Краткая биография
- В Курске устроился на должность чертёжника на железной дороге, которой тяготился. Одновременно занимался творчеством, организовал художественный кружок.
- В 1899 г. женился на Казимире Зглейц.
- Обвенчался в католическом храме с Казимирой Ивановной Зглейц в 1902 г.
- В 1905 г. переехал в Москву (без семьи). Супруга была против и осталась с детьми в Курске. Это внесло раскол в его семейную жизнь. В Москве посещал студию Ф.И. Рерберга. Сделал попытку поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но не был принят. Была и повторная безрезультатная попытка поступления. Поселился в Лефортово в художественной коммуне вместе с тридцатью другими начинающими художниками.
- В 1906 г. вернулся в Курск. Поступил на прежнюю службу в Управление железной дороги.
- В 1907 г. окончательно переехал в Москву с семьёй вслед за матерью, которая устроилась заведующей столовой.
- Размолвки в семье Малевича продолжались, и в 1908 г. Казимира с детьми уехала от мужа, устроившись фельдшером в психиатрическую больницу. Оттуда она с врачом больницы уехала, бросив детей. Их взял под опеку сотрудник больницы М. Рафалович.
- В 1909 г. вступил в брак с дочерью Рафаловича, Софьей Михайловной Рафалович.
- С 1910 г. начались постоянные выставки работ Малевича: в обществе художников «Бубновый валет», которые порвали с реалистической живописью и выступали за формализм в искусстве; в объединении экспрессионистов «Синий всадник»; в выставке «Мишень» (1913). Оформлял футуристические издания.
- В 1913 г. состоялась премьера футуристической оперы М. Матюшина и А. Кручёных «Победа над Солнцем», декорации и эскизы костюмов к ней создал Малевич. Это один из первых примеров синтеза искусств.
- В 1915 г. участвовал в футуристической выставке.
- В этом же году основал направление в авангардистском искусстве, которое назвали «супремати́зм»(в переводе с латинского «наивысший»).
- В 1915 г. создал свой знаменитый «Чёрный квадрат» – манифест супрематизма. Картина – часть триптиха, в который входили ещё две картины: «Чёрный круг» и «Чёрный крест».
- В 1917 г. начал сотрудничать с советской властью, занимал различные посты в области художественного воспитания молодёжи и просветительской работы, входил в отдел ИЗО Наркомпроса.
- В 1918 г. переехал в Петроград, где создал декорации к спектаклю В. Мейерхольда по пьесе В. Маяковского «Мистерия-Буфф».
- В 1919 г. возвратился в Москву. Здесь продолжил создание супрематических работ.
- В ноябре 1919 г. переехал в Витебск, где жил и работал Марк Шагал. Руководил его мастерской.
- В 1919 г. в Москве открылась выставка работ художника.
- К 1920 г. образовалась группа УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Малевич пишет работы по теории живописи и философии.
- В 1923 г. в Москве прошла персональная выставка, посвящённая 25-летию его творческой деятельности.
- С 1923 по 1926 гг. заведует музеями художественной культуры в Петрограде.
- С 1927 г. живёт в Киеве. Преподаёт в Художественном институте. Пишет статьи художественной тематики.
- В 1927 г. – третий брак с Наталией Манченко.
- В 1927 г. в Варшаве организована его персональная выставка. Она была продолжена в Берлине. По возвращении был арестован и обвинён в шпионаже. Провёл несколько недель в тюрьме.
- В 1927-1930 гг. преподавал в Киеве.
- В 1928-1929 гг. состоялось несколько выставок его работ. Был назначен Луначарским народным комиссаром ИЗО Наркомпроса.
- В 1930 г. против него начались репрессии: увольнение из Института истории искусств под предлогом его беспартийности, затем арест по подозрению в шпионаже. Провёл в тюрьме 3 месяца.
- В 1932 г. занял пост руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее.
- В 1932 г. начал писать портреты в стиле супрематизма, русской иконы и эпохи Возрождения.
- В 1933 г. начался рак предстательной железы.
- Умер 15 мая 1935 г. в Ленинграде.
- Был кремирован, урну с прахом захоронили близ деревни Немчиновка Московской области под его любимым дубом. Дом в Немчиновке принадлежал отцу Софьи. Здесь Малевич работал в последний период жизни и завещал себя похоронить.
- В годы войны могила была разорена и потеряна. Позже её местонахождение установили, но там было пахотное поле. В 1988 г. установлен памятный знак на опушке леса, в 2 км от реального погребения.
Художник Казимир Малевич
Биография
Казимир Малевич родился 11 (23) февраля 1879 года в Киеве. Родители Малевича и сам он были поляками по происхождению. Отец работал управляющим на сахарном заводе известного украинского промышленника Терещенко в селе Пархомовка (Харьковская область). По данным одной газеты, существует легенда о том, что отцом Малевича был белорусский этнограф и фольклорист Северин Антонович Малевич (1845—1902). Мать Людвига Александровна (1858—1942) была домохозяйкой. У четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста. Казимир был первенцем. Рисовать начал учиться самостоятельно, после того, как в возрасте 15 лет мать подарила ему набор красок. В возрасте 17 лет некоторое время провёл в Киевской художественной школе Н.И.Мурашко. Одна из поздних работ Малевича, которую сам он датировал 1903 г. В 1896 году семья Малевичей обосновалась в Курске. Там Казимир работал мелким чиновником, но бросил службу ради карьеры художника. Первые работы Малевича написаны в стиле импрессионизма. Позже Малевич стал одним из активных участников футуристических выставок. В 1913 году оформлял футуристическую оперу «Победа над солнцем». Согласно воспоминаниям самого художника, именно во время работы над постановкой оперы к нему пришла идея «Чёрного квадрата»— задник декорации одной из сцен представлял из себя квадрат, наполовину закрашенный чёрным. В 1919 -1922 годах Казимир Малевич преподавал в Народной художественной школе «нового революционного образца» в Витебске, которую возглавлял Марк Шагал. В Витебске вокруг художника складывается группа преданных учеников— УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Здесь же, под влиянием Эль Лисицкого, Малевич обращается к архитектуре. В 20-е годы участвовал в оформлении спектаклей В.В.Маяковского «Мистерия-Буфф». Автопортрет, около 1910 г. Государственная Третьяковская галереяС 1924 по 1926 год — директор Ленинградского государственного института художественной культуры (ГИНХУК), возглавляет в нем формально-теоретический отдел. В 1926 году экспонирует архитектоны на ежегодной выставке ГИНХУКа. 10 июня в «Ленинградской правде» опубликована статья Г.Серого «Монастырь на госснабжении», послужившая поводом для закрытия ГИНХУК. Аннулирован сборник трудов Института с работой Малевича, в конце года ГИНХУК ликвидирован. Был членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА). В 1929 году Малевич был назначен Луначарским «народный комиссариат ИЗО НАРКОМПРОСА». В 1930 году произведения художника экспонируются на выставках в Берлине и Вене. Осенью 1930 года Малевич был арестован НКВД как «германский шпион». В тюрьме он пробыл до декабря 1930 года. Под арестом на долгие годы в СССР оказались его картины. В 1931 году работает над эскизами росписи Красного театра в Ленинграде. В 1932 получает должность руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее. Малевич был последовательным пропагандистом собственной теории. Вокруг него со временем образовалась группа единомышленников УНОВИС (Утвердители нового искусства). Творения русских художников-авангардистов начала века взорвали устаревшее визуальное сознание. Входил в группу молодых художников «Ослиный хвости». Самое знаменитое живописное произведение Малевича «Чёрный квадрат» (1915), которое явилось своеобразным живописным манифестом супрематизма. Был впервые выставлен в Петрограде 1 января 1916 года(19 декабря 1915 г. по старому стилю) и имел значительный успех. Мистическим дополнением к картине служат «Чёрный круг» и «Чёрный крест» . 1933 год— начало тяжелой болезни. В 1935 году поздние портреты Малевича экспонируются на Первой выставке ленинградских художников (последний показ работ Малевича на родине— вплоть до 1962 года). Скончался в Лененграде в 1935 году. По завещанию, после смерти тело Малевича было кремировано в супрематическом гробу, а затем урна была захоронена под любимым дубом художника близ деревни Немчиновки. Над могилой был установлен кубический бетонный монумент с изображённым чёрным квадратом. В годы войны могила была утрачена. В настоящее время её местонахождение было установлено энтузиастами с достаточной точностью. Могила находится недалеко от Советского проспекта в Немчиновке, восточнее пруда. На месте могилы установлен небольшой монумент.
Личная жизнь
В биографии К. Малевича много загадок и неясностей, особенно это касается его личной жизни. Большая путаница с детьми. В разных источниках указано различное количество детей, а о их судьбах почти ничего не известно.
Казимир Малевич был женат трижды.
Первый брак в 1899 г. Жена: Казимира Ивановна Зглейц, дочь пекаря.
Дети:
- Сын Анатолий (1901-1915). Умер от тифа в возрасте 15 лет.
- Дочь Галина (1904 или 1905-1972).
Известно, что у Галины был сын Игорь, который погиб на фронте в 1943 г.
С дочерью
Отношения в семье не были безоблачными, но главное – жена не понимала призвание мужа, считая это баловством. Брак распался. Казимира ушла с детьми от мужа и в Подмосковье устроилась фельдшером в психиатрическую больницу, позже уехала с сожителем, оставив детей сотрудникам этой больницы. Их приютил врач М. Рафалович.
Второй брак в 1909 г. Жена: Софья Михайловна Рафалович (ум. в 1925 г.), дочь врача М. Рафаловича. Малевич познакомился с ней, когда приехал за детьми.
Она во всём поддерживала мужа и взяла на себя все бытовые проблемы.
Казимир Малевич и Софья Рафалович
Дети: дочь Уна (1920-1989). Названа в честь объединения УНОВИС.
Третий брак (1927). Жена: Наталия Андреевна Манченко (1902-1990).
Казимир Малевич и Наталия Манченко
О детях в этой семье не известно. В других источниках указано, что у Малевича было 5 детей.
Слайд 26Утерянная могила Казимира Малевича Первые годы после смерти родственники
регулярно приходили на могилу художника. С 1937 года, когда авангардное искусство попало в немилость власти и начались преследования художников, могила осталась без присмотра.
Сегодня известно, что настоящая могила находится в двух километрах от этого памятника. Прозондировав землю, это выяснили члены организации «Немчиновка и Малевич». В ходе зондирования в предположительном месте захоронения была обнаружена неоднородность в почве, которая заметно отличалась от соседних участков. Все указывает на то, что в этом месте находилась корневая система большого дерева — дуба, под которым и был похоронен великий художник.
Начало взрослой жизни
При переезде в Курск Казимир, как старший сын, которому уже исполнилось 18, решил идти работать. Свой талант к рисованию он использовал на железной дороге, где работал чертежником. Вскоре влюбился, а в 1899 году взял в жены полячку Казимиру Зглейц. Молодая семья переехала, сняв дом за 250 рублей в месяц.
Несмотря на все семейные и рабочие дела, Казимир Малевич не бросал свою мечту стать художником. С 1905 года он предпринимает две попытки поступить в Московское художественное училище, но не проходит отбор. Возвращается в Курск снова на железную дорогу, но в 1907 году мать Казимира открывает в Москве собственную столовую. Так семья Малевича принимает решение о переезде.
Из-за постоянных неудачных попыток поступления в семье Малевича начались конфликты. Вскоре жена уехала, оставив двух детей. С 1908 года начался процесс развода. Срочный юридическое прекращение отношений нужны были Малевичу для того, чтобы оформить брак с новой женщиной. В 1909 году он вновь женился – на Софии Рафалович. С новой женой он поселяется в Немчиновке, имении ее отца, в Московской губернии.
Судьба авангардиста
Биография художника Малевича интересна не только его становлением как профессионала, но и личной жизнью. Автор «Чёрного квадрата» был несколько раз женат.
Личная жизнь
В 1901 году Казимир женился на 16-летней дочери курского врача, которую звали Казимира Зглейц. В браке у них родился сын Анатолий и дочь Галя. Решив переехать в Москву, Малевич оставил жену и детей в Курске. Спустя восемь лет брака супруги расстались, но оформить развод в то время было проблемно. Вообще, семейная жизнь не стояла у художника на первом месте. Выбирая между искусством и семьёй, он всегда выбирал первое.
В 1911 году Малевич стал жить с Софьей Рафалович. Она поддерживала Казимира в то трудное время, когда у него не было денег. Из сообщений историков ясно, что Софья из всех жён Малевича была равна ему по духу.
Долгое время у них не было детей. В итоге в 1920 году Софья родила дочь Уну и вскоре умерла. Уна осталась на попечении у бабушки.
Смерть Малевича
Художник скончался в 1935 году в Ленинграде от рака предстательной железы. Он умер на глазах своих любимых женщин — супруги Натальи, дочерей Гали и Уны, матери Людвиги Александровны. Незадолго до своей кончины Малевич расписал, какими должны быть его похороны. Он спроектировал гроб в виде креста с раскинутыми руками. А на его могиле поставлен кубический монумент с изображением черного квадрата. Прах захоронен под излюбленным дубом художника рядом с деревней Немчиновка.
Малевич оставил существенный вклад в формирование художественных направлений и стилей за свою краткую жизнь. Его работы можно увидеть в музеях:
- Москвы.
- Санкт-Петербурга.
- Саратова.
- Лондона.
- Нью-Йорка.
- Нью-Хейвена.
- Парижа
- Кёльна.
- Амстердама.
Детство
Дома Малевичи говорили в основном на польском языке, но хорошо знали и украинский, на нем общались с соседями и на улице. Так как отец управлял несколькими заводами, семья часто переезжала по Подольской губернии из одного села в другое – Моевка, Белополье, Волчок, Пархомовка.
Родители Малевича
Маленькому Казимиру очень нравились крестьяне, он во всем старался подражать их жизни, ел сало и натирал корочку хлеба чесноком, не признавал обуви и бегал по траве босиком. Сельские жители казались ему нарядными и чистыми. Особенно нравились ребенку крестьянские свадьбы. В детской памяти остались красивые невесты с товарками в цветных узорчатых костюмах, с вплетенными в косы ленточками, в интересных головных уборах и сафьяновых сапожках. И женихи с товарищами в белых вышитых рубахах с широкими красными поясами, голубых шароварах и серых бараньих шапках. На фоне этого в мальчике развивалось чувство прекрасного, тяга к художеству и искусству.
Когда Казимиру было двенадцать лет, семья переехала в город Конотоп. Однажды отец взял сына с собою в Киев, где они побывали на художественной выставке. Юного Малевича до глубины души поразила одна из работ – портрет девочки на скамейке, которая чистила картофель. Это полотно пробудило в подростке желание взяться за холст и кисть.
Заметив у сына интерес к художеству, мама на пятнадцатилетие подарила ему набор с красками, и Казимир по-настоящему увлекся рисованием. В шестнадцать лет он написал свою первую картину маслом, которой дал название «Лунная ночь». На полотне изобразил реку, отражающийся в ней лунный свет и лодку на берегу. Друзья по достоинству оценили работу Малевича, и один из них без спроса автора отнес картину в магазин, где ее довольно быстро купили за 5 рублей.
Самые дорогие картины Малевича
Картины Казимира Малевича появляются на торгах крайне редко, так как в основном они находятся в музеях. На аукционы они попадают в тех случаях, если наследникам удается отсудить их у музеев или музеи вынуждены пойти на продажу части работ из-за бедственного положения. За период с 2000 по 2020 годы было продано на торгах всего 74 произведения художника. Рассмотрим несколько самых дорогих уходов.
Рекорд в продажах картин Малевича связан с работой «Супрематическая композиция». Художник написал ее в 1916 году, но вынужден был расстаться со своим детищем вот по какой причине. В 1927 году он показал картину на выставке в Берлине, однако там же ее и пришлось оставить, так как советские власти отказались продлять ему визу. Поскольку выставка продолжалась еще несколько месяцев, Малевич был вынужден оставить семь десятков картин на попечение Хуго Херинга. Забрать их художнику так и не удалось, так как из-за подозрений в шпионаже его больше не выпускали из СССР, а в 1935 году мастер скончался. В Германии картины едва не уничтожили как дегенеративное искусство, но Херинг успел продать их музею Амстердама, а позже пять из них отсудили наследники Малевича.
К. Малевич. «Супрематическая композиция (Синий прямоугольник поверх красного луча)». 1916 г.
В 2008 году наследники выставили «Супрематическую композицию» на аукционе Sotheby’s и продали за 60 млн долларов. Однако в 2018 году она снова появилась на торгах, на этот раз в аукционном доме Christie’s. Здесь работа была продана за 85,8 млн долларов, став самой дорогой картиной Малевича, когда-либо уходившей с торгов.
Следующие два крупных ухода также связаны с пятью картинами, отсуженными наследниками у музея. Первая из них — это ««Мистический супрематизм (Черный крест на красном овале)». При взгляде на нее многие начинали искать религиозную подоплеку. Однако, как пояснял сам художник, его крест с религией не связан и является производной от базового элемента, то есть от черного квадрата. Если двигать квадрат в разных плоскостях, как раз и получится крест. Квадрат, крест и круг образуют, согласно супрематической теории художника, черный триптих. Последний и посвящен основным формам творения.
К. Малевич. «Мистический супрематизм». 1920–1922 гг.
В 2015 году картина появилась на аукционе Sotheby’s, но не сумела приблизиться к рекорду «Супрематической композиции». При заявленной начальной стоимости в 35-45 млн долларов картина ушла с молотка за 37,7 млн долларов. Тем не менее, эта сумма внушительная и превосходит совокупные продажи картин многих других известных художников.
Вторая картина называется «Супрематизм. 18-я конструкция». Работа была выполнена в 1915 году — в тот самый год, когда Малевич основал супрематизм. И является она одним из ярких символов этого художественного направления. По мнению художника, искусство представляет собой умение создавать конструкции на основании веса, скорости и направления движения. Если мы вернемся к фотографии выставки «0,10», то увидим там ряд картин с аналогичным сюжетом. Это полотно также появилось на торгах Sotheby’s в 2015 году и было заявлено в границах 31,6-47,3 млн долларов. Окончательная цена продажи в итоге составила 33,8 млн долларов.
К. Малевич. «Супрематизм. 18-я конструкция». 1915 г.
Отметим, что за последние 20 лет с аукциона ушло 74 работы Малевича, за которые новые владельцы суммарно заплатили 279,3 млн долларов.
Мы рассмотрели лишь наиболее показательные и дорогие картины художника, что не позволяет составить полное представление о его творчестве. Не удивляйтесь, если увидите подпись Малевича под реалистичным пейзажем, кубофутуристической композицией или работой в стиле импрессионизма. Он был разноплановым художником и пробовал себя в разных направлениях. И супрематизм — лишь наиболее яркое из них.
Признание и творческая карьера
В 1910–1914 годах началась полоса признания неопримитивистского творчества Малевича. Он принял участие в большом количестве московских выставок (например, «Бубновый валет»), выставлялся в мюнхенской галерее. Именно в это время он знакомился с М. Матюшиным, В. Хлебниковым, А. Моргуновым и другими художниками-авангардистами.
В 1915 году им было написано самое известное произведение – «Черный квадрат».
После революции он, что называется, «попал в струю» и стал много заниматься вопросами развития советского искусства. К этому времени художник жил уже в Петрограде, работал с В. Мейерхольдом и В. Маяковским, преподавал в Народном художественном училище, которым руководил М. Шагал.
Малевич создал общество УНОВИС (многие ученики Малевича преданно следовали за ним из Петрограда в Москву и обратно) и даже родившуюся дочь называл Уной.
В 1920-ые годы работал директором различных музеев и институтов Петрограда, вел научную и преподавательскую работу, выставлялся в Берлине и Варшаве, открыл несколько выставок в ведущих музеях Петрограда и Москвы, преподавал в Киеве, где специально для него была открыта мастерская. В это же время он развелся со второй женой и женился снова.
В 1930-ых годах он работал в Русском музее, много выставлялся, но писал в основном портреты, хотя интересовался архитектурой и скульптурой.
В 1933 году он тяжело заболел, а в 1935 скончался. Похоронен недалеко от села Немчиновка, где долгое время жил и работал.
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Вариант 2
Интересные факты
- В 1930 году Малевич был посажен в тюрьму. Ему было предъявлено обвинение в шпионаже в пользу Германии. Но следователи и друзья в органах сделали все, чтобы через полгода художник вышел на свободу.
- Мало кто знает, что кроме “Черного квадрата”, есть еще “Черный круг” и “Черный треугольник”, а сам “Черный квадрат” мастер переписывал несколько раз и только последняя, четвертая версия, его полностью удовлетворила.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Знаменитые картины
Казимир Малевич — авангардист, основатель супрематизма оставил после себя богатое наследие. Писал картины в разных стилях. Полотна художника, написанные в стиле фовизма, кубизма, экспрессионизма, неоклассицизма известны всему миру. Многие реалистические работы созданы в последние годы жизни.Творческие искания привели его к супрематизму.
«Автопортрет»
Автопортрет (1910 год). 26.8×27 см. Бумага/акварель/гуашь
Мне нравитсяНе нравится
Выполнен на бумаге гуашью, в стиле фовизм. Лицо разделено пополам светом и тенью, использованы тёплые и холодные краски. Этим художник показывает молодой и зрелый возраст, передает терзания и искания с помощью абстрактных приёмов, применением разных цветов краски.
«Черный квадрат»
Черный квадрат (1915 год). 79.5×79.5 см. Холст/масло
Мне нравитсяНе нравится1
Самая известная и обсуждаемая картина мастера. Изображает знак, отрицающий предшествующую культуру.
«Белое на белом»
Белое на белом (1918 год). 78.7×78.7 см. Холст/масло
Мне нравитсяНе нравится1
Полотно с изображением 2-ух оттенков белого цвета. На более теплом фоне изображен другой квадрат в голубоватых холодных тонах.
«Корова и скрипка»
Корова и скрипка (1913 год). 48.8×25.8 см. Дерево/масло
Мне нравитсяНе нравится
Картина с философским смыслом. Написана на дощечке деревянной полки. Художник хочет сказать, что каждый должен иметь собственное мировоззрение.
«Жницы»
Жницы (1920-е). 71×103 см. Дерево/масло
Мне нравитсяНе нравится
Картина из крестьянского периода творчества. На переднем плане женщина с серпом, на заднем плане видна Никольская церковь.
«Скачет красная конница»
Красная конница (1932 год). 140×91 см. Холст/масло
Мне нравитсяНе нравится
Красная конница скачет в пространстве между небом и землей к горизонту.
«Голова современной девушки»
Голова современной девушки (1932 год). 43.5×34 см. Холст/масло
Мне нравится1Не нравится
Написана в стиле неоклассицизм с нео-супрематизмом. Девушка с короткой стрижкой и красной косынкой в мужском костюме похожа на женщин эпохи Возрождения.
«Портрет ударника»
Портрет ударника (1932 год). 64×55 см. Холст/масло
Мне нравится1Не нравится
Картина написана в стиле реализма на фоне фабрики. Серьезное лицо пожилого рабочего спокойное и уверенное.
«Черный круг»
Черный круг (1923 год). 106×105.5 см. Холст/масло
Мне нравитсяНе нравится1
Полотно, изображающее беспредметную живопись, имеет глубокий философский смысл. Круг – это форма всей вселенной, начальный элемент всего земного бытия.
«Красный квадрат»
Красный квадрат (1915 год). 53×53 см. Холст/масло
Мне нравится1Не нравится
Квадрат с неровными краями красного цвета на белом фоне символизирует революцию. Это изображение крови жертв перемен нового времени.
«Супрематическая композиция»
Супрематическая композиция (1916 год). 88.5×71 см. Холст/масло
Мне нравитсяНе нравится1
Cоздана в 1916 году. Высокооплачиваемое полотно русской живописи. Каждая из фигур со смыслом. Синий прямоугольник находится на красном луче, это протест художника против натурализма.
Основатель беспредметной живописи Малевич оказал огромное влияние на художников последующих поколений, которые выбрали концептуализм, минимализм.