Как развить эмоциональный интеллект
Борис Шпирт, эксперт по клиентскому сервису, коммуникации и продажам, уверяет: первое, чему нужно научиться при работе с эмоциями, — это их выражению.
«Да, многих из нас в детстве учили держать эмоции глубоко внутри. И мы привыкли, сжав зубы, не плакать или не смеяться. Но это неправильно — подавленные эмоции всё равно дадут о себе знать. Либо они выйдут наружу через агрессию, всплески гнева, либо приведут к серьёзным проблемам со здоровьем».
Также Борис рекомендует пройти курсы актёрского мастерства. «Вы удивитесь, но это помогает — многие мои знакомые прокачали EQ именно таким образом. Актёров учат погружаться в определённое эмоциональное состояние через переживание разных эмоций. Так, спустя несколько занятий, вам будет проще понимать эмоции других людей», — говорит эксперт.
Развитие EQ — дело небыстрое, но в среднем при усердной работе изменения можно увидеть уже через несколько месяцев, утверждает Елена Мечетина. Она делит тренировку эмоционального интеллекта на три этапа.
Поиск мотивации
Если вы часто испытываете гнев, страх или обиду в стрессовых ситуациях и хотите спокойнее на них реагировать, найдите в себе большую мотивацию измениться. Например, осознайте, что от постоянных вспышек гнева рушатся отношения с вашим любимым человеком и что он не готов вас воспринимать в таком состоянии. А дальше начните тренироваться, вырабатывать новые привычки реагирования.
Выработка новой привычки
Представьте, что привычная реакция гнева — это хайвей, который выстроен в вашей голове ещё с детства. А нам нужно создать новый способ реагирования — проложить ещё одну дорогу. Поэтому, как только вы захотите проявить агрессию в стрессовой ситуации, то есть проехать по привычному хайвею, попробуйте отреагируйте по-новому.
Например, если вас приводят в гнев плохие оценки ребёнка, из-за чего каждый раз получается скандал, то попробуйте однажды не кричать, а пойти прогуляться. Можно погулять вместе с ребёнком, поговорить с ним на отвлечённые темы или пройтись в одиночестве. Пробуйте разные способы реагировать на ситуации, и в конце концов вы нащупаете менее травмирующий метод выхода из стресса.
Поначалу будет сложно, но со временем новый путь войдёт в привычку. Для этого и нужна сильная мотивация — она помогает не свернуть с неизвестной дороги на привычный хайвей.
Обратная связь
После нескольких удачных попыток реагировать по-новому, важно получить обратную связь от кого-то со стороны. Потому что ваша оценка себя — субъективна
Вам может показаться, что вы — молодец, делаете большие успехи и теперь можно расслабиться. А на деле изменения могут быть не видны или даже оказаться негативными.
Об обратной связи можно попросить коллегу, руководителя, коуча, психолога или просто близкого человека. Он будет наблюдать за вами и вашими реакциями и давать более или менее объективную оценку (к которой, впрочем, нужно тоже отнестись критически, особенно если оценку дал заинтересованный в ваших изменениях человек).
Эмоциональный интеллект в разных сферах жизни
В последние десятилетия проводились многочисленные исследования в области ЭИ. Они доказали значимость ЭИ в разных областях жизни.
Психолог Трэвис Бредберри, один из современных исследователей эмоционального интеллекта и автор книги «Эмоциональный интеллект 2.0», отмечает, что надолю ЭИ приходится 58% успеха во всех видах деятельности. Кроме того, между уровнем EQ (эмоционального коэффициента) и уровнем доходов существует прямая связь.
ЭИ в сфере образования
В исследовании 2004 года Джон Майер с коллегами изучали соотношение между ЭИ и успеваемостью или умением решать проблемы и обнаружили, что он способствует хорошей учебе.
В начале исследования корреляция между ЭИ и общим интеллектом была незначительной. Однако, когда исследование сосредоточилось на связанных с эмоциями задачах, которые должны были выполнять 90 студентов, изучающих психологию, было обнаружено положительное отношение между «переживанием эмоций», с одной стороны, и средним баллом успеваемости и годом обучения студента в этой программе, с другой.
ЭИ и девиантное/проблемное поведение
Исследование Саловея, Майера и Карузо 2004 года показало, что при соотнесении интеллекта и различных черт личности наблюдается обратно пропорциональное соотношение между высоким ЭИ и буллингом, агрессивным поведением, курением, употреблением наркотиков.
Изучение поведения 59 участников программы по профилактике насилия показало, что адекватное восприятие эмоций обратно пропорционально психологической агрессии (выражающейся в оскорблениях и эмоциональном давлении).
ЭИ и развитие ребенка
Все чаще исследования ЭИ проводятся среди детей и подростков. Они демонстрируют связь ЭИ с социализацией и успеваемостью среди детей. В продольном исследовании детей от трех до четырех лет в 2013 году Сьюзан Денхэм с коллегами оценивали умение детей контролировать и распознавать эмоции.
Ученые обнаружили связь между более высоким уровнем контроля и узнавания эмоций и развитыми социальными навыками в возрасте от трех до четырех лет и в последующие годы.
ЭИ и отношение других людей
Майер отмечает, что высокий уровень ЭИ связан с более положительным восприятием человека, обладающего им, другими людьми.
ЭИ и благополучие
Майер выявил корреляцию между ЭИ и удовлетворением от жизни и самооценкой. Кроме того, высокий ЭИ связан с более низким уровнем депрессии.
ЭИ и социальное поведение
Исследования Майера, Саловея и Карузо в 2014 году показали, что умение контролировать эмоции часто определяет качество взаимодействия с окружающими. Также оказалось, что люди с высоким уровнем ЭИ пользуются большим уважением и популярностью у лиц противоположного пола. Ученые пришли к выводу, что умение контролировать эмоции позволяет спрогнозировать социальную чувствительность и качество взаимодействия с другими людьми.
ЭИ и лидерство/организационное поведение
ЭИ положительно влияет на отношения с клиентами — следует из исследования Майера с коллегами 2004 года. К тому же люди с высоким уровнем ЭИ высказывают более качественные предложения о развитии компании.
Быт советской кухни
Противостояние двух миров было средой советского человека с самого начала столетия. Оно начинает проявляться в дизайне в первые же годы после революции на волне модернистских идей. Они представлены работами Родченко, Степановой, студентов ВХУТЕМАСа.
Яркий пример утопической мечты о новом будущем — кухня из дома Наркомфина. Она существует только в виде проекта и потому на выставке представлена реконструкцией. Рядом с ней на том же подиуме разметили керогаз — небольшую керосиновую конфорку, на которой на самом деле готовил советский человек.
Между двумя этими крайностями находятся более традиционные предметы обихода, но и в них есть образы мечты. Например, у стены в зале стоит деревянный буфет с революционными звёздами. За его стеклом — супницы и тарелки. Такие же классические, как и шкаф, но с символикой нового времени: фаянс расписан портретами юных октябрят на фоне флагов и агитационными лозунгами. Что интересно, ни у керогаза, ни у буфета, ни у столовой посуды — повседневных предметов быта — не предполагается имени автора.
Фотография: Ольга Кондратова / Skillbox Media
Посуды на выставке не очень много — ровно столько, чтобы проследить её эволюцию от авангарда начала ХХ века до авангарда века XXI. В одной из витрин расположен комплект детских поильников, разработанных под руководством Татлина. Они часто встречаются в учебниках как образец безупречного функционального дизайна. В двадцатые годы ещё не было пластиковой посуды, поэтому поильники специально сделали так, чтобы фарфор не разбился, если случайно выпадет из рук. Для этого при проектировании формы были проведены точные расчёты распределения нагрузки на материал.
Рядом находится чайный сервиз Малевича. В отличие от поильников, его угловатые формы сложно назвать эргономичными. И это тоже следование мечте: в будущем возможно всё, а удобство — это слишком прозаично.
Читайте историю чайного сервиза Малевича в нашей статье.
Фотография: Ольга Кондратова / Skillbox Media
Термин «EQ» Р. Бар-Она
Бар-Он – один из первых исследователей эмоционального интеллекта и основатель термина «EQ» – считал, что эмоциональный интеллект представляет собой множество некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность успешно справляться с факторами давления.
Он рассматривал эмоциональный интеллект с точки зрения разности преуспевания людей в жизни и выделил пять сфер:
- Коммуникабельность, включающую в себя внутриличностные отношения, социальную ответственность, эмпатию и способность к адаптации
- Межличностные навыки, то есть совокупность эмоционального самосознания, уверенности в себе, чувства собственного достоинства, самоактуализацию, независимость
- Управление стрессом, отражающую уровень стресса, терпимость, импульсивность и контроль
- Адаптируемость, включающую в себя решение проблем, проверку решительности и гибкость
- И сферу общего настроения – уровень оптимизма и счастья
Рувен Бар-Он
Измерение
Эту способность измеряют при помощи «Шкалы самооценки ЭИ», которая была разработана Джейн Стайн. В нее входят следующие характеристики, или эмоциональные личностные компетенции: эмоциональное самопознание, настойчивость характера, эмпатия, независимость, межличностные отношения, проверка реальности, способность к решению проблем, стрессовая толерантность, контроль импульсов, оптимизм, счастье, самоуважение, самореализация, социальная ответственность.
Впоследствии было выделено только пять основных элементов: эмпатия, социальная ответственность, межличностные отношения, настойчивость характера и гибкость. Знание уровня его развития позволяет определить в дальнейшем, как развивать эмоциональный интеллект.
Что такое «эмоциональный интеллект»?
Эмоциональным называют вид интеллекта, связанный с осознанием собственных и распознаванием чужих эмоций. Также он отвечает за то, насколько хорошо человек умеет управлять своими эмоциями. Эмпатия и эмоциональный интеллект тесно связаны – способность к ней относится к одной из характеристик присущего человеку EQ.
Само понятие эмоционального интеллекта возникло в 1990 году; создали его Питер Сэловей и Джон Майер. Известность теория эмоционального интеллекта, краткое содержание которой изложено выше, получила только через пять лет: Дэниел Гоулман, журналист, простыми словами описал суть концепции EQ (эмоционального интеллекта). Его книга дала толчок к возникновению множества свежих мыслей на тему описанной им теории. Многие ученые и сейчас занимаются этой, по сей день актуальной, проблемой.
Существует три способа, позволяющих оценить уровень EQ. Первый из них – оценка человеком собственного уровня; это слишком субъективная методика, ведь 80 % людей считают себя несколько умнее окружающих и склонны завышать свои показатели. Второй путь – работа в группе (оценка одними членами группы других).
И, наконец, третий способ, считающийся наиболее объективным из трех, придуман самими создателями теории. Тестируемый идентифицирует эмоции изображенного на картинке персонажа по трем шкалам – злость, радость, грусть. Авторы концепции считают, что эмоциям вполне реально дать вполне однозначную оценку, причем мимические признаки проявления каждой из них – универсальны для обитателей любого уголка планеты.
Насколько это возможно?
Это абсолютно возможно. По сути, EQ каждого человека – лишь набор определенных навыков, что по-английски означает «soft skills». Ученые доказали, что интеллектуальный коэффициент человека активно растет лишь в течение первых 20-ти лет жизни. Затем он либо остается на том же месте, либо падает. Однако глупо полагать, что успех в жизни определяется лишь тем, что нам удалось наработать в детстве. Иначе немногие люди смогли бы стать состоявшимися.
На помощь как раз таки и приходит EQ. В отличие от IQ (показателя разума) его развитие происходит на протяжении всего жизненного опыта, получаемого индивидуумом. Его повышение будет наблюдаться в любом случае. Но если приложить к этому процессу определенный объем усилий, конечный результат будет значительно лучше. Этот коэффициент во многом определяется следующими факторами:
- среда «обитания» индивидуума (в основном условия, в которых он рос и развивался);
- уровень осознанности (осознания себя и окружающего мира, действительности);
- багаж знаний (практика показывает, что чем умнее человек в принципе, тем выше его EQ).
Хорошая новость в том, что развитие эмоционального интеллекта у опытных взрослых настолько же реально, насколько у детей. К несчастью, в мире нет волшебной пилюли, которая вмиг помогла бы стать развитым и счастливым. Но есть одно действенное средство – обучение, совершенствование и постоянная практика. Только через собственный труд можно научиться азам самоанализа и постичь глубочайшую психологическую науку.
Русский авангард
Залы с 3-го по 14-й посвящены работам русских художников-авангардистов. Здесь вы увидите картины Марка Шагала, Казимира Малевича, Аристарха Лентулова, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой и других знаменитых мастеров того времени.
Казимир Малевич. Черный супрематический квадрат. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Черный квадрат» Казимира Малевича — одна из самых известных картин в мире. Художник впервые представил ее в декабре 1915 года на выставке «0,10». Всего в нее вошло 39 абстрактных композиций, которые состояли из геометрических фигур — квадратов, кругов, трапеций, прямоугольников. «Черный квадрат» при этом располагался в красном углу, подобно православной иконе. Сам Малевич так писал об этой работе: «Повышенная плоскость живописного цвета на простыне белого холста дает непосредственно нашему сознанию сильного ощущения пространства, меня переносит в бездонную пустыню, где ощущаешь творческие пункты вселенной кругом себя».
Марк Шагал. Над городом. 1918. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Картина «Над городом» — одна из самых известных работ Марка Шагала. На ней художник написал себя вместе с женой Беллой парящими над крышами родного Витебска. Белла была прототипом почти всех женских образов в работах Шагала: именно ее можно увидеть на полотнах «День рождения», «Прогулка», «Белла в белых перчатках» и многих других.
Художник изобразил каждого из влюбленных только с одной рукой: так он подчеркнул, что они представляют собой одно целое и не могут существовать по отдельности. Возвышенному образу летящей пары он противопоставил однообразный серый пейзаж. Себя и Беллу художник написал в разной манере: фигура самого Шагала выглядит более угловатой, а силуэт Беллы — мягким и плавным.
Василий Кандинский. Москва I. 1916. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Кандинский на картине «Москва I» представил свой взгляд на центр города: в зданиях можно узнать городские церкви и Большой театр, видна также брусчатка Красной площади. На фоне Москвы — влюбленная пара: возможно, ее прототипами стали сам Кандинский и его жена Нина Андреевская. При помощи ярких красок и четких линий он создал на холсте образ большого, шумного, подвижного города. «Москва: двойственность, сложность, высшая степень подвижности, столкновение и путаница отдельных элементов внешности, в последнем следствии представляющей собою беспримерно своеобразно единый облик, те же свойства во внутренней жизни, спутывающие чуждого наблюдателя (отсюда и многообразные, противоречивые отзывы иностранцев о Москве), но все же в последнем следствии — жизни, такой же своеобразно-единой. Эту внешнюю и внутреннюю Москву я считаю исходной точкой моих исканий. Она — мой живописный камертон».
Наталия Гончарова. Ангелы, мечущие камни на город. 1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Работа Наталии Гончаровой «Ангелы, мечущие камни на город» стала частью цикла «Жатва». На него художницу вдохновила книга Библии — Откровение Иоанна Богослова. Падение камней в книге упоминается только один раз — в конце шестой главы: «…и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?»
В виде ангелов Гончарова изобразила Святую Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. По ее замыслу, камни в их руках олицетворяют не небесную кару, а божественные дары. Люди отвергают их, и потому дары превращаются в наказания.
Аристарх Лентулов. Звон. Колокольня Ивана Великого. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Аристарх Лентулов так описывал свою картину «Звон. Колокольня Ивана Великого»: «На холсте изображена колокольня Иван Великий в скошенных формах, в центре — колокол, раскачиваемый двумя людьми. Вокруг всего сооружения кругами расходятся волнообразные плоскости, передающие ощущение звука-гула, а повторяемые отдельные формы композиции в виде натянутых струн создают впечатление органа или гигантских гуслей».
Храм-колокольня Ивана Великого находится на Соборной площади Московского Кремля. Его возвели в начале XVI столетия по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина. До XIX века колокольню не раз перестраивали и расширяли. Всего на ней располагаются 34 колокола. Ученый и писатель XIX века Алексей Малиновский описывал их звучание: «Когда звонят во все колокола, то все близкое к звукам их приходит в такое сотрясение, что кажется, будто и земля дрожит».