Устное народное творчество

Зарубежный фольклор

Получил я ее в лесу, Уселся и стал рассматривать. Чем больше смотрел, Тем меньше она мне нравилась. И так как я не нашел ее, То принес с собою домой.

Тонкая девчонка, Белая юбчонка, Красный нос. Чем длиннее ночи, Тем она короче От горючих слез.

Его мы изредка встречаем на дороге. Без палки ходит он, безглазый и безногий. Боится не собак, не кошек, не коров, А кур и петухов.

Элизабет, Лиззи, Бэтси и Бэсс Весною с корзинкой Отправились в лес. В гнезде на березе, Где не было птиц, Нашли они пять Розоватых яиц. Им всем четверым По яичку досталось, И все же четыре На месте осталось.

Спросил меня голос В пустыне дикой: — Много ли в море Растет земляники?

Источник

Русский фольклор

«Богатыри», Виктор Михайлович Васнецов, 1898 г., Богатыри (слева направо): Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович.

Мы знакомимся с произведениями русского фольклора ещё в самом раннем детстве. Это — русские народные сказки, загадки, пословицы, поговорки и др.

Например, такие незабываемые сказки, как: «Петушок — золотой гребешок», «Курочка Ряба» или «Колобок».

Родители, бабушки и дедушки читают нам книжки народного творчества, прививая любовь к героям нашей культуры. А им их читали или же рассказывали по памяти ещё их родители или же их бабушки и дедушки, а до них были предыдущие поколения.

Дети постарше уже в школе знакомятся с приключениями великих русских богатырей и других героев, авторы которых неизвестны.

Эпические произведения

В отличие от литературных произведений эпические ещё делятся на стихотворную и прозаическую форму. Это:

  • былины (исторические древнерусские эпические пecни-сказания, воспевающие богатырские подвиги);
  • бывальщины (краткий вербальный рассказ о как будто реальных событиях, схож с «городской легендой»);
  • былички (рассказ «очевидца» о якобы реальной встрече с нечистой силой);
  • небылицы;
  • поговорки;
  • сказки;
  • исторические песни;
  • предания;
  • легенды;
  • сказы;
  • пословицы.

Драматические произведения

Это: народные драмы.

Читайте подробнее про Жанры фольклора с примерами.

В разных жанрах существует свой тип персонажа: в былинах герои — богатыри, а в сказках — например, Иван-дурак и Баба Яга.

Для композиции фольклорных произведений типично присутствие: присказки, запева, замедления действия, троичности событий и тавтологии, эпитетов, гипербол и др.

Фольклор разных стран отличается, но при этом имеет много общего. Это связывают с географической близостью, экономическими взаимоотношениями или другими связями, что повлекло за собой межкультурный обмен.

Узнайте также, что такое Эпитет.

Устная проза

К устной прозе относятся следующие виды русского фольклора.

Предания – рассказ об исторических событиях в народном пересказе. Героями преданий выступают мифо-эпические герои, воины, цари, князи и пр.

Легенды – мифы, эпические повествования о героических подвигах, людях, овеянных почестями и славой, как правило, этот жанр наделен пафосом.

Былички – небольшие рассказы, в которых повествуется о встрече героя с какой-либо «нечистью», реальные случаи из жизни рассказчика или его знакомых.

Бывальщины – краткое изложение реально случившегося когда-то и с кем-то, при этом рассказчик не является свидетелем

Фольклор в музыке

Жанры музыкального фольклора — это типы музыкальных произведений, которые были созданы анонимными авторами, сохранены в памяти и передаются устно от одного поколения другому.

Во всём мире существует огромное количество разных фольклорных музыкальных жанров, назвать их все будет почти нереально. Однако их можно разделить на вокальные (поются), инструментальные (играются на инструментах) и вокально-инструментальные (одновременно поются и играются на инструментах).

Также их можно распределить на три категории по содержанию: эпос (рассказывается история), лирика (упор на чувства), драма (происходит действие).

Примером фольклорного музыкального произведения можно назвать такую известную и любимую всеми нами песню, как «Во поле берёза стояла». Авторство этой песни уже давно потеряно с веками, а слова и мелодия передавались из поколения в поколение, пока она не дошла и до наших времён мобильных телефонов и интернета.

Русская народная песня «Во поле берёза стояла»

Особенности устного народного творчества

Русский фольклор имеет свои особенности и отличительные черты, которые позволяют выделить его в отдельную группу.

№ п/п

Особенность

Характеристика

1.

