Андрей туполев: «я не пишу, а делаю»

Авиастроение

В период биографии 1916-1918 гг. Туполев трудился в первом в России авиационном расчетном бюро, где разрабатывал первые аэродинамические трубы

К тому моменту он уже имел репутацию подающего большие надежды авиаконструктора, в связи с чем на него обратил внимание основоположник гидро- и аэродинамики Николай Жуковский

Совместно с Жуковским Николай начал моделировать различные авиационные механизмы, а также искать способы повышения КПД самолетов. Тогда же Туполева избрали на пост замначальника института по опытному цельнометаллическому самолетостроению.

Парень смог научно обосновать, что для постройки воздушных суден дюралюминий служит прекрасной альтернативой непрочной древесине, с одной стороны, и тяжелому железу – с другой. В 1925 г. Андрей Туполев сконструировал 2-моторный самолет «ТБ-1», который был признан одним из лучших бомбардировщиков в мире.

Через несколько лет молодой ученый усовершенствовал свой аппарат, который начал производиться под маркой «ТБ-3» («АНТ-6»). Интересен факт, что именно на данном самолете в 1937 г. произошла успешная высадка экспедиции на Северном полюсе.

Одновременно с этим, Туполев продолжал руководить различными проектами, по производству и усовершенствованию самолетов. В результате, увеличилась пассажировместимость, повысилась скорость и полезная площадь.

Летом 1935 г. была совершена безуспешная попытка беспосадочного перелета Москва – Северный полюс – Сан-Франциско на судне Андрея – «АНТ-25». Во время полета командир экипажа, Сигизмунд Леваневский, заметил протекающее в его кабину масло, по причине чего был вынужден возвратиться в Россию.

Когда Леваневский посетил совещание у Сталина, он в присутствии авиаконструктора заявил, что Туполев намеренно производит «плохие самолеты». Такое смелое заявление не могло остаться без внимания, в связи с чем осенью 1937 г. Андрея задержали и осудили на 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Мужчину обвинили в антисоветской деятельности и проведении диверсионной работы. Помимо этого, его обвинили в пособничестве французской разведке и передаче за рубеж секретной информации.

Андрея Николаевича и остальных авиаинженеров перевели из Бутырской тюрьмы в так называемую «шаражку». Он работал в закрытом конструкторском бюро НКВД, получая хорошее питание и все необходимое для работы. С началом Великой Отечественной войны (1941-1945), его досрочно освободили, а в 1955 г. полностью реабилитировали.

За годы научной биографии Туполев достиг больших высот в авиастроении. Весной 1939 г. он сконструировал 2-моторный советский высокоскоростной бомбардировщикТу-2», серийный выпуск которого в разных модификациях продолжался до 1952 г.

В период войны было произведено 800 самолетов, которые внесли свой вклад в достижение победы над фашистской Германией. После окончания военных действий Андрей Туполев сконструировал реактивный бомбардировщик «Ту-16», скорость которого превышала 1000 км/ч. Одновременно с этим он разработал 1-й в СССР реактивный гражданский самолёт – «Ту-104».

Туполев не останавливался на достигнутом, продолжая модернизировать свои воздушные судна. В 1957 г. он спроектировал межконтинентальный пассажирский самолет «Ту-114». Через 11 лет он построил первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет «Ту-144».

Российский авиаконструктор Алексей Туполев. Биография

Алексей Андреевич Туполев родился 20 мая 1925 г. в Москве в семье авиаконструктора Андрея Туполева (1888-1972) и Юлии Туполевой (1894-1962). В 1942 г., окончив в эвакуации среднюю школу в Омске, начал работать в конструкторском бюро (ЦКБ-29 НКВД СССР) под руководством своего отца.

После возвращения в 1943 г. в Москву, поступил в Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (ныне Московский авиационный институт — национальный исследовательский университет/ и окончил его в 1949 г. Вернулся в конструкторское бюро Андрея Туполева в Москве на должность ведущего конструктора.

В 1953 г. защитил диссертацию кандидата технических наук. В 1963 г. — доктора технических наук.

В 1956 г. начал заниматься созданием боевой беспилотной техники для полетов в широком диапазоне сверхзвуковых скоростей, в 1957 г. возглавил отдел «К» по беспилотной технике авиационного завода номер 156 (с 1966 г. — Московский машиностроительный завод (ММЗ) «Опыт», с 1989 г. — Авиационный научно-технический комплекс имени А.Н. Туполева, ныне — ОАО «Туполев» в составе Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК).

В период с 1963 по 1973 гг. — главный конструктор предприятия, заместитель генерального конструктора. С 1973 г., после смерти отца, — генеральный конструктор ММЗ «Опыт».

Принимал участие в создании многих военных самолетов марки «Ту» и их модификаций — Ту-2 (первый полет в 1941), Ту-4 (1947), Ту-70 (1946), Ту-16 (1952); сверхзвукового тяжелого беспилотного самолета-снаряда Ту-121, оперативных сверхзвуковых беспилотных разведчиков Ту-143 «Рейс» (1970) и Ту-141 «Стриж» (1973); сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 (1981). Участвовал в разработке пассажирских самолетов Ту-104 (1955), Ту-114 (1957), Ту-124 (1960), Ту-134 (1963), Ту-154Б (1975), Ту-154М (1982).

Руководил созданием сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144 (1968), экспериментального самолета Ту-155 (1988, использовал криогенное топливо), пассажирского лайнера Ту-204 (1989). Генеральный конструктор одноступенчатого многоразового воздушно- космического самолета (ВКС) Ту-2000 (1986-1995, проект был заморожен из-за отсутствия госфинансирования).

В 1978-1985 гг. — заведующий кафедры «Аэродинамика и конструкция летательных аппаратов» Московского авиационного технологического института (ныне МАТИ — Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского в составе МАИ).

15 марта 1979 г. избран членом-корреспондентом Академии наук (АН) СССР (Отделение механики и процессов управления, специальность «самолетостроение»). С 15 марта 1984 г. — академик АН СССР по специальности «машиностроение, в том числе транспортное машиностроение». С 1991 г. — академик Российской академии наук.

Депутат Совета Национальностей 9-го (1974-1979), 10-го (1979-1984) и 11-го (1984-1989) созывов Верховного Совета СССР, народный депутат СССР.

В 1995 г. участвовал в выборах в Государственную думу РФ второго созыва в составе блока «Тихонов — Туполев — Тихонов» (блок набрал 0,15% голосов, мест в парламенте не получил).

Скончался 12 мая 2001 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награжден тремя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета». Герой Социалистического Труда (1972). Лауреат Ленинской премии (1980), Государственной премии СССР (1967).

Был женат на Майе Александровне Туполевой. Сын Андрей (1961 г. рождения), кандидат технических наук, директор центра маркетинга ОАО «Туполев». Дочь Татьяна (1963 г. рождения), кандидат медицинских наук.

/ По материалам vpk.name /

Ранние годы

Начало Татьяны Ивановой, изображающей Туполева (вишневым косоворотка Рубашка), Николай Жуковский, и другие пионеры российской авиации на Ходынское поле, готовивший моноплан ITU к испытательному полету в 1911 году.

Внешний образ
Туполев взлетает на планере во время испытательного полета с заснеженного Ходынского поля в 1910 году.

Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября 1888 г. в Пустомазово (русский: Пустомазово), село близ города Кимры в Тверская губерния, Российская империя, шестой из семи детей, рожденных его русский родители. Отец Туполева, Николай Иванович Туполев (1842-1911), был уроженцем г. Сургут, который работал нотариус для губернаторства. Николай изучал право в Санкт-Петербургский университет, но был исключен после убийство Александра II за его связи с революционерами, несмотря на то, что он не участвовал в их действиях. Мать Туполева, Анна Васильевна (урожденная Лисицына) (1850-1928) родилась в г. Торжок в семье следователя, окончила Мариинскую гимназию в г. Тверь. Родители Анны приобрели небольшое имение в Пустомазово, где родился Туполев. Получив сначала домашнее образование, Туполев учился в Гимназия в Твери и закончил в 1908 году. Затем Туполев подал документы на курсы в двух российских университетах: Императорское Московское Техническое Училище (IMTU русский: ИМТУ) и Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II. Туполев принял участие в обоих, но в конечном итоге решил поступить в ИМТУ.

В 1909 году Туполев начал учиться аэродинамика под пионером российской авиации Николай Жуковский, и вызвался на авиационный семинар (Кружок) во главе с Жуковским. В 1910 году вместе с друзьями по мастерской Туполев построил и пилотируемый его первый планер. Во время работы в мастерской Туполев также построил аэродинамическая труба что привело к созданию в ИМТУ аэродинамической лаборатории. В 1911 году Туполева обвинили в участии в революционной деятельности, в том числе в демонстрациях и распространении подрывной литературы, и арестовали. Позже Туполева отпустили при условии, что он вернется в дом своей семьи в Пустомазово. Туполеву разрешили вернуться в ИМТУ только в 1914 году, когда он учился в Первая Мировая Война и Русская революция. Туполев закончил учебу в 1918 г. и получил степень инженера-механика, когда представил Тезис по развитию гидросамолеты. К 1920 году ИМТУ был переименован в Московское высшее техническое училище (МВТУ), и Туполев читал там курс основ аэродинамических расчетов.

Начало пути

Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября (по старому стилю – 29 октября) 1888 года в Тверской губернии, в семье провинциального нотариуса. По матери – дворянского происхождения, что он тщательно скрывал на протяжении многих лет.

С 1901 года Андрей Николаевич обучался в тверской гимназии, о чем позже вспоминал: «Для того чтобы дети могли учиться, всей семье пришлось переехать в Тверь. Наш класс был дружный, однако хорошо учиться было не принято. Я лишь старался не отставать от сверстников».

Андрей с детства увлекался конструированием, мастерил игрушки из дерева: «Как правило, это были технические игрушки: то я делал по какой-то книге корабль из дерева достаточно большого размера с оснащением, то делал шлюз и поднял воду на какие-то там 400 миллиметров, то построил лодку, которая управлялась при помощи рук, с двумя колесами». Позже, в гимназии, оттачивал свое мастерство на «уроках ручного труда»: «Учась в гимназии, я понял, что люблю технику, понял, что мне нужно идти в этом направлении».

В 1908 году Андрей Туполев успешно прошел вступительные испытания в два известных технических вуза Москвы: Институт инженеров путей сообщения и Императорское Московское техническое училище (ИМТУ). Будущий авиаконструктор выбрал ИМТУ, сегодня это известный МГТУ имени Н.Э. Баумана.

Именно в училище начинается путь Туполева как конструктора. Андрей серьезно увлекся аэродинамикой, стал членом воздухоплавательного кружка профессора Николая Жуковского. Еще будучи студентом, он участвует в постройке планера, на котором в 1910 году самостоятельно совершил первый полет.

Спустя годы и смерть

После отстранения Хрущева от должности в конце 1964 г. и подъема Леонид Брежнев, стареющий Туполев постепенно уступал позиции в центрах советской власти конкурентам в авиастроении. Престижная программа Ту-144 пользовалась поддержкой на высшем уровне до 1973 года, как и важные Ту-154 авиалайнера, но привилегированное положение ОКБ Туполева благодаря личным политическим связям Туполева в значительной степени затмилось Ильюшин авиаконструкторское предприятие. Современникам Туполев был известен как остроумный, но грубый мастер непристойной лексики, который неизменно и энергично настаивал на быстрых и адекватных технических решениях в ущерб схоластическим идеальным решениям. Отличительной чертой Туполева было очень быстрое принятие самолета на вооружение, после чего начался зачастую бесконечный процесс исправления недостатков «быстрой и грязной» первоначальной конструкции. Конкурентам среди советского авиаконструктора он был известен прежде всего как политически проницательный; хитрый и беспощадный соперник.[нужна цитата ]

Туполев умер 23 декабря 1972 г. и был похоронен в г. Новодевичье кладбище в Москве.

Мемориалы

Различные улицы в городах по всей Восточный блок названы в честь Туполева, а также Туполевлаан, улица в Схипхол-Рейк промышленная зона в Харлеммермер следующий на Амстердамский аэропорт Схипхол.

В 1973 г. Казанский авиационный институт был назван в честь Туполева, а памятник ему был установлен в г. Казань в общественная площадь на пересечении улиц Декабристов, Гагарина и Королева. В 1979 году бюст Туполева установили на городской площади в Кимрах, недалеко от его уже не существующего места рождения Пустомазово. Еще один памятник Туполеву был установлен в предполагаемом месте Пустомазово в нынешнем Устиново, к северу от Кимр в г. Кимрский район, Тверская область. Местный Средняя школа в Устиново переименовали в Туполева и установили мемориальную доску. В 1988 году Советский Союз выпустил Почтовая марка посвященный Туполеву. Биографический фильм 1979 года Поэма о крыльях (Поэма о крыльях) режиссер Даниил Храбровицкий о жизни и творчестве Туполева и Игорь Сикорский, то Русско-американский пионер авиации. Проспект Туполева, главный проспект в Авиационном микрорайон из Домодедово расположен рядом с Домодедово аэропорт, получил имя Туполева. Мемориал фреска Туполева нарисована на стороне жилого дома на проспекте Туполева, 20. В 2018 г. Международный аэропорт Внуково в Москве был официально переименован во Внуковский международный аэропорт имени Андрея Туполева.

Наследие

Сын Туполева, Алексей Андреевич, бывал дома еще меньше отца. «Я застал времена, когда рабочие совещания руководства начинались только в девять вечера. Возвращался из института часов в семь, по два-три часа работал над дипломной работой, и только после десяти вечера приходил к своему руководителю проекта Глебу Васильевичу Махоткину», — рассказывает внук Андрей Алексеевич.

Фото: ТАСС

Алексей и Андрей Туполевы

ПАО «Туполев»

Люди трудились так годами, суббота была обычным рабочим днем. После совещаний расходились ближе к 12 ночи, а по воскресеньям руководящий состав обыкновенно ездил в баню. Это тоже был, можно сказать, ритуал — в непринужденной обстановке обсуждались проекты, «выбивались» и лоббировались различные заказы.

Конструкторскую профессиональную среду того времени отличала необыкновенная сплоченность, крепкие дружеские связи с военными и чиновниками разных рангов, отмечает Туполев. Летом главы конструкторских бюро играли в теннис, зимой катались на коньках и лыжах. Все друг друга знали, постоянно общались. А главное, совершенно по-другому решали все вопросы.

«Это были семейные, многолетние отношения, поэтому все важные вопросы решались на каких-то прогулках, поездках. Никаких официальных писем никто не писал. По делу просто звонили, а чаще даже заходили без предупреждения», — рассказывает Андрей Туполев.

Фото: ТАСС

Летчик-испытатель Михаил Громов, авиаконструктор Андрей Туполев, генерал-полковник авиации Георгий Байдуков и генерал-лейтенант авиации Александр Беляков

Владимир Лагранж/ТАСС

В те времена во главе всех научных организаций стояли очень сильные, особенно в техническом отношении, руководители, которые не боялись спорить не только со своими коллегами, но и с вышестоящим руководством. «Тогда их слышали», — признает внук Туполева.

Сравнивая проекты, которые воплощал в жизнь его дед, с принципами работы современных мировых конструкторских бюро, Андрей Туполев уточняет, что сейчас в гражданской авиации понятие «национальный» самолет потеряло актуальность, так как давно наблюдается унификация по оборудованию, материалам, технологии сборки. «Пришло время международных коопераций: крылья собираются в Японии, двигатели в Германии, в Британии, во Франции, складов нет вообще. Со всего мира привозят запчасти, вплоть до гаек, и дальше роботы все это подвозят. На пунктах сборки находятся два-три человека, которые контролируют весь процесс», — рассказывает Туполев.

Кроме того, в современном мире самолеты собирают методом конвейерной сборки, как у Генри Форда. Огромные машины движутся по цехам, идет стыковка блоков фюзеляжа и их отладка. Все это сильно удешевляет процесс и одновременно позволяет отобрать лучших производителей комплектующих, поясняет Андрей Туполев.

Сложно сказать, понравилась бы деду идея слияния технологий и стирания границ. Но он как-то спокойно к этому относился, ведь сам часто ездил в Америку, во Францию, Германию. В 1990-е годы мне приходилось встречать в той же Германии людей, которые его помнили. Он дружил и с Хенкелем, и с Мессершмидтом. Ему, правда, потом это все припомнили… Бывал он и в КБ Сикорского в Соединенных Штатах

Фото: ТАСС

Андрей Туполев в США

ПАО «Туполев»

Современный гражданский самолет должен быть безотказным, комфортным, с практически стопроцентной гарантией вылета, отмечает собеседник агентства. На современных самолетах стоят системы реагирования на сдвиги ветра, что позволяет им избежать неприятной болтанки. Новая технологическая революция в мире идет уже вовсю. Это уже  следующее поколение воздушных судов. Они почти что наполовину электрические, с совершенно другими условиями комфорта, системами безопасности и адаптирования к условиям окружающей среды», — рассказывает Туполев.

Примечания

  1. . Дата обращения: 13 октября 2015.
  2. Феликс Чуев. 140 бесед с Молотовым. Второй после Сталина. — Москва : Родина, 2019. — С. 468. — 656 с. — ISBN 978-5-907149-23-6.
  3. Входил в состав делегации, самоучка, при образовании 3 класса начальной школы смог сделать 63 изобретения в области авиации, артиллерии и бронетехники, знал два иностранных языка. В 1937 г. был арестован по делу М. Н. Тухачевского. Расстрелян в 1943 году.
  4. Дата обращения: 7 мая 2020.
  5. Дата обращения: 7 мая 2020.
  6. Дата обращения: 7 мая 2020.
  7. Викторов Б. А. «И поставил свою подпись…». // «Военно-исторический журнал». — 1989. — № 4. — С. 45—31.
  8. В.Звягинцев. Трибунал для академиков. М., ТЕРРА 2009, стр. 189 ISBN 978-5-275-02126-4
  9. . Дата обращения: 7 мая 2020.
  10. . Дата обращения: 30 ноября 2021.
  11. . Дата обращения: 13 апреля 2012.
  12. . Дата обращения: 2 мая 2014.
  13. . Дата обращения: 5 июля 2019.
  14. , с. 3.
  15. Юрий Крюков. Туполев. Возвращение в Пустомазово. — Кимры, 2008. — 128 с.
  16.  (англ.). Tupolevlaan. Дата обращения: 27 декабря 2018.

Самые известные самолеты концерна «Туполев»

Ту-22М3

Ту-22М3 — дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. Предназначен для поражения сверхзвуковыми управляемыми ракетами наземных и морских целей в любое время суток и в любых метеоусловиях. Главный конструктор — Дмитрий Марков. Первый полет совершил 22 июня 1977 г., в серийное производство запущен в 1978 г., принят на вооружение ВВС СССР в марте 1989 г.

Всего было построено около 500 Ту-22М разных модификаций. Максимальная скорость самолета — 2 тыс. км/ч, практическая дальность — 7 тыс. км, практический потолок — 14 тыс. м. Экипаж — 4 человека. Может нести крылатые ракеты различных типов с обычным или ядерным зарядом. В настоящее время ведется ремонт и модернизация самолетов этой модели, стоящих на вооружении ВВС России.

Ту-95МС

Ту-95МС — турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием важных целей в удаленных военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий. Главный конструктор — Николай Базенков. Самолет создан на базе на базе Ту-142МК и Ту-95К-22.

Первый полет совершил в сентябре 1979 г., принят на вооружение ВВС СССР в 1981 г. Максимальна скорость — 850 км/ч, практическая дальность — до 11 тыс. км, практический потолок — 10,5 тыс. км. Экипаж — 7 человек. Вооружение: крылатые ракеты большой дальности, 2 пушки калибра 23 мм. В настоящее время состоит на вооружении ВВС России. Ведется модернизация до версии Ту-95МСМ (позволит продлить срок эксплуатации самолетов до 2025 г.)

Ту-160

Ту-160 — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла. Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей в удаленных военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий. Главный конструктор Валентин Близнюк.

Первый полет машина совершила 18 декабря 1981 г., принята на вооружение ВВС СССР в 1987 г. Максимальная скорость — 2 тыс. км/ч, практическая дальность — 12 тыс. 300 км, практический потолок — 21 тыс. м. Экипаж — 4 человека. Вооружение: до 12 крылатых ракет или до 40 т авиабомб. Продолжительность полета — до 15 ч (без дозаправки). Не менее 15 машин этого типа состоят на вооружении дальней авиации ВВС России. До 2020 г. ожидается поступление десяти модернизированных машин Ту-160М.

Ту-214ПУ

Ту-214ПУ («пункт управления») — воздушный командный пункт, модернизированная версия реактивного среднемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолета Ту-214. Самолет предназначен для перелетов средней дальности по стране и во время зарубежных визитов президента и председателя правительства России (для дальних визитов используется Ил-96-300ПУ). На борту установлена специальная аппаратура связи и управления.

Два построенных экземпляра (регистрационные номера RA-64517 и RA-64520) эксплуатируются Специальным летным отрядом (СЛО) «Россия» Управления делами президента РФ. Первый полет — 12 мая 2010 г. Крейсерская скорость — 850 км/ч, практическая дальность — 6 тыс. 500 км, практический потолок — 12 тыс. км.

Ту-154

JetAero

Ту-154 — реактивный среднемагистральный пассажирский самолет, самый массовый советский реактивный авиалайнер. Вплоть до конца 2000-х гг. — один из основных самолетов на маршрутах средней дальности в России. Главные конструкторы — Дмитрий Марков, Сергей Егер, Александр Шенгардт, Андрей Гришин. Первый полет — 3 октября 1968 г., самолет серийно производился с 1970 г. по 2013 г.

По данным ОАО «Туполев», построено не менее 930 единиц разных модификаций. По состоянию на январь 2014 г. в эксплуатации оставались порядка 80 единиц. Пассажировместимость Ту-154М — 164-175 человек, максимальная скорость — 950 км/ч, практическая дальность — 3 тыс. 900 км, практический потолок — 12 тыс. м. Экипаж – 4 человека.

Черты характера

В обычной жизни талантливый ученый слыл примерным семьянином, трепетно относящимся к жене и детям. Он обожал вкусно поесть, любил природу, интересовался садоводством и охотой. О нем говорили как о веселом и простом человеке. Только после смерти жены он стал более замкнутым.

У мужчины было много друзей, он любил путешествовать и знакомиться с новыми людьми, а также местными обычаями, природой и техникой.

Как профессионал, Андрей Николаеввич отличался решительностью и независимостью. Всегда до последнего стоял на своем, никогда не прогибаясь перед носителями высоких званий и чинов.

Память

  • В 1979 году режиссер Даниил Храбровицкий снял фильм «Крылья» о биографиях Туполева и иммигрировавшего в США Игоря Сикорского. Роль Андрея Николаевича исполнил Владислав Стржельчик, а образ Игоря Ивановича создал Юрий Яковлев.
  • Имя Туполева носит государственный технический университет в Казани.
  • С 2018 года имя ученого присвоено московскому аэропорту «Внуково».
  • Туполевские улицы и улицы Туполева есть в обеих российских столицах, Праге и Улан-Удэ, Киеве и Амстердаме.
  • В 2016 году в серии «Великие умы России» вышла книга Адели Нурмухаметовой «Андрей Туполев».
  • 6 июня 2020 года на телеканале «Звезда», уже выпускавшем о Туполеве передачу в цикле «Последний день», состоялась премьера документального фильма «Крылатый металл».
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: