Гормоны и их роль в человеческом организме

Психологическая связь между соперниками

Также есть мнение психологов, что такая связь появляется между соперниками или конкурентами. Такие люди в общении друг с другом могут проявлять одинаковую жестикуляцию, повторять друг за другом слова-паразиты и мыслить в одном направлении.

Интересно, что однажды даже был проведен эксперимент, в котором приняло участие 25 мужских и 18 женских пар. Каждая из них привыкла играть в многопользовательскую компьютерную игру. При этом соперники начинали стремиться выиграть, а следовательно, выражали крайне сильные эмоции, но в то же время возникала между ними сильная психологическая связь.

Ученые полагают, что такая связь между людьми возникла потому, что каждый хотел залезть в голову другому, прочитать его мысли и предугадать его решения. Кстати, такой эксперимент натолкнул психологов на то, что подобная взаимосвязь укрепляет дружеские отношения.

Правило №2. Одновременно возбуждающиеся нейроны формируют устойчивые связи

Подобно людям, нейроны становятся сильнее, если объединяются в группы. Когда нейроны, расположенные рядом друг с другом, многократно возбуждаются в одно и то же время, впоследствии они устанавливают между собой связи и образуют фрагмент нейронной сети или нейронного пути.

Нейрон состоит из ядра, аксонов и дендритов. Аксоны отправляют, а дендриты принимают сигналы от других нейронов. Аксоны и дендриты как будто протягивают друг другу руки из разных нейронов. (Это «рукопожатие» происходит в пространстве под названием синапс, в котором нейромедиаторы выделяют химические мессенджеры, переходящие от нейрона к нейрону.)

В несформировавшейся нервной системе такое держание за руки выглядит достаточно простым. Вы можете представить себе следующую картину: нейрон А держит за руку нейрон Б, который держит за руку нейрон В — как в детской игре, где дети держатся за руки.

Однако благодаря стимуляции с течением времени в нейронах формируется больше аксонов и дендритов, которые протягивают руки множеству других нейронов, образуя сложные нейронные сети.

Направление нейронных путей, а также степень их сложности отчасти обусловлены ДНК отдельных нейронов. Однако новая область науки под названием эпигенетика говорит о том, что экспрессия ДНК в значительной мере зависит от стимуляции, которую нейроны получают из внешней среды.

Но если оставить в стороне ДНК, ваши нейроны и нейронные пути также формируются под непосредственным влиянием внешних триггерных факторов.

Возьмем в качестве примера путь, пролегающий от двигательной зоны коры головного мозга до указательного пальца правой руки. У каждого из нас этот путь присутствует от рождения. Когда ребенок, обучающийся игре на пианино, многократно стимулирует этот путь, он усиливается и в нем образуется больше аксонов и дендритов — это и есть правило «используй, или потеряешь» в действии.

Однако все эти аксоны и дендриты не просто болтаются без дела. Они устанавливают связь и «держатся за руки» с другими нейронам; если говорить на языке нейробиологии, то они вербуют нейроны из других нервных путей. На томограмме головного мозга концертирующих пианистов можно увидеть, что нейронные пути к их пальцам сильно взаимосвязаны; а аксоны и дендриты релевантных нейронов так тесно переплетены между собой, что вся рука действует как единое целое, а не как пять отдельных пальцев, кисть и запястье.

Такая взаимосвязанность обусловлена многократной одновременной стимуляцией различных частей руки. С течением времени нейронная сеть руки подключает к этому пути еще больше нейронов. Сами нейроны также слегка увеличиваются, поскольку у них появляется много отростков, однако рост плотности нейронного пути обусловлен еще и тем, что этот путь находит все больше друзей, которые присоединяются к данной нейронной сети.

Если такой нейронный путь используется достаточно часто, он будет занимать меньше физического пространства в головном мозге. Причина не в том, что он ослабевает, а в том, что он становится гораздо упорядоченнее и эффективнее, подобно тому как дряблое тело выглядит стройнее и подтянутее, когда набирает силу.

Итак, второе правило изменения мозга: одновременно возбуждающиеся нейроны формируют устойчивые связи.

Характеристика нейронов

Структурно-функциональные элементы центральной системы – глиальные клетки и нейроны. Первые количественно преобладают, хотя на них возлагается решение вспомогательных, второстепенных задач. Нейроны способны выполнять много операций. Они вступают во взаимодействие друг с другом, формируют связи, принимают, обрабатывают, кодируют и передают нервные импульсы, хранят информацию.

Нейроглия выполняет опорную, разграничительную и защитную (иммунологическую) функцию в отношении нейронов, отвечает за их питание. В случае повреждения участка нервной ткани, глиальные клетки восполняют утраченные элементы для воссоздания целостности мозговой структуры. Количество нейронов в составе ЦНС равняется около 65-100 млрд. Клетки головного мозга образуют нейронные сети, охватывающие все отделы тела человека.

Передача данных в рамках сети осуществляется при помощи импульсов – электрических разрядов, которые генерируются клетками нервной ткани. Считается, что число нейронов, которые находятся в мозге человека, не изменяется в течение жизни, если не брать в расчет ситуации, когда в силу определенных причин (нейродегенеративные процессы, механические повреждения мозговых структур) происходит их гибель и уменьшение количества.

Необратимое повреждение участка нервной ткани сопровождается неврологическими нарушениями – судорогами, эпилептическими приступами, расстройством тактильного восприятия, слуха и зрения. Человек утрачивает способность чувствовать, разговаривать, мыслить, двигаться. Развитие интеллектуальных способностей человека отождествляется с увеличением количества нейронных связей в мозге при неизменной численности нейронов.

Нейрон выглядит, как обычная клетка, состоящая из ядра и цитоплазмы. Он оснащен отростками – аксоном и дендритами. При помощи единственного аксона осуществляется передача информации другим клеткам. Дендриты служат для приема информации от других клеток. В аксоплазме (часть цитоплазмы нервной клетки, которая находится в аксоне) синтезируются вещества, передающие информацию – нейромедиаторы (ацетилхолин, катехоламин и другие).

Нейромедиаторы вступают во взаимодействие с рецепторами, провоцируя процессы возбуждения или торможения. Нейроны образуют группы, ансамбли, колонки с учетом расположения в определенном отделе головного мозга, в зависимости от того, сколько и какие функции выполняют в процессе жизнедеятельности человека. К примеру, ансамбль корковых структур может состоять из сотни нервных клеток, которые включают:

  1. Клетки, получающие сигналы из подкорковых отделов (к примеру, от ядер таламуса – сенсорных или двигательных).
  2. Клетки, принимающие сигналы из других отделов коры.
  3. Клетки локальных сетей, формирующие вертикальные колонки.
  4. Клетки, отправляющие сигналы обратно к таламусу, другим участкам коры, элементам лимбической системы.

Синапс – место, где происходит биоэлектрический контакт между двумя клетками и передача информации благодаря преобразованию электрического импульса в химический сигнал и затем снова в электрический. Подобные трансформации протекают в синапсе при переходе нервного импульса через пресинаптическую мембрану, синаптическую щель и постсинаптическую мембрану.

Передача импульса возможна между отдельными нейронами или нейроном и эффекторной клеткой (клеткой органа, который исполняет задачу, закодированную в сигнале). Классификация синапсов предполагает разделение по критериям:

  • Месторасположение (центральная, периферическая системы).
  • Тип действия (возбуждение, торможение).
  • Вид нейромедиатора, участвующего в процессе передачи сигнала (холинергический, адренергический, серотонинергический).

Количество синапсов у одного нейрона, расположенного в головном мозге, может достигать 10 тысяч. Скорость передачи биоэлектрического сигнала составляет около 3-120 м/с. Кроме синаптической передачи существует другой способ проведения сигнала – через кровь. Передвижение закодированных данных происходит за счет того, что нервные отростки связываются с кровеносным сосудом и выделяют в кровь нейрогормон.

Нервные клетки, отвечающие за моторную активность, могут создавать тысячи синаптических контактов. Синапсы, формирующиеся на дендритах, количественно преобладают. Меньше синаптических связей образуется на аксонах. В процессе активации одних клеток, происходит торможение других. В результате человек может сосредоточиться на конкретной мысли или выполнить произвольное движение.

Развеиваем пять мифов о мозге

Миф первый: поврежденный мозг уже не исцелится сам

Новые исследования доказывают: если после травмы мозга нейроны и их соединения погибают, соседние нейроны компенсируют эти потери, пролагают новые нервные пути и регенерируют утерянные связи, воссоздавая поврежденную сеть. Последнее время все более популярен термин «нейропластичность» — нервные клетки в мозге напоминают длинных червей, всегда находящихся в движении и постоянно перестраивающихся.

Миф второй: настройки мозга нельзя изменить

Мозг способен подстраиваться к изменяющимся обстоятельствам, что доказывают поразительные примеры. Юноша с гидроцефалией (избыточной жидкостью в мозге) закончил колледж с отличием и имел IQ 126, но при этом томография показала, что у него практически нет мозга — череп был окутан изнутри тонким слоем клеток головного мозга в 1 мм, а все остальное было заполнено жидкостью.

Что же говорить о мозге здорового человека — его возможности безграничны, если отбросить искусственно создаваемые преграды. Когда мы учимся новому или выходим за рамки привычного, мы образуем новые нейронные связи и синапсы, развивая и перепрограммируя мозг.

Миф третий: когда мы стареем, работа мозга неизбежно ухудшается

Мы остаемся под властью стереотипов о постоянном угасании мозга. Однако это действительно во многом лишь миф. Просто с возрастом люди становятся консервативны и начинают упрощать умственную деятельность — ведь привычные вещи понятней и безопасней. Не узнавая нового, мозг не образует новые нейронные связи, а лишь использует старые, что ухудшает его работу.

Мы можем все изменить, если с каждом годом не будем понижать градус своего любопытства к жизни, будем верить в свои возможности, эмоционально реагировать, расширять кругозор, пробовать и обучаться новому, тогда наш мозг будет, как и прежде, полноценно служить нам. 

Миф четвертый: мозг постоянно теряет нервные клетки, которые не подлежат восстановлению

Мозг действительно ежедневно утрачивает около 85 000 из 80 млрд нейронов коры головного мозга. Но это незначительная часть — всего 0,0002 процента. К тому же расхожее мнение «нервные клетки не восстанавливаются» не вполне верно — на их месте образуются новые, этот процесс называется нейрогенезом. Он происходит тем активнее, чем сильнее мы его стимулируем.

Миф пятый: страх, гнев и другие примитивные реакции неизбежно блокируют высшие отделы мозга

Ссылка на генетику или доминирование низшего мозга превращает нас в пассивных существ, подвластных инстинктам и фобиям. Генетическая память поддерживает наши инстинктивные реакции, позволяющие нам выживать, однако среди них есть и такие разрушительные реакции, как гнев и зависть. Но высший мозг в состоянии контролировать самые глубокие инстинкты, для этого и существует самосознание. Учитесь не идентифицировать себя со своими эмоциями.

Решение для совершенного мозга: развиваем осознанную память

  • Воспринимайте жизнь и происходящие события с энтузиазмом, интересуйтесь новым.
  • Старайтесь запоминать то, что вам пригодится позже.
  • Тренируйте память в разных аспектах. Используйте как можно меньше шпаргалок в своей жизни — запоминайте номера телефонов, фамилии, дела и прочее. Разгадывайте кроссворды, считайте в уме, учите языки.
  • Не обращайте внимания на чужие негативные установки об «ухудшающейся памяти».
  • Если что-то забыли — не вините себя. Терпеливо подумайте, дайте мозгу возможность вспомнить — сконцентрируйтесь на всем, что связано с забытым (все, что поступает в память, ассоциируется с тем, что поступило туда ранее).

Медитация

Есть множество различных техник медитации, но остановимся на самой, казалось бы, простой — посидеть в тишине с закрытыми глазами, сосредоточившись на дыхании. Даже такое на первый взгляд простое упражнение может вызвать массу препятствий. В первый раз будет крайне трудно просидеть даже минуту без назойливых мыслей, обуревающих сознание. Тем не менее, постепенно останавливая поток сознания и возвращаясь к дыханию, вы поможете своему мозгу перезагрузиться

Ежедневные практики помогают избавиться от тревожности, уменьшить воздействие стресса и научиться контролировать внимание.

Исследования доказывают, что те, кто практикуют медитацию каждый день, имеют более толстый слой серого вещества именно в тех зонах, которые отвечают за внимание и психологическую гибкость. Тренировка мозга при помощи медитации приводит к тому, что со временем нужно прикладывать все меньше усилий для фокусировки вашего внимания

А это значит, что со временем вам станет легче концентрироваться в обычной жизни, когда это необходимо — например, на важном совещании или сдаче экзамена.

Нейропластичность — что это?

Нейропластичность – это свойство человеческого мозга изменяться под воздействием нового опыта, знаний и условий. В основном, на этом свойстве нашего мозга и основана вся суть результативности психологической работы. ⠀ Начнем как раз с этого конца, оригинальности ради. Какие задачи стоят перед психологом и клиентом в процессе работы? ⠀ Разберем на примере работы со страхом публичных выступлений:

  • Изменить целый список УБЕЖДЕНИЙ из категорий «непринятие и нелюбовь окружающих» и «небезопасность мира». Отсюда страх оценки окружающих, страх быть осмеянным, непонятым, каким-то «не таким».
  • Изменить АВТОМАТИЧЕСКОЕ реагирование на определенные ситуации. То есть, «разрушить» СТАРЫЕ реакции (стесняться высказать свое мнение) и выработать НОВЫЕ, полезные (высказывать свое мнение бодро, гордо и с чувством права).
  • Отыскать и активировать «спящие» ресурсы. Например, если у застенчивого человека ХОТЬ РАЗ В ЖИЗНИ был опыт СМЕЛОГО высказывания или действия, то можно «заякорить» этот навык и сделать его новой нормой.
  • «Показать» мозгу НОВЫЙ ОПЫТ в безопасных условиях. То есть, настроить НОВЫЕ модели отношения к ситуации. Например, увидеть, что можно идти в публичность не из позиции «надо», а из позиции «хочу!» и получать в этом удовольствие и море энергии.
  • Все наработанное перевести в разряд НОВЫХ ПРИВЫЧЕК.

За счет чего же происходят все эти изменения? – спросите вы.

Научные исследования доказывают, что у нашего мозга есть способность выращивать НОВЫЕ нейроны. Вопреки известному «нервные клетки не восстанавливаются». Этот процесс называется НЕЙРОГЕНЕЗОМ. ⠀ Но сам по себе нейрон (нервная клетка) на бытовом уровне мало чем вас порадует. Для нас важен еще один процесс в мозге – НЕЙРОПЛАСТИЧНОСТЬ.

Это способность образовывать связи между этими нейронами. Выстраивая ту самую ниточку паутины — «НЕЙРОННУЮ ЦЕПОЧКУ», о которой из всех окон кричат психологи в попытках объяснить клиенту, почему же в процессе «терапии» у него формируются новые, нужные ему, привычки реагирования. ⠀ Если на пальцах: любой навык или эмоция, будь то умение ездить на гироскутере или умение «блаженно» улыбаться дождю — цепь нейронов.

По этой цепи, как по электрическому кабелю, передается информация от различных рецепторов к центральной нервной системе. А от нее, соответственно, к разным органам, тканям, эндокринным железам.

Пример: Вы видите щенка (рецепторы органов зрения «видят»). И дальше два варианта развития событий:

  • В прошлом у вас был негативный опыт «общения» с собакой и в мозг отправляется сигнал «МНЕ СТРАШНО». А из мозга идет сигнал вырабатывать соответствующие гормоны (адреналин, норадреналин, кортизол) и вы «тактично ретируетесь» от щенка.
  • В прошлом был позитивный опыт и в мозг отправляется сигнал «МНЕ РАДОСТНО». Мозг дает команду вырабатывать «гормоны радости» (серотонин, дофамин, эндорфины) и вы, радостно подхихикивая, начинаете тискать и нацеловывать собачонку.

В нас УЖЕ прописаны сценарии поведения. Мозг просто извлекает из «картотеки» нужную реакцию. НО. Мы же говорим о нейропластичности. Все можно изменить, при желании. И чем «прочнее» будет отлажена нейронная цепь, тем легче вы оперируете навыком.

То есть, например, наработанный новый навык «спокойно реагировать на вбросы хейтеров» должен стать естественной реакцией, а не «соберу волю в кулак и не буду нервничать».

Метафора для наглядности понимания этого процесса: представьте себе, как на беговых лыжах вы прокладываете лыжню на нетронутом снегу. И в противовес — как бодро несетесь по уже проложенной и «разъезженной» лыжне.

Также и тут

Передачу импульсов по нейронной цепи важно сделать максимально быстрой и бесперебойной

Нейромедиаторы и заболевания

Миллиарды молекул нейротрансмиттеров постоянно работают, чтобы поддерживать работу  мозга и управлять всем, от дыхания до сердцебиения и способности концентрироваться.

Многие нейротрансмиттеры связаны с рядом заболеваний:

  • Болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона связаны с дефицитом ацетилхолина. У пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера, в головном мозге наблюдается потеря ацетилхолина до 90%.

  • Дофамин связан с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), поскольку дефицит этого нейротрансмиттера вызывает проблемы с концентрацией. Дофамин также связан с биполярными расстройствами в их маниакальной и гипоманиакальной фазах. Шизофрения и болезнь Паркинсона также связаны с этим нейромедиатором. В случае шизофрении из-за избытка, а в случае болезни Паркинсона из-за недостатка дофамина в двигательных областях, вызывающего неконтролируемый тремор.

  • Дефицит норадреналина связан с депрессивными расстройствами. Стресс имеет тенденцию истощать наши резервы, в то время как некоторые наркотики, такие как амфетамины или лекарства, резко повышают его уровень. Низкий уровень норадреналина снижает сексуальный аппетит.

  • Когда уровни ГАМК низкие, наше тело может страдать от тревожных расстройств, а его полное отсутствие связано с эпилептическими эпизодами. Низкий уровень ГАМК может вызывать мании и панические атаки.

  • Дефицит серотонина  в нашем организме связан с такими заболеваниями, как депрессия, обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), а также с агрессией, наркоманией, расстройствами пищевого поведения и бессонницей.

  • Слишком низкий уровень глутамата связан с заболеваниями двигательных нейронов. Основное сопутствующее заболевание — это эксайтотоксичность, процесс, при котором нейроны серьезно повреждаются или разрушаются из-за чрезмерной активности. Эксайтотоксичность связана с апатией, а она — с нейродегенеративными заболеваниями, такими как болезнь Хантингтона, болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона. Высокий уровень глутамата в нашем организме связан с эпилептическими эпизодами..

Интересуетесь антивозрастной
и превентивной медициной?

Узнайте больше на обучающих программах Anti-Age Expert

Чтобы стать лучшим — учитесь
у лучших!

Эксперты со всего мира станут вашими наставниками
на пути изучение Anti-Age Expert. Подробнее

Список литературы

  1. Николлс Дж.Г., Мартин А.Р., Валлас Б.Дж., Фукс П.А. От нейрона к мозгу.
  2. Хухо Ф. Нейрохимия.
  3. Болдырев А.А., Ещенко Н.Д., Илюха В.А., Кяйвяряйнен Е.И. Нейрохимия.
  4. Каменская М.А., Каменский А.А. Основы нейробиологии.

Один за всех… про нейроны

С течением времени часто возвращаюсь к статьям, чтобы добавить что-то новое, интересное и полезное!

Нас часто пугают стрессом, при котором идут большие потери нервных клеток. Это действительно так. Запускается процесс окисления, хотя «никто не знает, что такое стресс», судя по словам Ханса Селье, ученого, основоположника учения о стрессе.

Хроническое недосыпание и усталость, депрессия и нейродегенеративные заболевания являются пусковым механизмом для процесса окисления. Но переживать об этом не стоит. Потому что нервные клетки очень «умные».

Оказывается, что признаки болезни Паркинсона (неустойчивая походка, слабоумие, тремор конечностей), начинают проявляться, когда погибли более 90% клеток головного мозга. Но есть хорошая новость, что клетки головного мозга очень пластичны, и эти 10% вполне могут помочь человеку совсем не потерять свое «качество жизни», а за счет оставшихся 10% ее сохранить. 10% клеток вполне могут работать за те 90%, которые утеряны.

Как это можно сделать?

Принять тот факт, что нейроны головного мозга погибают, процесс этот называется апоптозом. И это нормальный процесс, когда организм избавляется от того, что не нужно и не используется. Но, хорошая новость, что они и образуются вновь. Это не что иное как «новые нейронные связи».

Читаем книгу «Пластичность мозга» Нормана Дойджа о нейропластичности мозга.

Мы знаем, что неправильный образ жизни и стресс мешают образованию этих новых нейронных связей. НО:

Процессы наслаждения и обучения способствуют появлению новых нейронных связей

Например, хорошая и вкусная еда, секс, любовь, смех, обучение чему-то новому, так считает главный редактор сайта «Нейроновости» А. Паевский и сотрудник лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО, психофизиолога Илья Захаров.

Нейрогенез зависит от выбросов нейромедиаторов и пока точно не удалось установить какие именно способствует образованию новых нейронных связей так считает И. Захаров, но считается что дофамин и серотонин точно участвуют в этом процессе.

Именно получение свежей, новой информации не дает умирать нервным клеткам и имеет положительный эффект для памяти. Однако важен и тот момент, что мы должны иметь и богатую окружающую среду, и полезные для нас социальные контакты, развлечения и какие-то «новые открытия».

Спорт не только накачивает мышцы тела, но и мозга. Оказывается, как мы писали ранее информацию по книге Венди Сузуки, мозг лучше запоминает информацию при физических упражнениях, старение мозга замедляется.

Здоровый сон — это для нашего мозга своего рода «дефрагментация диска». Во сне нейронные связи становятся лучше, прочнее, лишнее вычищается и убирается. Даже обучение чему-то новому требует полноценного сна, потому что процесс запоминания происходит лучше, если ваш мозг отдохнувший.

Флавоноиды и омега-3-жирные кислоты также положительным образом влияют на процесс нейрогенеза. Морепродукты и водоросли, красное вино, заваренный вкусный «неспешный чай» по китайской чайной церемонии принесут организму не только приятные эмоции, но и полезность.

Виды желез и задачи гормонов в организме

В организме гормоны выделяются железами – специальными органами, состоящими из секреторных клеток, и синтезирующими определенные вещества. Железы вырабатывают не только гормоны, но и другие вещества или секреты, помогающие работе внутренних органов.

По взаимодействию с внешней средой железы делятся на три типа:

  • Экзокринные, или внешней секреции. К данному типу относятся потовые и сальные железы кожи, слюнные железы в полости рта, железы желудка. С помощью протоков железы выделяют секрет либо во внешнюю среду, либо в полости организма.
  • Смешанной секреции: половые железы, поджелудочная железа. В эндокринной части поджелудочной железы синтезируются гормоны инсулин и глюкагон , выделяющиеся в кровь и регулирующие углеводный обмен, а в экзокринной — пищеварительные ферменты, которые через сфинктер Одди выделяются в 12-перстную кишку и участвуют в пищеварении.

Дирижером в слаженном оркестре желез внутренней секреции является гипофиз. Именно в нем вырабатываются гормон роста и тиреотропный, адренокортикотропный, гонадотропные гормоны, которые отдают команду железам внутренней секреции выделить необходимый набор веществ, чуткому влиянию которых подчиняются органы и ткани организма.

Еще одна железа, спрятанная в толще головного мозга, с помощью гормона мелатонина отвечает за режим сна и бодрствования, участвует в регуляции процессов возрастных изменений и оказывает влияние на углеводный обмен. Она называется эпифиз, второе ее название – шишковидное тело или по-латыни corpus pineale. За такое название стоит благодарить неизвестного древнего анатома, который впервые увидел ее на вскрытии и за сходство с шишкой дал название.

Характерно для гуморальной регуляции организма человека то, что задачи гормонов в организме многочисленны. Они могут как стимулировать функцию, так и угнетать ее. Биологически активные вещества влияют на:

  • рост и деление клеток;
  • участвуют в метаболизме и поддерживают постоянство внутренней среды или гомеостаз;
  • влияют на половое созревание, наступление беременности, способность выносить младенца, запускают роды и наступление менопаузы.

Правило №1. Используй, или потеряешь

Ряд открытий о мозге, сделанных на рубеже 20-го и 21 столетий, привел к появлению метода лечения расстройств, спровоцированных нервной системой. Все эти методы лечения позволяют заново выстраивать нейронные пути и получают все большее распространение, особенно в реабилитационных центрах и кабинетах реабилитологов.

В других областях, в том числе в кабинетах психотерапевтов, с ними еще недостаточно знакомы.

Если ваши нейронные пути, отвечающие за коммуникации, не работают так, как вы хотели бы, их можно изменить.

Переломным событием, произошедшим в 1997 году, стало исследование Питера Эрикссона — шведского нейробиолога, который доказал, что мозг взрослого человека может продуцировать новые нейроны. До этого считалось, что взрослый мозг подобен волосам на лысеющем черепе: хотя терять нейроны по мере старения вполне естественно и не всегда симптом какого-то заболевания, вы не можете вырастить их заново. Открытие Эрикссона повлекло за собой множество последствий, но самым важным стало то, что оно дало толчок развитию совершенно новой области исследований — нейропластичности.

Оказывается, мозг взрослого человека можно изменять разными способами, подобно тому как мягкий пластичный полимер можно вытягивать и сдавливать, чтобы придать ему нужную форму. Аналогия с аппаратным обеспечением больше не соответствует известным фактам. Мозг не неизменяемая величина. Он более универсален и эластичен, чем кто-либо мог предположить. И более живой.

Нейронные пути постоянно реагируют на внешнюю среду. При многократной стимуляции того или иного нейронного пути он становится сильнее. В нем вырабатывается больше миелина, что ускоряет прохождение электрических импульсов по всему пути, а также образуется больше ответвлений, что делает путь шире.

(Если посмотреть в микроскоп, то у пути с хорошей проходимостью импульсов так много ответвлений, что он напоминает всклокоченную лохматую прическу Эйнштейна.)

Кроме того, нейронные пути конкурируют друг с другом, поэтому, когда вы все чаще и чаще используете какой-то определенный путь, другие пути отмирают. В итоге остается меньше альтернативных нейронных путей для передачи электрических импульсов. Вместо того чтобы рассеиваться по нескольким более мелким путям, большее количество импульсов передается по нейронному пути с хорошей проходимостью.

Нейропластичность позволяет нам в течение всей жизни образовывать новые нейронные связи, а значит менять своё привычное поведение.

Однако если нейроны достаточно долго не стимулируются и ваш мозг не ощущает потребности в их использовании, они могут ослабеть.

Если бы вы взглянули на мозг человека, который перестал курировать одну из частей тела из-за ее ампутации или паралича, вы бы увидели, что на «карте» мозга больше нет путей, ведущих к этой части тела. Однако зона, в которой раньше пролегали эти пути, не пустует и заполнена другими проходящими поблизости путями, использующими заброшенные участки мозга.

Специалисты по реабилитации придерживаются правила «используй, или потеряешь» в новых протоколах лечения инсульта. Вместо того чтобы просто учить пациентов, как компенсировать утраченные функции, врачи стимулируют нейронные пути к парализованной части тела, снова и снова разрабатывая ее.

Правило «используй, или потеряешь» работает также в случаях, когда отношения между людьми подчиняются определенной схеме. Это можно увидеть на примере давно женатых супругов, которые забыли, как обсуждать проблемы без пререканий и язвительных замечаний: за время брака нейронные пути для этих привычек стали жесткими и негибкими.

То же самое происходит, когда женщина встречается исключительно с мужчинами, имеющими повышенное пристрастие к алкоголю. По всей вероятности, здесь дает о себе знать психологический эффект подобия (возможно, этим грешили родители этой женщины), но неврологический фактор тоже присутствует. Нейронный путь сформировался в мозге этой женщины еще в детстве, что привело к созданию модели, в которой важные отношения ассоциируются с алкоголем. Придерживаясь данной модели во взрослой жизни, она проделывает своего рода неврологическую колею, снова и снова выбирая одни и те же предпочтения и линии поведения, до тех пор пока альтернативные пути не ослабнут из-за неиспользования.

Действие правила «используй, или потеряешь» наблюдается также в случаях, когда кто-то предпринимает нечто такое, что на первый взгляд кажется не свойственным его характеру. Спокойный человек переезжает в большой город, чтобы стать смелее, эгоистичный переживает тяжелое испытание, и у него развивается эмпатия.

Изменение обстоятельств приводит к изменению нейронных путей.

Эксперимент профессора Г. Хютера

Появление новых нейронных связей головного мозга доказывает эксперимент профессора из Канады Г. Хютера. Он в своем выступлении на Всемирном конгрессе психиатров рассказал о своем эксперименте.

Многие послушницы монастыря в Канаде дожили до 100 лет в полном здравии как психического состояния, так и в умственном плане. В их мозгу при медицинском обследовании не обнаружили характерных для старости дегенеративных изменений. Профессор Г. Хюнтер предположил, что для сохранения пластичности мозга и появлению новых нейронных связей мозга необходимы всего 7 факторов.

7 факторов для построения новых нейронных связей головного мозга

  1. Доброжелательное отношение с близкими, бережное отношение к «родственным связям».
  2. Необходимо иметь хорошие коммуникативные способности, уметь «обходить свои и чужие острые углы», которые у нас и у всех есть.
  3. Необходимо иметь устойчивое мировоззрение, и не «кидаться из одной крайности в другую», считаю это «осознанным отношением к жизни». Когда ты не перекладываешь свои ошибки на других людей, а берешь за них ответственность на себя.
  4. Умение принимать действительность такой как она есть. Наверное, многие хотели полететь в космос или стать великими балеринами. Но реальность сейчас показывает, что это не получилось по многим причинам. Значит, эту реальность спокойно стоит принять. И не корить себя каждый раз, что «вот если бы были деньги, муж или например, наследство, то я бы сделала все по-другому» … это вот об этом!
  5. Необходимо всю жизнь учиться чему-то новому, и еще эти знания применять в жизни. Понятно, что учиться балетному искусству вы в 60 лет вряд ли будете, но научиться просто хорошо двигаться в танце под музыку можете. Еще и здоровье, и ориентация в пространстве станут лучше. Стоит найти то занятие, которое вы почему-то всю жизнь откладывали. Например, приготовить что-то интересное или печь хлеб. Это принесет вам не только реализацию себя в жизни, но вы можете стать востребованным и принесете пользу окружающим.
  6. Сбалансированное питание в разы улучшит самочувствие и не даст вам набрать лишний вес. Пересмотрите свой рацион, ешьте небольшими порциями и считайте калории. А для поддержания здоровья стоит принимать периодически полезные БАДы с минералами и витаминами. Они улучшат самочувствие и вашу жизненную активность.
  7. Долой стресс из жизни, либо не «принимайте все же близко к сердцу» какие-то стрессовые ситуации. Выражение, что «все болезни от нервов» имеет там корни. И нервные клетки погибают от длительного стресса.

Заключение

Сознание происходит из психики, а не рождается из физиологии мозга. Нашу реальность мозг создает только в соавторстве с психикой, то есть с нашим Я. Между мозгом и психикой присутствует обратная связь.

Мы и наш мозг — не одно и то же. В наших интересах, чтобы психика возобладала над мозгом, чтобы мы стали творцами своей реальности, ведущими, а не ведомыми собственного мозга. 

Лидером своего мозга вы становитесь, когда вводите в игру самосознание, тогда вы можете менять свое поведение и свою реальность.

Мозг не страшится новых и сложных задач, он их любит. Мозг не любит косность и скуку. Чем больше задач и новой информации возникает, тем на большее способен наш мозг. 

Меняться, развиваться и эволюционировать наш мозг заставляют наши намерения. Мозг может делать только то, на что мы сами себя считаем способными, — он «подслушивает» наши мысли, поэтому надо давать себе позитивные установки.

У мозга большие возможности, ранее отрицаемые, он очень адаптивен: может самоисцеляться после травм, восстанавливать нарушенные связи и нервные клетки. 

С возрастом работа мозга и память не обязательно должны ухудшаться. Можно сохранять свой мозг в «рабочем» состоянии до глубокой старости, если постоянно изучать новое, тренировать память, не реагировать на негативные установки о стареющем мозге, сохранять свежесть эмоций и реакций.

Существует и индивидуальная эволюция мозга, происходящая в процессе нашей жизни: наши решения создают новые синапсы и нейроны, меняя наш мозг.

В функциях мозга можно выделить четыре основных части: инстинктивную, эмоциональную, интеллектуальную (высшую) и интуитивную. Ствол мозга (инстинкты) и лимбическая система (эмоции) позволяют нам выживать, а кора больших полушарий отвечает за осознанный выбор: волю и осознание. Высший мозг ограничивает эмоции и инстинкты, делая нас хозяевами и лидерами нашего мозга.

Интуиция поднимается над эмоциями и над интеллектом, она видит общую картину, позволяя быстро принимать решения, мгновенно соотнося множество моментов, на анализ которых у рациональной части мозга уходит намного больше времени.

Состояние благополучия возникает, когда мозг посылает нам позитивные сигналы на порядок чаще, чем негативные. Настройте «метаболизм» своего мозга на счастье, сами формируйте свою счастливую реальность. Не ждите, когда кто-то вас осчастливит, ищите источник счастья в себе, а не во внешних мгновенных удовольствиях и наградах. Работайте на любимой работе, живите с любимыми людьми, занимайтесь спортом, общайтесь с природой.

Создайте матрицу позитивного образа жизни: пусть в вашем холодильнике будут правильные продукты, а в вашей жизни — правильные люди, любимая работа и долгосрочные жизненные цели.

Медитация станет вашим проводником к просветлению.

Живите так, как будто Бог существует, независимо от ваших религиозных взглядов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: