когда заказчики пришли принимать полотно, они были столь поражены совершенством картины и оптическим эффектом (казалось, что рука с молнией выступает из полотна), что заплатили автору двадцать пять золотых талантов — пожалуй, за последующие три века ни одному из художников не удавалось получить такого гонорара за одну картину.В 263 году святилище Артемиды было разграблено готами. Во времена императора Феодосия I, когда в 391—392 гг. были запрещены все языческие культы, храм Артемиды в Эфесе закрыли. На месте храма была построена церковь, которая позже тоже разрушилась.Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало болотом, на котором стоял храм. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.Несколько лет потребовались английскому архитектору и инженеру Джону Тертлу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в двадцатом веке. А под ним — следы храма, сожжённого Геростратом. В настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна.

Статуя победе и солнцу

Колосс Родосский – шестое чудо света, являвшее собой гигантскую и величественную статую, возведенную в древнегреческом городе Родосе на берегу Эгейского моря.

Колосс был воздвигнут в 316 г. до н.э. в честь бога солнца Гелиоса, его возведению предшествовала мощная попытка захватить остров будущим королем Македонии – Деметрием.

После смерти великого Александра Македонского, все завоеванные им земли были поделены между тремя его полководцами – Птолемеем, Селевком и Антигоном. В этом разделении славный город Родос был союзником Птолемея, который на тот момент уже правил Египтом.

Но как показывает история – обязательно находятся стороны, у которых имеется свое видение государственных дел, так Антигон  — самопровозглашенный царь Сирии, пришел в ярость от союза Родоса и Птолемея и незамедлительно отправил своего сына Деметрия захватить и разрушить мятежный, на его взгляд, Родос.

Известна и надпись, сделанная родосцами на цоколе статуи:
Вверх до Олимпа, о Гелиос, поднял тебя, восхваляя
Солнце, дорийский родосский народ. 
Волны ужасной войны усмирив 
И добычей украсив победу, 
Прочно поставил на землю и высоко над морем вознес 
Светом прекрасным никем не стесненной свободы 
Право людей утвердив, что свой род от Геракла ведут,
Править и сушей и морем, как правили предки веками

Армия Деметрия была невообразимо велика, по своей численности превосходившая само население города-порта, насчитывала около 40 000 воинов. Родос же, не имея еще поддержки Птолемея, был защищен лишь крепкими и высокими стенами, которые создавали серьезное препятствие на пути захватчика.

Война разражившаяся между Деметрием и Родосом длилась более года, Деметрий применял разнообразные осадные сооружения, дабы таки проникнуть в Родос. Последним его сооружением была невероятно большая осадная башня, снабженная разнообразными боевыми приспособлениями.

Но и это выдержали на себе стены великого порта, вместе с жителями, которые повергли башню как раз к тому моменту, когда приближался флот Птолемея.

Деметрий потерпел поражение, а родосцы во славу своей победе и покровительству великого бога солнца решили возвести такую статую, которой еще не видел мир, ей и стал гигантский Колосс Родосский.

Возведение великого Колосса

Возведение Колосса доверили известному на тот момент скульптору Харесу. После произведения долгих расчетов оказалось, что город может позволить себе возвести статую в два раза больше, нежели планировалось, поскольку родосцы могли использовать несметный строительный материал, который оставил после себя пораженный Деметрий.

На строительство Колосса Родосского Харесу потребовалось двенадцать лет , тринадцать тонн бронзы и восемь тонн железа.

Немыслимые по тем временам размеры и объемы поражали самые искушенные умы. Имеется множество свидетельств и рукописей, славивших инженерный гений Хареса и саму технику исполнения.

Итак, по приказу Хареса была сделана искусственная насыпь у входа в порт.

По ходу строительства и отливки новых деталей – насыпь увеличивалась, тем самым давая возможность работникам осуществлять сборку, а также скрывать результат от преждевременных взглядов.

«Мало кто может обхватить большой палец двумя руками, иные статуи меньше одного пальца Колосса»Плиний

Удивительным остается факт того, что на то время Колосс Родосский был настолько велик в сознании каждого человека и за пределами Родоса, что ни кому из историков и писателей не приходило в голову в своих рукописях описывать сам внешний вид памятника.

На данный момент нет ни единого достоверного описания внешнего облика статуи, все имеющиеся взгляды опираются на эпизодические факты и описания философов, которые были сделаны уже после разрушения Колосса.

Однозначным является факт того, что высота Колосса Родосского составляла 36 метров и стоял он на невероятно большом пьедестале из белого мрамора у входа в порт Родоса, но как именно выглядел и что держал в руках до сих пор остается спорным вопросом.

Чудо первое в Египте, что осталось до сих пор

Среди египетских пирамид пирамида Хеопса (или Хуфу) в Гизе (возрастом примерно 4500 лет) самая большая. Сложена из 2,5 миллионов блоков весом по 2,5 тонны каждый. Без использования цемента и других скрепляющих веществ блоки настолько плотно подогнаны друг к другу, что зазор между ними не превышает 0,5 мм. С начальной высотой в 147 метров (сегодня — 138 м) считалась самым высоким сооружением до строительства Кёльнского собора в 1880 г.

By Nina — Own work, CC BY 2.5, Пирамида Хуфу в Гизе (Египет), дата строительства 2584 — 2561 гг. до н.э. Всё ещё существует, но исчезла облицовка из отшлифованных до зеркального блеска плит особого известняка

Как выглядела пирамида первоначально?

Американский инженер Раймонд Д. Маннерс в статье, опубликованной в ноябре 1996 года, утверждал, что Великую пирамиду в ее первозданном виде отличали две особенности: сверкающая поверхность и вогнутые в средней части грани. Древние строители покрыли пирамиду слоем полированного известняка для фокусировки солнечных лучей в день летнего солнцестояния.

В этот день, примерно в полдень, когда Солнце стояло в 6.5 градусах от зенита, происходило фантастическое действо. Великая пирамида начинала сверкать, как огромный бриллиант. В фокусе вогнутых зеркал, высоко в небе, температура поднималась до тысячи градусов. В воздухе начиналось потрескивание, усиливавшееся постепенно до громоподобного оглушающего звука.

Среди сверкающего света и грохота от центрального вихря над вершиной пирамиды исторгались вверх столбы раскаленного воздуха; создавалась иллюзия огненного столба, поднимающегося от пирамиды вверх, к небу. Собравшиеся толпы людей могли, воистину, видеть небесную дорогу, по которой к людям нисходил сам солнечный бог Ра!

Третье чудо из 7 чудес: Всесильный Зевс спустился молнией с небес

В 435 году до н. э. в Олимпии был построен храм в честь повелителя богов — Зевса. Внутри храма поместили огромную 12,5-метровую статую бога-олимпийца, сделанную греческим скульптором Фидием.

Каким видели образ Зевса современники

Зевс в Олимпии. Статуя Фидия из золота и слоновой кости в главном храме Олимпии. Версия французского археолога и искусствоведа Кватремера де Куинси (1815 г.)

Статуя представляла собой скульптуру из золота и слоновой кости на деревянном каркасе. Географ и путешественник II века н. э. Павсаний оставил подробное описание: Зевс восседал на кедровом троне, украшенном расписными фигурами, коваными изображениями, золотом, драгоценными камнями и чёрным деревом.

В левой руке он держал скипетр с орлом, а в правой — статую богини победы Ники. Голову венчал скульптурный оливковый венок. Позолоченные одежды были выполнены из стекла с выгравированными лилиями и животными. Ноги в золотых сандалиях опирались на подставку, украшенную рельефом Амазономахии.

Пол перед изваянием был вымощен чёрной плиткой и окружён приподнятым мраморным ободком. Этот своеобразный бассейн заполняли оливковым маслом для визуального эффекта отражения.

По словам Павсания, скульптор после завершения работы молился богу, чтобы тот показал знаком, нравится ли ему образ. Легенда гласит, что сразу после молитвы в пол храма ударила молния. Это место отметили бронзовым знаком.

Статуя была разрушена в V веке нашей эры. Есть несколько версий уничтожения этого чуда: пожары или вандализм римских императоров.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: