Последовательность рождения
Ученые уже не одно десятилетие пытаются понять, как последовательность рождения сказывается на том, что влияет на интеллект человека. Но в одном из последних исследований, проведенном Американской психологической ассоциацией, говорится, что между порядком рождения детей в семье и уровнем их интеллекта никакой прямой взаимосвязи нет.
Еще не так давно специалисты считали, что лучшие результаты в текстах на интеллект показывают именно первенцы
Объясняли они это отсутствием конкуренции за внимание и заботу родителей, что позволяет детям уделять больше времени на получение и усвоение новой информации. А дети, которые были рождены позже, по мнению ученых, испытывали дефицит родительской опеки и, как следствие, показывали на тестах уже не такие хорошие результаты
Что же касается конкретно последнего исследования, то в нем сравнивали братьев и сестер, не касаясь при этом последовательности рождения. И удалось установить, что между порядком рождения и умственными характеристиками отсутствует какая-либо существенная взаимосвязь.
Этологическая теория интеллекта
По мнению У. Чарлсворза, сторонника этологического подхода в объяснении природы интеллекта, отправной точкой в его исследованиях должно стать изучение поведения в естественной среде. Интеллект, таким образом, — это способ адаптации живого существа к требованиям действительности, сформировавшийся в процессе эволюции. Для лучшего понимания адаптационных функций интеллекта он предлагает разграничить понятие «интеллект», включающее наличные знания и уже сформировавшиеся когнитивные операции, и понятие «интеллектуальное поведение», включающее средства приспособления к проблемным (новым, трудным) ситуациям, в том числе и когнитивные процессы, которые организуют и контролируют поведение.
Взгляд на интеллект с позиции теории эволюции привел У. Чарлсворза к заключению, что глубинные механизмы того свойства психики, которое мы называем интеллектом, коренятся во врожденных свойствах нервной системы.
Любопытно, что этологический подход (с его ориентацией на изучение интеллектуальной активности в обыденной жизни в контексте естественного окружения) вывел на первый план феномен здравого смысла (своего рода «наивную теорию человеческого поведения»). В отличие от фантазийных грез и научного мышления здравый смысл, с одной стороны, имеет реалистическую и практическую направленность и, с другой стороны, мотивирован потребностями и желаниями. Таким образом здравый смысл ситуационно-специфичен и одновременно индивидуально-специфичен — именно этим объясняется его ключевая роль в организации адаптационного процесса.
Методы развития
На протяжении веков люди были озабочены тем, как повысить умственные способности человека. Многие поставили перед собой цель повысить свои познавательные способности, чтобы дожить до старости.
Верно, что генетическая предрасположенность играет важную роль, когда дело доходит до интеллекта. Но: мозг тоже можно хорошо тренировать.
Чем ты умнее, тем лучше ты справляешься с трудными задачами. Вот почему стоит укреплять собственный интеллект.
У детей
Роль родителей заключается в том, чтобы проводить время, наблюдая за своим ребенком и взаимодействуя с ним, и предоставлять им возможность учиться и развиваться, знакомя их с новыми вещами, водя их в интересные места или предоставляя дома материалы, включая предметы домашнего обихода, игрушки, развивающие игры и книги. Игра с родителями, одиночная игра и игра с другими детьми — это ключ к развитию интеллекта ребенка, который способствует не только когнитивному развитию, но также физическому, социальному и языковому развитию.
У взрослых
С помощью различных методов и упражнений можно не только улучшить свою физическую форму, но и повысить IQ:
Хотя по поводу точной природы интеллекта ведутся серьезные споры, окончательной концептуализации так и не появилось. Сегодня психологи часто объясняют множество теоретических точек зрения при обсуждении интеллекта и признают, что этот спор продолжается.
Внутриличностный интеллект
Есть люди, которые обладают замечательной способностью понимать самих себя., свои мысли и эмоции и регулируют собственное поведение, потому что они могут получить доступ к своим чувствам и эмоциям и размышлять о них. Хотя внутриличностный интеллект включает самопознание и самооценку, он также включает понимание состояния человека. Психологи, философы или писатели обычно обладают высокими способностями к этому типу интеллекта. Кроме того, такие люди, как правило, обладают большим эмоциональным и психологическим благополучием.
Подробнее: «Внутриличностный интеллект: что это такое и как его можно улучшить?»
Тесты
В 1885 году Дж. Кеттел разработал с десяток более «психологичных» тестов, которые он назвал «ментальными». В этих тестах определялись быстрота рефлексов, время реакции, время восприятия определенных раздражителей, болевой порог при надавливании на кожу, число букв, запоминаемых после прослушивания буквенных рядов, и т. п. С помощью этих тестов Кеттел определил параметры реакций на раздражители разной силы.
В тестах, которые были разработаны позже, показателем эффективности служило время, затраченное испытуемым на решение предложенных задач. Главным измерительным прибором психологов стал хронометр: чем быстрее справлялся с заданием испытуемый, тем больше он набирал очков.
Между тем ученые, разработавшие первые прообразы современных тестов на интеллект, рассматривали это свойство более широко. По их мнению, человек, обладающий интеллектом — это тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и кто благодаря своему «здравому смыслу» и «инициативности» может «приспосабливаться к обстоятельствам жизни».
Эту точку зрения разделял и Векслер — ученый, создавший в 1939 году первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал, что «интеллект — это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами», т.е., короче говоря, «успешно меряться силами с окружающим миром». Сегодня большинство психологов согласны именно с этим определением интеллекта, который рассматривается как способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде.
История изучения
Вопрос об изучении интеллектуальных способностей особо остро встал перед учеными в XIX веке. К 1905 году французские ученые Т. Симон и А. Бине смоги разработать первые тесты, которые были предназначены для оценки уровня умственных способностей у детей в возрасте 3–13 лет. Сами создатели текстов рассматривали интеллект как уровень развития психического здоровья, присущий определенному возрасту. Оценка выставлялась по количеству правильных ответов, их соотношению с ошибками.
Следующий прорыв в данной области произошел в 1912 году. Тогда немецкий психолог В. Штерн предложил делать оценки уровня умственного развития с помощью вычисления коэффициента интеллекта. Их он называл отношением хронологического и умственного возраста ребенка.
Учения В. Штерна продолжил Л. Термен. Он адаптировал предложенный коэффициент для жителей США, подвел его под шкалу Бине-Симона, для которой придумал некоторые изменения, чтобы модифицировать ее. Благодаря работам Л. Термена, была разработана новая шкала оценки интеллекта.
Первый полноценный тест на определение IQ был предложен Д. Векслер. Он предложил развернутую классификацию уровней развития умственных способностей, которая основывалась на частоте встречаемости показателя:
- интеллектуальное снижение — до 69;
- пограничный уровень — от 70 до 79;
- пониженная норма — от 80 до 89;
- средний уровень — от 90 до 109;
- хороший показатель — от 110 до 119;
- высокий уровень — от 120 до 129;
- очень высокий уровень — свыше 130.
Со временем шкала была доработана, изменена зависимо от действующих реалий. Под нее составили более информативные тесты.
Что такое IQ?
IQ (intelligence quotient, коэффициент интеллекта) – количественный показатель уровня интеллекта в сравнении с уровнем среднестатистического человека. Среднестатистическим считается человек того же возраста и развития, как тот, у кого этот коэффициент измеряют. Получается, что IQ показывает не сам уровень интеллекта, а его соответствие или отклонение от нормы, т.е. среднего уровня.
Средний уровень IQ можно сравнить со средним ростом. Например, согласно исследованиям в Казахстане средний рост женщин – 164,4 см, мужчин – 177,5 см. Мы сравниваем рост человека со средним и даём оценку: если рост превышает средний показатель, то мы считаем человека высоким, и наоборот
При этом важно понимать, что этот средний уровень не является постоянным, а зависит от разных факторов. С определением уровня IQ примерно такая же ситуация
История
Понятие коэффициента интеллекта ввёл немецкий учёный Вильгельм Штерн в 1912 году
Он обратил внимание на серьёзные недостатки умственного возраста как показателя в шкалах Бине. Штерн предложил использовать в роли показателя интеллекта частное от деления умственного возраста на хронологический
IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1916 году (изначально Бине — в 1903 году).
В нынешнее время интерес к тестам IQ многократно возрос, ввиду чего появилось множество разнообразных необоснованных шкал. Поэтому сравнивать результаты разных тестов чрезвычайно затруднительно, и само число IQ утратило информативную ценность.
Какие факторы влияют на умственные способности?
У всех людей разный уровень интеллекта. Среди нас есть глупые индивиды, люди со средними интеллектуальными способностями, интеллектуалы. Отдельная группа людей — умственно отсталые индивиды с разными заболеваниями, дефектами развития.
Факторы, которые влияют на развитие интеллекта:
- Генетика.
- Воздействие внешней среды. Это собирательное определение, которое включает социальный уровень жизни семьи, характер, способы воспитания, уровень образования родителей, доступность образования в государственных учреждениях (детских садах, школах).
- Питание. Для активной работы и развития головному мозгу нужно постоянно получать определенное количество питательных элементов.
- Влияние сверстников, друзей.
При проведении исследований ученые выявили и другие факторы — взаимоотношение родителей, размеры дома, его стоимость, зарплата каждого члена семьи, доход за 1 год.
Коэффициент интеллекта: методы определения
Коэффициент интеллекта – знаменитый ай-кью – определяет степень развития умственной деятельности человека. Иногда он используется и для того, чтобы оценить умственные способности животных в сравнении с человеком. Исследователи определили даже коэффициент интеллекта таких существ, как, например, дождевой червь.
Определение коэффициента производится с помощью особых тестов, которые позволяют выяснить различные факторы, например
- Уровень развития интеллекта в сравнении со среднестатистическим человеком (такого же или среднего возраста);
- «Интеллектуальный возраст» человека в сравнении с его биологическим возрастом;
- Наличие или отсутствие умственной патологии.
Составление тестов на «ай-кью» — достаточно сложная задача. Их результаты должны описываться так называемым «нормальным распределением» показателей, или распределением Гаусса. Это означает, что у 50 процентов людей уровень интеллекта должен быть от 85 до 115 единиц, а по 25 процентов людей он был бы ниже 90 и выше 110. Значение коэффициента интеллекта меньше 70 определяется как умственная отсталость.
Источники
- Готфредсон, Линда С. «Анализ практической теории интеллекта: ее претензии и доказательства »Разведка, т. 31, вып. 4, 2003, pp. 343-397.
- Менье, Джон. «Практический интеллект». Human Intelligence , 2003.
- Шмидт, Фрэнк Л. и Джон Э. Хантер. «Неявные знания, практический интеллект, общие умственные способности и профессиональные знания» Текущие направления психологической науки, том. 2, вып. 1, 1993, pp. 8-9.
- Стернберг, Роберт Дж. Beyond IQ: Триархическая теория человеческого интеллекта . Cambridge University Press, 1985.
- Штернберг, Роберт Дж. «Теория успешного интеллекта» Обзор общей психологии , т. 3, вып. 4, 1999, 292-316.
- «Триархическая теория интеллекта». Психологические исследования.
Множественные виды интеллекта Говарда Гарднера
Одну из теорий разработал Говард Гарднер (Howard Gardner). Он различает целых 9 типов интеллекта:
- Внутриличностный (Intrapersonal)
- Лингвистический (Linguistic)
- Логико-математический (Logical/Mathematical)
- Природоведческий (Naturalist)
- Экзистенциальный (Existential)
- Пространственный (Spacial)
- Музыкальный (Musical)
- Межличностный (Interpersonal)
- Телесно-кинестетический (Bodily/Kinesthetic)
Ознакомьтесь с видео, а в следующих главах мы рассмотрим виды интеллекта, которые можно объективно оценить.
Итак, человек, который обладает внутриличностным интеллектом хорошо понимает себя и про таких говорят, что они знают себе цену. Такие люди обычно занимаются предпринимательством, терапией, писательством, могут быть социальными работниками.
Лингвистический интеллект даёт возможность выражать свои мысли и понимать идеи. Обычно это писатели, журналисты, адвокаты и ораторы.
Обладатели логико-математического интеллекта сильны в обосновании и логическом мышлении, различают тенденции и зависимости в обыденных вещах. Это бухгалтеры, инженеры, программисты, математики и учёные.
Природоведческий интеллект даёт понимание особенностей природного мира, его чувственное восприятие. Это обычно учёные в области изучения окружающей среды, ботаники, фермеры, метеорологи, ветеринары, моряки, лесники, зоологи и биологи.
Экзистенциальный интеллект даёт глубокую мотивацию вопросам человека о жизни, смерти и реальности вообще. Обычно люди с развитым интеллектом такого типа являются религиозными лидерами или философами.
Пространственный интеллект — это пространственное мышление, часто выражающееся в способности создавать новые образы. Такие люди могут быть артистами, архитекторами, дизайнерами, инженерами, фотографами и изобретателями.
Музыкальный интеллект даёт чувство ритма и способность слышать и управлять моделями звука. Это музыканты, авторы песен, композиторы, звукооператоры и учителя музыки.
Межличностный интеллект — это способность понимать других людей, что благоприятно сказывается на командной работе. Обычно это учителя, медсёстры, продавцы, терапевты и политики.
Телесно-кинестетический интеллект определяет физическую активность обладателя, его способность наслаждаться движениями тела и даже создавать на основе этих движений образы. Таким интеллектом обладают атлеты, танцоры и актёры.
Тест с ответами по теме “Психология общения”
1. О каком процессе идет речь, если видение субъектом общения другого человека как продолжения самого себя, проекция, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями? а) идентификации+ б) эмпатии в) рефлексии
2. Какие функции выполняет/не выполняет лидер в производственной группе? а) регулирует неофициальные межличностные отношения в группе; + б) не контролирует ход выполнения производственных задач и не отвечает за качество выпускаемой продукции; + в) назначается; г) обладает определенной системой различных санкций.
3. Что свойственно манипуляторному стилю общения? а) имеет тайный характер намерений; б) вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего порядка; + в) предполагает ясность внутренних приоритетов; г) используется духовно зрелыми речевыми партнерами.
4. Определите пропущенное слово, вставив верное: Если человек при общении ориентируется только на права и обязанности, которые ему диктует его социальное положение, и игнорирует свои личностные особенности, то мы имеем дело с … общением. а) личностным б) деловым в) ролевым+
5. Что будет являться существенным признаком внушения: а) некритическое восприятие информации+ б) недоверие в) критичность
6. Чем является осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией? а) психическое заражение б) конформность+ в) убеждение г) подражание
7. Что свойственно эффекту стереотипизации? а) удовлетворенность людей друг другом на основе подобия или различия характерологических свойств, способностей, равенство интеллектуального потенциала; б) возникает при минимальной информированности об объекте восприятия, восприятие его в результате специфических установок воспринимающего направлено на обнаружение у объекта определенных качеств; в) предполагает сходство взаимодействующих людей на основе их темперамента, зависит от скорости протекания психических процессов; г) возникает относительно групповой принадлежности человека, когда специфические характеристики данной группы рассматриваются как черты, присущие каждому её представителю. +
8. Что такое передача эмоционального состояния человеку или группе, помимо собственно смыслового воздействия? а) убеждение б) психическое заражение+ в) эмпатия
9. Какие условия должны быть соблюдены для преодоления всех барьеров общения? а) понимание целей партнера б) все перечисленные условия необходимы для преодоления барьеров общения+ в) понимание партнера, адекватное представление о его точке зрения г) знание индивидуальных особенностей партнера
10. Выберите форму, при которой осуществляется деловое общение: а) оперативка б) переговоры+ в) брифинг г) совещания+ д) беседа+ е) видеоконференция
11. Согласно французской пословице, чем является умение сказать человеку то, что он сам о себе думает? а) комплиментом б) лестью+ в) критикой
12. Каким общением является желание и умение выразить свою точку зрения и учесть позиции других? а) примитивное б) закрытое в) ролевое г) открытое+
13. Отметьте этапы делового общения: а) установление контакта б) выявление мотивов общения в) взаимодействие г) завершение общения д) все варианты верны+
14. Выберите механизмы, которые будут являться механизмами познания другого человека: а) эмпатия б) все ответы верны+ в) рефлексия г) идентификация
15. Такой ученый, как Роджерс считал, что конгруэнтность – это … а) Самоактуализацию в общении. б) Соответствие опыт, осознания и сообщения. + в) Взаимодополнительность функций, эмоций, интуиции и общения. г) Самосовершенствование личности.
https://youtube.com/watch?v=C2vRTEqmYCk
Копирование информации с сайта greednews.su разрешено только при использовании активной гипер ссылки на новость, спасибо за то что цените наши авторские права!
Поделиться ссылкой:
Что такое интеллект
Интеллект
– это умственная способность организма, выражающаяся в умении решать различные задачи, справляться с проблемами, осуществлять познавательную деятельность, приспосабливаться к изменяющимся условиям среды и управлять ею.
Интеллект проявляется в учебной, исследовательской, трудовой деятельности, общении и социальной жизни в целом
Данное понятие объединяет отдельные познавательные способности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, воображение, волю, рефлексию, внимание
Понятие об интеллекте возникло относительно недавно – только в конце девятнадцатого века. В то время высокими темпами развивалась психология, исследователи изучали умственные способности человека и животных. Иногда при этом они допускали серьёзные ошибки. Так, в то время господствовало убеждение, что человек использует свой мозг только на несколько процентов, тогда как остальная его часть остаётся незадействованной. В обыденной жизни такое представление сохраняется до сих пор, однако оно в корне неверно и давным-давно опровергнуто наукой. Но как вообще могло возникнуть такое предположение? Дело в том, что в конце девятнадцатого века функции значительной части отделов головного мозга были ещё не изучены, и исследователи не могли понять, для чего они нужны. Кроме того, некоторые процессы в мозге протекают как бы в автоматическом режиме, без участия сознания человека. То есть нам кажется, что какая-то часть мозга неактивна, но на самом деле она незаметно для нас проводит чрезвычайно важную работу, без которой, наверное, сам интеллект стал бы невозможен.
Однако вопрос взаимоотношения интеллекта и мозга достаточно сложный. Есть ли интеллект у человека? Разумеется, есть. Но есть ли он у кошки? Наверное, тоже есть. А у ящерицы? Можно думать, что и у неё есть. А у муравья, микроба, растения? С первого взгляда кажется, что чем более развит организм, тем в большей степени можно говорить о наличии у него интеллекта. Но и здесь не всё так просто.
Муравьи, как и все остальные насекомые, головного мозга не имеют вообще. Их «мозг», рассредоточенный по всему телу, представляет собой примитивное нервное скопление. Да и всё строение муравьиного организма весьма примитивное. Между тем интеллектуальные способности муравьёв некоторые даже на полном серьёзе сравнивают с человеческими. Муравьи могут накапливать и передавать информацию, общаться, обучаться, у них существует сложная иерархия. Они могут ориентироваться на местности; последние исследования показывают, что они, по-видимому, умеют даже считать. В муравьином обществе имеется множество «профессий», разнообразие которых различно у каждого вида. В самом деле, жизнь муравейника очень напоминает человеческое общество.
Ящерица – организм совсем другого рода. Её общее развитие в десятки раз сложнее и организованнее, чем у муравья. И полноценный головной мозг имеется, притом достаточно развитый. Но вот интеллектуальные способности ящерицы весьма скромные и не идут ни в какое сравнение с интеллектом муравья (и уж тем более человека).
Получается, что интеллект – скорее функция, чем некая материальная структура. Реализовать интеллектуальную деятельность можно различными способами.
Как же реализуется эта функция? Реализация интеллектуальной функции происходит посредством работы его составляющих: это умение находить связи между разрозненными данными, синтезировать и анализировать, сравнивать, классифицировать, строить ассоциации и т. д. Каждая такая способность по отдельности не формирует интеллект, о нём можно говорить только в совокупности этих способностей.
Особенности интеллектуальной системы человека состоят из нескольких параметров
- Объём рабочей памяти, способность к предсказыванию, использованию орудий, логике;
- Многоуровневая иерархия отбора ценной информации – в этом задействованы шесть слоёв нейронов;
- Сознание;
- Память.
Интеллект не возникает внезапно и сам по себе, а развивается с течением времени. Интеллектуальный уровень человека можно повышать посредством специальных методик; он же может и понижаться в силу различных обстоятельств (пожилой возраст, травмы головы, психические заболевания и т. д.).
Что такое интеллект?
У интеллекта довольно много определений, и сложно дать одно – четкое и всеобъемлющее
Постараемся объединить, выделить самое важное и передать саму суть интеллекта
- Так, многие дефиниции подчеркивают, что это способность к абстрактному мышлению, логическим операциям, анализу и рассуждениям, поиску связей и закономерностей, обучаемости, быстрому восприятию информации и, самое главное, к решению задач с помощью всего, перечисленного выше и не только. Под задачами в данном случае понимается абсолютно все, что встречается в жизни и решение чего надо найти.
- С интеллектом также связаны понятия «ум» и «разум», а кроме того – когнитивные способности, память, речь, способность мыслить, приспосабливаться к окружающей среде, изменять ее и многое другое.
- Он позволяет нам решать задачи в долгосрочной перспективе – то есть планировать и двигаться к цели, а также просчитывать последствия предпринимаемых действий.
Считается, что наличие развитого интеллекта – одна из качественных черт, отличающих нас от животных.
Попытки определить его, изучить и измерить предпринимались и предпринимаются весьма активно. С другой стороны, научное сообщество до сих пор не может прийти к согласию относительно различных теорий и составляющих данного феномена. Это также не позволяет дать ему четкое определение и точно его измерить. Встречаются даже призывы отказаться от столь размытого термина и заменить его более конкретными и точными (чего пока так и не произошло).
Физические виды интеллекта
Физический интеллект – это интеллект, который непосредственно связан с телом человека, его способностями и характеристиками, т.е. это некий бессознательный “интеллект” самого тела, охватывающий все ткани и органы. Он определяется способностями человека управлять своим телом и телесными желаниями. Такой интеллект хорошо развит у людей, которые занимаются спортом и вообще изучают и совершенствуют способность управлять своим телом.
Реализация амбициозной личной стратегии невозможна без планирования развития и самого развития всех видов интеллекта человека.
Каждый из изученных нами видов интеллекта может стать или преградой или трамплином для достижения целей
Важно, чтобы ваши цели не противоречили особенностям вашей личности, либо учитывали их объективное состояние и реальные возможности развития
Другими словами, не нужно биться в закрытую дверь.
Наша задача — найти «двери», которые уже открыты, или те, к которым нам легко подобрать «ключ» в виде нашей уникальной комбинации знаний, навыков и видов интеллекта. А если мы таких «дверей» не найдём, то продолжим подбирать правильные «ключи».
Две теории по структуре интеллекта
Существует много теорий по структуре, составляющим интеллекта и т.д. Предлагаем остановиться на двух, самых известных: Чарльза Спирмена и Реймонда Кеттелла (того самого, кто является автором одноименного 16-факторного теста). Рассмотрим обе теории.
Два фактора Чарльза Спирмена
Психолог Чарльз Спирмен еще в начале прошлого века выделил два главных, на его взгляд, фактора: G-фактор (от general – общий) и S-фактор (от special – специфический). Первый характеризует общий уровень интеллекта, второй – конкретные способности человека, особенности его мышления, восприятия и т.д., которые задействуются при решении конкретных задач.
Многие тесты на IQ, в частности, тесты Айзенка, обращаются именно к общему интеллекту. Попробуйте и наш онлайн-тест на коэффициент интеллекта!
Два интеллекта Реймонда Кеттелла
В свою очередь, Реймонд Кеттелл рассматривал следующие два вида интеллекта:
-
Подвижный – включает такие характеристики, как способность задействовать логическое и абстрактное мышление, скорость восприятия, способность к обучению и т.д. Подвижный интеллект позволяет нам, используя накопленные знания и опыт, выходить за пределы того, что мы уже знаем/умеем, и решать качественно иные, новые для нас задачи. Данный интеллект достигает пика в среднем возрасте и потом начинает снижаться.
- Кристаллический или кристаллизовавшийся – это общая система накопленного опыта, знаний и т.д. и способность использовать данную систему для решения задач в соответствующей области. Такая «база» пополняется человеком на протяжении жизни, но обычно снижается с наступлением старости.
Иными словами, если перед нами встает некая задача и мы понимаем, что когда-то с подобной уже сталкивались, то мы задействуем кристаллизовавшийся интеллект. Если же непосредственно такого опыта у нас нет – то подвижный.
Краниометрия
В 19 столетии ученые считали, что оценить интеллект человека можно, если измерить его череп и лицевую структуру. В самом начале развития этой теории французский хирург Поль Брока сделал и противоположное предположение: он считал, что на уровень интеллекта влияет величина отношения длины предплечья к длине плеча.
Ученый попытался доказать, что самая интеллектуально развитая раса – это раса белых людей, при этом основываясь лишь на длине руки, но у него это не получилось. Тогда он решил измерить череп и лицевые структуры для определения того, мозг какого объема способен поместиться внутри черепа того или иного человека. Данный способ показался ему более подходящим для оценки. Это и называлось краниометрией.
Согласно краниометрии, чем крупнее кости черепа, тем больше и мозг, который в нем находится, а это значит, что человек обладает высоким интеллектом. Однако методика подвергалась постоянной критике: многие нашли в ней расовые предрассудки, а также указывали на отсутствие доказательной базы. В итоге в начале 20 века краниометрия прекратила свое существование как методика оценки интеллекта.
Но все же стоит заметить, что исследования в краниометрии поспособствовали нахождению мозговых речевых центров и выявлению концепций интеллектуального фактора, которые все мы сегодня знаем как коэффициент интеллекта.
Двухфакторная теория Спирмена
Исследование Спирмена следовало первоначальному руководству Гальтона, в котором считалось, что основой интеллекта является функционирование простых базовых психологических процессов, таких как сенсорные и перцептивные процессы, с интересом к отношениям между общим интеллектом и дискриминационный сенсорный.
Спирмен утверждал, что все интеллектуальные способности человека имеют общий или общий фактор, который является наследственным и который сохраняется с течением времени, который называется фактором G. А также наличие другого фактора специфических интеллектуальных способностей, который каждый субъект предоставляет определенному навыку, называется фактор S, и это может быть изменено путем обучения.
Общий интеллект оказал влияние на тесты, определенные на основе G-фактора, а S-фактор был определен конкретными требованиями конкретной задачи..
Для него интеллект — это способность, которая создает новую информацию из уже известных, и причины, по которым индивидуальные различия внутри фактора G связаны с различиями в умственной энергии субъектов при выполнении интеллектуальных задач и / или различий в навыках людей.