Историческая основа

Сюжет фольклорных произведений основывается на достоверных фактах, реальных событиях. В них повествуется о героях, личностях, которые жили на самом деле («Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Сказание о белгородских колодцах», др.).

2.

Отсутствие авторства

Народное творчество не предполагало указание личных данных человека, который придумал или записал высказывание.

3.

Коллективность

При создании фольклорных произведений участвует большое количество людей, так как проходит через многих исполнителей, каждый из которых воспроизводит их по-своему

4.

Вариативность

Содержание текстов УНТ может различаться в зависимости от территории. Один сюжет может звучать по-разному и быть адаптирован к определённой народной аудитории.

5.

Наличие постоянных средств выразительности

В произведениях фольклора используются постоянные эпитеты, образные выражения, фразы, переходящие из одного текста в другой (красна девица, добрый молодец, «жили-были», пр.)

6.

Героизация

УНТ имеет своих героев, которые наделяются силой и особыми качествами, которые позволяют им сражаться с врагами и побеждать их (Илья Муромец, Садко, Коловрат)

Произведения устного народного творчества и поэтические сказания о прошлом. Статья «История возникновения устного народного творчества».

Ирина Хорева Статья «История возникновения устного народного творчества».

Обучение и воспитание детей исторически возникло с развитием человечества. Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передавать молодому поколению опыт добычи пищи, защиты от непогоды и т. д. Эти первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребёнок овладевал знаниями, умениями, навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им. Новое поколение, восприняв опыт предков, использовал его, внося усовершенствования. Вместе с опытом трудовой деятельности, передавался и опыт общения с другими людьми. Эти отношения из поколения в поколения закреплялись, развивались и совершенствовались в языке, символах.

С развитием русской народной культуры , появились правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, запреты и разрешения. Уже в древнейших русских летописях, в устном народном творчестве , особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – добродетель и её надо прививать, её надо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Добродетель – умение хорошо поступать, а хорошо поступать, в нашем случае, владеть коммуникативными умениями.

Одним из действенных средств воспитания человека, в семье и не только, является устное народное творчество , как неисчерпаемый источник искусства , основа народной культуры , эффективное средство эстетического воспитания детей, проверенным опытом каждого народа . Сила фольклора как средства семейного воспитания заключается в том, что своим содержанием учит детей различать добро и зло, а так же поведению «это можно» , «это нельзя» , «это хорошо» , «это плохо» , учит детей давать ответы на разные жизненные вопросы.

Слушая произведения устного народного творчества , ребёнок с помощью родителей делает выводы о своём поведении, стараясь избежать ошибок героев. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их юмору, ненавязчивости, знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество – неоценимое богатство народа , выработанный веками взгляд на жизнь, общество и правила поведения и общения в нём.

Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество , выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполнила литература.

Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, потешки, загадки, поговорки, прибаутки и т. д. Произведения устного народного творчества не утратило своего воздействия на ребёнка и в наши дни. В этих произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа . Просто и убедительно «говорит» сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает. Сказка показывает труд как основу жизни – трудолюбивый герой награждается, ленивый наказывается. В сказке прославляется разум, находчивость, отвага, мудрость.

Большинство песенок, потешек, прибауток создалось в процессе труда на природе в быту, в семье. Отсюда их чёткость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил , передавая из уст в уста, из поколения в поколения, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма, юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову приучаясь пользоваться им в своей речи. Этим и черпается глубина воздействия на ребёнка малых поэтических форм устного народного творчества . Они оказывают и нравственное влияние – пробуждают в ребёнке чувство симпатии, любви к людям, окружающим его, ко всему живому, интерес и уважение к труду.

Какие есть жанры устного народного творчества?

К жанрам устного народного творчества относятся большие фольклорные жанры и малые фольклорные жанры(то есть детский фольклор).

К большим жанрам относятся сказки,легенды,былины,исторические песни,лирические песни,баллады,частушки.

К малым(детскому фольклору) — загадки,считалки,поговорки,игровые песни,колыбельные,дразнилки,пословицы.

Для лучшего запоминания предлагаю таблицу,где об этом подробно написано.Смотрите и запоминайте.

Существуют различные дополнения в классификациях жанров устного народного творчества, но наиболее известными из них все же являются сказки, былины, частушки, пословицы, поговорки, песни. Некоторые авторы относят к этой категории также загадки, приговорки, потешки, скороговорки, считалки, заклички, загадки, прибаутки и др.

Устное народное творчество, или фольклор, объединяет множество жанров, самым известным и объемным из которых является, конечно, былина. Вспомним русскую былину «Соловей-разбойник и Илья Муромец» или «Садко».

Из крупных форм устного народного творчества можно указать сказания — это произведения исторического и легендарного характера. Примером этого жанра устного народного творчества является «Сказание о князьях Владимирских», а также «Сказание о Мамаевом побоище».

Среди жанров устного народного творчества отмечу также следующие:

обрядовые песни и хороводы;

бытовые, волшебные сказки и сказки про животных;

пословицы и поговорки;

Устное народное творчество включает в себя достаточно большой список. Устное, значит то, что передается словами из поколения в поколение (произошло от из уст в уста, уста — это губы, поэтому передается при помощи речи).

Среди самых известных я могу выделить: пословицы и поговорки, сказки, былины, считалки, приметы, загадки, т.е. все то, что нам передано нашими предками.

Все эти жанры устного народного творчества применяются до настоящего времени. Все эти жанры создавались народом не за один день, а за исторический период.

Напишу более полный список жанра устного народного творчества, но не полный, так как их достаточно много:

Устное народное творчество создавалось веками. На самом деле жанров очень много.

Своё название данное творчество получило из-за того, что оно передается из уст в уста из поколения в поколение.

Жанры устного народного творчества в зависимости от объёма бывают большие и малые фольклорные формы жанров.

К первой категории жанров относятся: былины, предания, сказки, баллады, легенды.

Ко второй группе можно отнести: загадки, прибаутки, пословицы, поговорки, скороговорки, приметы.

Устное народное творчество (фольклор) — это произведения, автором которых является народ. Эти произведения передавались из уст в уста.

Жанры фольклора: сказка, былина, предание, быличка, бывальщина, пестушка, загадка, песня, пословица, поговорка и др.

Необъятное устное народное творчество, которое создавалось на протяжении многих веков, имеет множество разновидностей (жанров). Всё многообразие жанров, в зависимости от объёма произведения, делится на две группы — большие и малые фольклорные формы жанров.

К большим формам жанров можно отнести:

  • былины;
  • легенды;
  • предания;
  • сказы;
  • баллады;
  • сказки (бытовые, волшебные, о животных);
  • песни (исторические, лирические, трудовые и пр.);

Группа малых фольклорных жанров более многочисленна:

  • прибаутки;
  • загадки;
  • поговорки;
  • небылицы;
  • пословицы;
  • скороговорки;
  • считалки;
  • дразнилки;
  • приговорки;
  • побасенки;
  • присказки;
  • заклички;
  • потешки;
  • приметы;
  • перевертыши;
  • пестушки;
  • к этой группе также можно отнести частушки и анекдоты.

Загадки из российких современных мультфильмов

Он сиреневый такой, Машет весело рукой. Он свалился к нам с луны – Его знают малыши. (Ответ — Лунтик)

***

Если вдруг сломалось что-то Это их теперь забота, Только кто они — секрет, Шопотом, скажи ответ. (Ответ — Фиксики)

***

На одной лесной опушке Мишка спит зимой в избушке, Летом в шахматы играет, Рыбу ловит, не скучает. Но его привычный быт, Нарушает смех и визг, Мяч в окне, компот разлит… Кто скажите так шалит? (Ответ — Маша)

***

Коли где-то вдруг беда, Пожар, потоп, течет вода, Иль оголились провода, Кто же нас спасет тогда? (Ответ – Аркадий Паровозов)

***

Три кота, три хвоста, Шесть ушей, двенадцать лапок, Как зовут троих котяток? (Ответ — Коржик, Карамелька и Компот)

***

Три щенка смешных веселых, Могут бегать, прыгать долго. Папа с мамой их герои Работают на космодроме. (Ответ – Мультфильм Белка и Стрелка)

***

В далекой тайге, средь бескрайних лесов, Где климат зимою бывает суров, В кругу всевозможных таежных зверей, Живут двое смелых, веселых друзей. Им духи и тайны тайги – проводник, Герои отважные … (Ответ – Лео и Тиг)

***

В этом городе чудес Сказка снизу до небес. Тут есть двое из ларца, Леший, джин, кощей, яга. Город Мышкин он зовется И в нем весело живется, Четырем подругам бойким, Что город защищают стойко. (Ответ – Сказочный патруль)

Еще все загадки про современных героев российский мультфильмов …

Русские народные промыслы: художественная роспись

Металлические изделия, мебель и деревянные игрушки расписывались на Руси испокон веков, что дало толчок такому виду искусства, как художественная роспись. Причем, технологии ее исполнения в различных регионах отличалась друг от друга. Так, в Поволжье в деревнях Нижегородской губернии, расположенных вокруг крупного села Городец, в 19 веке зародилась Городецкая роспись. Ею украшены прялки, сундуки, сани, дуги, мебель и многие другие предметы быта. На фоне остальных русских росписей Городецкая выделялась:

  • множеством жанровых сцен из крестьянского и купеческого быта;
  • богатством декоративных цветочных мотивов;
  • изображением реалистичных и идеализированных образов животных и птиц. Часто изображения выполнялись парными, лицом друг к другу.

Цветовая гамма яркая, контрастная, выполнена в красных, зеленых, синих и черных тонах, подчеркивающих декоративность мотивов.

Жостовская роспись была придумана в деревне Жостово Московской области в XIX веке и заключалась в декорировании металлических подносов, сделанных из тонкой кровельной стали, которая предварительно прошла специальную обработку. Изделия разрисовывались от руки, образцы и трафареты не применялись. Художник ориентировался только на композиционные приемы и собственное воображение, поэтому двух одинаковых подносов не существует. Орнамент наносится разведенным в лаке или скипидаре золотым порошком. Ключевыми мотивами изображений являются простые цветочные композиции с полевыми и садовыми цветами преимущественно на красном или черном фоне.

Также Россия славится Палехской, Гжельской, Мезенской, Хохломской росписью. Каждая из них имеет свою собственную историю, характеристику, секреты. Поэтому в сочинении на тему «Народные промыслы» рассказать можно о любой из них. Главное, задаться целью.

Жанры фольклора

Эпический род

Жанр

Характеристика

Пример

Былина

Народная эпическая песня о богатырях. Повествовалась нараспев. Всегда строится по плану: запев, зачин, основная часть, концовка

«Вольга и Микула Селянинович», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Садко»

Историческая песня

Небольшое произведение, посвящённое какому-либо историческому событию. Похоже на былину, но меньше по объёму и более достоверное

«Авдотья Рязаночка», «Взятие Казани», «Казнь стрельцов»

Сказка

Преимущественно прозаический рассказ о вымышленных событиях. Может быть фантастическим (волшебная сказка), авантюрным (сказка о животных) или реалистическим (бытовая сказка)

Волшебные сказки — «Василиса Премудрая», «Аленький цветочек»; сказки о животных — «Коза-дереза», «Петушок — золотой гребешок»; бытовые сказки — «Дочь-семилетка», «Чего на свете не бывает…»

Предание

Рассказ о реальных (или вымышленных, но возможных) событиях

Предание о Петре Первом»

Сказ

Рассказ, повествование, в котором ведётся от лица рассказчика

«Артёмов ключ», «Еремеево слово»

Лирический род

Жанр

Характеристика

Пример

Пословица

Краткое поучительное изречение

«Тише едешь — дальше будешь», «На чужой каравай рот не разевай», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

Поговорка

Народное выражение (зачастую в форме словосочетания), оценивающее коголибо или чтолибо

«Не в бровь, а в глаз», «без году неделя», «два сапога пара»

Календарные обрядовые песни

Песни, которые исполнялись во время календарных праздников

«Завью  венки» (песня для «зелёных святок»)

Семейные обрядовые песни

Песни для свадеб и похорон

«Во горнице, во светлице…» (исполнялась во время свадеб)

Колыбельные

Магические песни-заговоры, призванные оберегать ребёнка

«Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…»

Семейные песни

Грустные песни о сложностях в семейной жизни

«На улице воробушек…», «Лучинушка»

Любовные песни

Песни о влюблённых

«Раз,  два — люблю тебя…», «Миленький ты мой…»

Причитания

Песни о горе, связанном со смертью дорогого человека или расставанием с ним

«Плач невесты» , «Причитание по отцу»

Частушки

Короткие смешные песенки, исполняются в учащённом ритме («частятся»)

«Ой, маменька, тошно,  Хвораю нарошно:  Пеки пышки на меду — Я милого приведу»

Драматический род

Жанр

Характеристика

Пример

Народная драма

Произведения со сценическими элементами

«Царь Максимильян», «Театр Петрушки»

Правильное произношение и использование слова «фольклор»

Произношение слова фольклор иногда вызывает споры. Но всё же различные составители словарей в основном сходятся во мнении, что оба варианта произношения («фольклёр» и «фольклор») допустимы, с ударением в обоих случаях на последний слог.

В обиходе широко используется словосочетание «народный фольклор». Однако это использование термина не совсем правильное, ведь «фольк» из слова фольклор уже означает «народное», таким образом, если говорить «народный фольклор», то мы повторяем «народный» дважды, получается речевая избыточность.

Наилучшими сочетаниями будут: народное творчество, танцевальный фольклор и т. д.

Бытовые сказки

Бытовые сказки рассказывают о повседневной жизни обычных людей. В них нет волшебства, чудес и фантастических героев, в них действуют реальные люди: муж, жена, их родные дети и пасынки, хозяин и работник.

В таких сказках, как «Шомбай», «Жадный и щедрый», «Падчерица», «Гульчачак», говорится о том, как благодаря своему уму и смекалке главные герои могут исправить строптивых жён или ленивых мужей, проучить глупых и жадных хозяев, завистливых соседей. В них осуждается лень, корыстолюбие, жадность, невежество, зависть, грубость, жестокость и любые проявления несправедливости. В таких сказках, как правило, с симпатией и сочувствием изображаются простые люди (крестьяне, ремесленники, солдаты), а их нечестные и грубые хозяева осуждаются и высмеиваются. Так в сказочной форме народ выражал свою жажду справедливости. Эти сказки обычно очень кратки и полны народного юмора.
В фольклорных произведениях в своеобразной увлекательной форме отразились историческая память, жизненный опыт и житейская мудрость, добрые обычаи и традиции нашего народа.

Примеры фольклора

Золушка

«Золушка» — одна из самых знаменитых сказок, которая считается западноевропейской, но похожая история встречается буквально у всех народов мира, таким образом, отследить её происхождение уже кажется невозможным.

Кадр из фильма «Золушка», 1947, Ленфильм

Кровавая Мэри

Легенда о «Кровавой Мэри» (англ. Bloody Mary) — городская легенда англоязычных стран, согласно которой можно вызвать её призрак, если три раза произнести имя («Кровавая Мэри») перед зеркалом в тёмной комнате при свете свечи.

Некоторые говорят, что она появляется с мёртвым ребёнком, другие говорят, что она обещает вернуться за тем, кто её вызвал.

Эта легенда может выглядеть как обычная страшилка, но за ней стоит реальная историческая персона — королева Англии Мария I Тюдор. Её трагическая судьба о неудавшейся личной жизни и беременностях положила начало целому множеству историй про Кровавую Мэри.

Королева Англии Мария I Тюдор (1516–1558)

ГДЗ Литературное чтение 3 класс (часть 1) Климанова. Проверим себя (стр.35-39). Номер №3

Вспомни песни, которые ты прочитал в этом разделе. Прислушайся к их звучанию, ритму и интонации. Как они связаны с содержанием песен?

Решение

Звучание и интонация в песне должны подчеркивать смысл, отражать настроение, которое передается содержанием песни. Если песня веселая, то у нее быстрый ритм, её поют весело, звучит она громко. Когда песня грустная, то её поют специально медленно, трагическим голосом, с надрывом, чтобы подчеркнуть печаль события и вызвать у слушателя жалость и сочувствие. *** Жаворонки, жавороночки, Прилетите к нам. Принесите нам лето тёплое, Унесите от нас зиму холодную. Нам холодная зима наскучила, Руки, ноги отморозила. *** Солнышко, покажись, Красное, снарядись! Чтобы год от года Давала нам погода Тёплое летечко, Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, Зелёного горошка. *** Из−за лесу, лесу тёмного, Из−за гор ли, гор высоких, Летит стадо лебединое, А другое — гусиное. Отставала лебёдушка Что от стада лебединого, Приставала лебёдушка Как ко стаду ко серым гусям. Учали её гуси щипати, А лебёдушка кликати: — Не щиплите, гуси серые, Не сама я к вам залетела, анесло меня погодою, Что великою невзгодою.

Этический смысл русских народных сказок

А.С. Пушкин некогда сказал, что словесному творчеству народа присуще «какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Восторженно оценил поэт истории, услышанные от своей няни: «Что за прелесть эти сказки!» Слушая рассказы крепостной крестьянки, он считал, что восполняет «недостатки своего воспитания» в дворянской среде. Поэт В.А. Жуковский писал, что в сказках заключаются народные мнения,эти суеверные предания дают понятие о нравах. Сказки назидательны и нравоучительны. Эти невероятные рассказы имеют глубокий этический смысл, они учат человека быть твердым в жизненных испытаниях, не мириться с несправедливостью, дают примеры не только сказочных, но и настоящих способов борьбы со злом. В сказках реализованы помыслы народа о торжестве правды, честности и труда над ложью, коварством и бездельем.

Слайд 14Приговоры, заклички. Продолжаем рассматривать устное народное творчество. Виды его дополняются закличками

и приговорами. Дети на улице очень рано обучаются у сверстников разнообразным закличкам, которые представляют собой обращение к птицам, дождю, радуге, солнцу. Детвора при случае выкрикивает нараспев хором слова. Кроме закличек, в крестьянской семье любой ребенок знал приговоры. Их чаще всего произносят поодиночке. Приговоры — обращение к мыши, маленьким жучкам, улитке. Это может быть подражание различным птичьим голосам. Словесные приговоры и песенные заклички преисполнены веры в силы воды, неба, земли (то благотворные, то губительные). Их произнесение приобщало к труду и жизни взрослых крестьянских детей. Приговоры и заклички объединяются в особый отдел под названием «календарный детский фольклор». Термином этим подчеркивается существу.

Перед кормлением
Травка муравка со сна поднялась,
Птица- синица за зерно взялась,
Зайки — за капустку,
Мышки — за корку,
Детки за молочко.

Фольклорные жанры

По стилистическим и сюжетным признакам фольклор принято подразделять на несколько видов.

Эпические жанры:

  1. Былина. Вокально-поэтическое произведение, персонажами которого являются отображающие нравственные идеалы народа богатыри. В былинах описываются исторические события, причем достоверность этих событий сочетается с явными элементами фантазии, приукрашивающими физические и моральные качества героев.
  2. Историческая песня. Музыкальное произведение, которое отличается от былины меньшим размером и большей достоверностью в изложении событий и фактов.
  3. Сказка. Литературный жанр фольклора с бытовым или героическим сюжетом. Сказку характеризует явная вымышленность сюжета, ее героями могут быть люди, животные или фантастические персонажи.
  4. Предание. Достоверный или вымышленный исторический рассказ. Сюжет повествования обычно строится на одном ярком, необычайном эпизоде. Такого рода литературные фольклорные традиции описывают значительные события в жизни народа или произошедшие редкие природные аномалии. В процессе передачи из уст в уста историческая информация может подвергаться интерпретации, постепенно сближая предание с легендой.

Лирические жанры:

  1. Пословица – грамматически законченное предложение, в котором в поучительной форме выражено суждение о чем-либо. Например: «Слово не воробей: вылетит — не поймаешь».
  2. Поговорка – короткая фраза или словосочетание, которое включается в предложение, чтобы в буквальном или образном значении ярче выразить отношение к предмету разговора. Например: «Не все коту масленица».
  3. Частушка – жанр песенного фольклора, чаще всего представленный юмористическими или сатирическими положенными на музыку четверостишиями.
  4. Колыбельная – инструментальная мелодия или песня для убаюкивания младенца, очень древний жанр фольклора. В народной культуре колыбельные сохранили элементы обрядовых песен, оберегов и заговоров.

К драматическому жанру фольклора относится народная драма (другой термин — фольклорный театр). Это театральное представление, не имеющее фиксированного текста и допускающее при исполнении со сцены некоторые изменения сюжета.

Фольклор. Жанры фольклора

Фольклор – устная творческая деятельность народа, посвященная его жизни и возникшая до появления письменного языка или всеобщей грамотности. Именно устный характер отличает фольклор непосредственно от литературы. А коллективность – важнейшая его черта.

Сравнивая с литературой, можно увидеть общую черту: в фольклоре существует те же три рода: эпический, драматический и лирический.

  • Эпические жанры, однако, имеют как прозаическую, так и стихотворную форму (в отличие от литературы, где исключительно проза). В нашем фольклоре в эту категорию относят сказки и сказы, легенды и предания, былины и исторические песни, а также пословицы, поговорки.
  • Драматический жанр представлен прежде всего народными драмами. Широко известна была драма «Лодка» (иногда называемая «Шайка разбойников»).
  • Лирические жанры, как не трудно догадаться, это песни (колыбельные, любовные, обрядовые), причитания и частушки.

Некоторые фольклорные жанры позже были позаимствованы писателями и поэтами и умело стилизованы под народное творчество, например, сказки А.С. Пушкина.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: