Михаил врубель. жизнь и творчество

Биография Врубеля

Михаил Врубель появился на свет 5 (17) марта 1856 года в Омске. Он рос и воспитывался в семье военнослужащего Александра Михайловича и его жены Анны Григорьевны. Всего у супругов родилось четверо детей, двое из которых не дожили до совершеннолетия.

Детство и юность

Первая трагедия в биографии Врубеля случилась еще в 3-летнем возрасте, когда не стало его матери. Частые роды и неблагоприятный городской климат стали причиной смерти Анны Григорьевны от чахотки в 1859 г.

Спустя пару лет глава семейства повторно вступил в брак с пианисткой Елизаветой Вессель. Женщина была очень добрым и заботливым человеком, вследствие чего относилась к детям мужа, как к родным.

В детстве Михаил не отличался крепким здоровьем и начал ходить только в 3 года. Семья часто меняла места жительства, что было связано со службой отца. В данный период биографии мальчик научился читать и проявлял большой интерес к книжным иллюстрациям.

К 10 годам у Врубеля обнаружились творческие способности. Он увлекался рисованием, музыкой и театральным искусством. Однажды Михаил увидел репродукцию Микеланджело «Страшный суд», которая произвела на него огромное впечатление.

Позднее Врубель поступил в одну из петербургских гимназий. В это время его отец был слушателем Военно-юридической академии, а позднее занял должность гарнизонного судьи. Мужчина хотел, чтобы его сын также начал изучать право и стал юристом.

Однако Михаилу больше нравился театр и рисование, которому он обучался в Обществе поощрения художников. К тому моменту юноша уже написал немало картин маслом. В гимназии он получал высокие отметки по всем дисциплинам, вследствие чего окончил ее с красным дипломом.

После этого Врубель продолжил получать образование на юридическом факультете Петербургского университета. Здесь он вел богемный образ жизни, занимаясь не столько учебой, сколько изучением музыки, живописи и других видов искусства. Однако тогда ни он, ни его родственники и подумать не могли, что он станет знаменитым художником.

В Петербурге Михаил Врубель познакомился с Модестом Мусоргским, который обогатил его духовный мир. Студент неплохо зарабатывал на жизнь репетиторством и гувернерством, что позволило ему посетить немало европейских стран.

Личная жизнь

С тех пор как его бросила жена в 1986 году, художник старался больше не заводить романтических отношений. У него с супругой было трое детей: Михаил, Наталья, Александр (у Александра уже имеется сын Михаил, внук героя статьи).

Однако спустя почти десять лет Дмитрий Владимирович Врубель, российский художник, все-таки нашел свою судьбу, а заодно и соавтора – Викторию Тимофееву. Вместе они создали множество шедевров, провели большое количество выставок, в основном в Германии, а главное, произвели на свет сына – Артема.

Виктория Тимофеева признается, что незадолго до знакомства с Дмитрием Врубелем, она стала вдовой, ее мужа убили на улице какие-то бандиты. Она была совершенно разбита, не планировала заводить никаких отношений, однако в апреле 1995 года ее друзья-художники позвали Викторию на вернисаж, где ей встретился жутко нетрезвый человек, которым оказался Дмитрий. Подруга посоветовала Виктории присмотреться к нему, так как, по ее мнению, они весьма и весьма подходят друг другу. Изначально Виктория отнеслась к этому скептически, но вскоре заметила, что вообще-то подруга права. Больше уже они не расставались и практически сразу поселились вместе.

Михаил Врубель

Биография

Вероятно, самой инновационной и необычной фигурой в русском искусстве конца 19-го века, а также одним из лучших современных художников и дизайнеров в Европе. Михаил Врубель известен своими символическими экспрессионистскими картинами, а также мозаиками-головоломками, напоминающими средневековые аналоги. Один из ведущих российских художников и энтузиаст декоративного движения в стиле модерн приобрел еще большую известность и авторитет благодаря иллюстрациям к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Несмотря на проблемы со здоровьем и психикой, перед смертью Врубель имел репутацию знакового живописца, а его влияние можно наблюдать в работах русских художников 20 века.

Первые годы и обучение Врубеля прошли в Омске. Художник был сыном военного юриста и закончил университет изучая права, а затем, в 1881 году, поступил в Императорскую Академию художеств, где обучался Павлом Чистяковым и познакомился в Валентином Серовым.

Ранние работы Врубеля демонстрировали исключительную способность в моделировании и построении композиции. Успешно изучая традиционный академический реализм, он быстро развивался и улучшал собственный стиль, отличающийся от прочих символизмом и уникальными мазками, имитирующими мозаичное искусство.

Пан

Христианское искусство: мозаика, фрески

В 1884 году Врубель был приглашен восстанавливать древнерусские фрески и мозаики в церкви Святого Кирилла (Киев). Эта задача привела художника в Венецию, где тот изучал примеры религиозного искусства

Позже, в Киеве, Врубель создал серию акварельных рисунков, посвященных евангельскими сценам для собора Святого Владимира. Однако, работы были отклонены. Известными произведениями того времени также являются Восточная сказка (1886) и портрет девушки на фоне персидского ковра (1886).

Символизм и Демон

Демон

В 1889 году Врубель переехал в Москву, где занялся иллюстрацией специального издания стихотворений Лермонтова, которое издавалось в ознаменование пятидесятой годовщины со дня смерти поэта. В черные акварельные иллюстрации вошли Тамара и Демон, танцующая Тамара, Демон и Ангел с душой Тамары и другие.  Несмотря на критичные комментарии со стороны общественности, в кругах художников работа была оценена лучше.

В 1890 году Врубель рисует свой первый шедевр «Сидящий Демон» (Третьяковская галерея), а через два года «поверженного демона». Эти картины стали знаковыми для русского символизма.

Поверженный

Модерн

В 1890-х годах художник знакомится с модерном и начинает практиковаться в нескольких видах прикладного искусства, создавать костюмы, декорации, майолики и витражи. В 1896 году он женился на известной певице Надежде Забеле, работавшей с Римским-Корсаковым, для которого Врубель проектировал декорации и костюмы.

Портретная живопись

В это же время Врубель работает в жанре портретной живописи, создавая картины для Константина Арцыбушева (1897), Мамонтова (1897), Валерия Брюсова (1906), психиатра Федора и Валентина Усольцевых и других.

Последние годы

В начале 1990-х годов, отчасти из-за навязчивого стремления к темной теме Демона (имеется ввиду поверженный демон и некоторые другие работы), отчасти из-за третичного сифилиса, Врубель страдал тяжелыми нервными срывами, а позже был помещен в психиатрическую больницу. Хотя в течение следующих нескольких лет живописец выполнил ряд портретов и иллюстраций по мотивам поэмы Пушкина «Пророк», его состояние делало создание картин все более трудным. В 1906 году художник ослеп, а спустя четыре года умер.

Краткая биография Врубеля Михаила Александровича

Михаил Александрович Врубель

Михаил Александрович Врубель был представителем Российского художественного живописного искусства, а также течения символизма.

Рождения Михаила Врубеля припадает на 17 марта 1856 года. Родным городом для Михаила стал город Омск, где кроме него появились на свет младшая сестра и брат будущего художника. Именно там на то время служил отец Михаила – Александр, будучи на должности старшего адъютанта штаба Сибирского корпуса.

Мать Михаила Врубеля рано умерла от чахотки, которая активно развивалась от частых родов, а также климата Омска, приводящих к значительному снижению иммунитета. Позже, Михаил Александрович будет вспоминать о матери, как о больной, лежачей женщине, которая часто вырезала детям фигурки из бумаги.

Детские года Михаила Александровича проходили в постоянных переездах – туда, где отца назначали на службу: в 1859 году это была Астрахань, в 1860 их, отца и сына, встретил Харьков. Именно там, юный Михаил достаточно быстро познал чтение, а также особенно увлекся книжными и журнальными иллюстрациями.

В 1863 году, Врубель берет в жены Е. Вессель – коренную жительницу Петербурга, которая в браке полностью отдает себя воспитанию детей и своему мужу.

Главным образованием в жизни Михаила Александровича стала академия художеств в Санкт-Петербурге, в которой Михаил учился на протяжении 1880-1884 гг. Его учителем в академии был Чистяков Павел Петрович, а уроки искусства живописи акварелью преподавал Репин Илья Ефимович. Особенное влияние на манеру рисования в жизни Михаила Александровича было оставлено живописью венецианского Возрождения. (Представители: М. Фортуни и другие).

Самобытным стилем Врубеля был особенного рода кристаллический рисунок, который мерцал оттенками сине-лилового сумрака. Такое виденье у Михаила Врубеля сформировалось в период 84-89 года, при этом его основным направлением было церковное искусство.

Уже состоявшегося художника Михаила Врубеля пригласили для восстановления Кирилловской церкви, которая была построена еще в 12 веке. Михаил был должен исполнить новейшие композиции (в их числе «Сошествие св. Духа), там же Михаил написал картину «Богоматерь с младенцем», которую в церкви сделали иконой. Его стилистика византийской традиции находит тут трагическое и напряженное психологическое отражение.

После того, как Михаил Врубель переехал в Москву, он стал активным деятелем художественной группы им. С. Мамонтова. Перебывая в ней, художник пишет многие свои наилучшие картины, а также практикуется в майолике — скульптуры Лель, Волхова, Царя Берендей, которые теперь находятся в Третьяковской галерее Москвы. Кроме того Михаил выполняет эскизы керамических печей, ваз, и скамей для музея в Абрамцево.

В 1902 году, Михаила Александровича поражает серьезная психологическая болезнь, однако, даже в последний период жизни, который частично был проведен в Московских и Петербургских больницах, он создает существенное количество рисунков. Именно живопись последних годов творчества Михаила высоко отмечается мастерским глазом его учителей.

В 1906 году, художник Михаил Александрович полностью теряет зрение.

Так, прожив 4 года в не виденье, 14 апреля 1910 года заканчивается жизнь Михаила Врубеля. Его похороны проходили в Петербурге, на одном из местных кладбищ.

.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Московский период

С 1889 года Врубель жил и творил в Москве (с небольшими перерывами). Подружился с крупным промышленником-меценатом Саввой Мамонтовым, который всячески поддерживал его. Последнее десятилетие XIX века в биографии Врубеля – самое счастливое время. Было много платежеспособных заказчиков, мастер создавал не только картины и панно, но также скульптуры, майолику, выполнял архитектурные проекты и чертежи для мебели, даже расписывал балалайки и придумывал рисунки для обоев.

У него верные друзья-единомышленники. В это же время он знакомится с будущей женой Надеждой Забелой, делает предложение, они венчаются. Для первой Всероссийской промышленной выставки в Нижнем Новгороде С. Мамонтов заказал Врубелю два монументальных панно. Эти работы вызвали грандиозный скандал.

Художника окрестили декадентом, панно признали «нехудожественными», а все потому, что они не вписывались в главенствующую в то время художественную концепцию. Савва Мамонтов построил для этих работ особый павильон, и они привлекли множество народу. Как обычно бывает, скандал принес виновнику известность. Представленные на выставке работы художника в иных жанрах показали разные грани его творчества. О Врубеле заговорили как о мастере.

Фрагмент картины «Царевна Лебедь»

Когда же художник начал активно выставляться, публика не приняла его. Многие товарищи по цеху тоже. А вот за границей заметили и отметили. К художнику пришла европейская известность.

Чем вдохновлены работы Врубеля?

Он учился у И. Репина и был любимым учеником П. Чистякова. И именно благодаря ему Врубель научился применять в живописи «структурный анализ формы». Этот метод кажется аналитическим и декоративным одновременно — он предполагает резкое очерчивание граней предметов и фигур. В результате на стыке их плоскостей будто возникают причудливые калейдоскопические миры. В годы обучения Врубель также изучал техники старых мастеров, интересовался византийским искусством, а по окончании Академии художеств работал над росписями и мозаиками киевских храмов: Кирилловской церкви и Софийского собора.

Далее начался период увлечения эпосом, Библией, сказками и М. Лермонтовым, книги которого он тогда иллюстрировал. В работах Врубеля появилась фигура лермонтовского Демона, образ творческого мятежного духа, волнующий его на протяжении всей жизни (1890 г. — «Демон сидящий», 1899 г. — «Демон летящий», 1902 г. — «Демон поверженный»).

К слову сказать, повседневность художника совершенно не волновала. На его произведениях лежит отпечаток тайны, скрывающей противоречия самой личности Михаила Врубеля, несомненно талантливой, но страдающей, вечно находящейся в поиске и непонятой современниками. Как правило, они просто замечали за Врубелем «влюбленность в странное». Лишь немногим при взгляде на его искусство открывалось то недоступное материальному миру, что чувствовал сам художник. Одним из этих немногих был поэт А. Блок, который писал, что Врубель слышал «глухой ветер из тех миров». Его искусство ценил и С.И. Мамонтов, промышленник и меценат, ключевая фигура в экономической и художественной жизни России того времени.
[mybigimg src=»https://sciencepop.ru/wp-content/uploads/2017/10/Fallendemon.jpg» subs=»Михаил Врубель, «Демон Поверженный»»]

Хочу больше знать о Врубеле!

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

Михаил Александрович Врубель(17 марта 1856, город Омск — 14 апреля 1910 Санкт-Петербург) — русский художник рубежа XIX—XX веков, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок и книжных иллюстраций.

Творчество Михаила Александровича Врубеля — одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Великое мастерство, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена. Вечно живущий в своем собственном мире, недоступном пониманию других, Врубель смог воссоздать свой сложный мир в образах своего необычного искусства, и эти образы стали одними из важнейших вех русской культуры рубежа столетий.

Творчество Врубеля может быть уподоблено взволнованной исповеди. И дело не только в том, что он говорит о себе во множестве автопортретов и изображений, носящих автопортретный характер. Едва ли не любая его композиция и даже портрет — выражение «громадного личного мира художника», по словам Александра Блока. Тем не менее, эти работы полнее раскрывают сущность «рубежа веков» — эпохи, овеянной сознанием кризиса, пронизанной предчувствиями конца света, — чем произведения любого бытописателя. «Кто такой писатель? Тот, чья жизнь — символ. Я свято верю в то, что мне достаточно рассказать о себе, чтобы заговорила эпоха, заговорило человечество», — полагал другой выразитель духа времени, Томас Манн. Его высказывание смело можно отнести и к Врубелю. В представлении эпохи символизма Врубель становится олицетворением поэта-пророка, тайновидца, а жизнь его — воплощенным символом, ознаменованием, живым подобием легенды о Фаусте. В XX веке она приобретает особенную актуальность, содержанием ее стал вопрос о возможностях и последствиях сделки художника со злом («Доктор Фаустус» Томаса Манна). Факт создания легенды о Врубеле означает прежде всего насущную потребность эпохи в освобождении от позитивизма с его плоской правдой, прозой, приземленной пользой, рационализмом. На почве мятежа против позитивизма выросло и неоромантическое по сути искусство Врубеля Михаила Александровича. Символистская эпоха акцентировала в жизни Врубеля «печать безумия и рока» (Блок) — одержимость образом Демона. Он неотступно преследует мастера, манит неуловимостью облика, заставляет возвращаться к себе вновь и вновь, избирать все новые материалы и техники для своего воплощения. Как водится, в награду художник получает неограниченные творческие возможности. Но расплата неизбежна — его постигает страшная болезнь, смерть ребенка, безумие, гибель. Правдоподобию легенды в немалой степени способствовал бред вины и раскаяния, мучившие больного Врубеля в последние годы. «Верится, что Князь Мира позировал ему. — Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую черту своего божества, то сразу и ту, и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым. Его безумие явилось логичным финалом его демонизма», — свои нити в пеструю ткань легенды вплетает Александр Бенуа, наблюдавший затем, как лихорадочно Врубель переписывал Демона поверженного, уже висевшего в выставочном зале, открытом для зрителей.

Гамлет и Офелия, 1884г.

Мадонна, 1885г.

Сафо, 1885г.

Гамлет и Офелия, 1888г.

Голова Демона, 1890г.

Демон сидящий, 1890г.

Итальянская ночь (эскиз занавеса для Русской Частной Оперы), 1891г.

Надежда Забела-Врубель в роли царевны Волховы, 1898г.

Прощание царя морского с царевной Волховой, 1898г.

Пророк, 1898г.

Пан, 1899г.

Сирень, 1900г.

Царевна Лебедь, 1900г.

  • Как отвечать на электронное сообщение

      

  • Сообщение про физика ядерщика

      

  • Как написать сообщение в тендере

      

  • Нормы права сообщение по обществознанию

      

  • Естественные и искусственные аллергены сообщение

Живопись

Первой победой трудолюбивого ученика стало получение малой серебряной медали за академический рисунок «Обручение Марии с Иосифом». Подсветка сепией позволила добиться тончайшей градации в передачи света и тени, создав тем самым живую, просветленную атмосферу особой одухотворенности, которую испытывали изображенные на полотне люди. Знака отличия удостоилась и работа «Пирующие римляне», на которой были изображены молодые повесы, иронично посмеивающиеся над захмелевшим Патрицием.

Осенью 1883 года профессор Прахов по рекомендации Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. В городе, увенчанном головами древних храмов, и началась самостоятельная художественная жизнь Михаила. В ноябре 1884 года Адриан Викторович отправил хорошо зарекомендовавшего себя художника в Венецию. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Врубель проводил много времени в соборах и музеях, впитывая в себя опыт великих деятелей эпохи Возрождения.

Проведя в Венеции полгода, в апреле 1885-го Врубель вернулся в Киев и под впечатлением от путешествия создал четыре иконы: «Св. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Афанасий» и «Христос Спаситель». Михаил соединил воедино мистику и аскезу византийской абстракции с жизненной полнотой образов Ренессанса и наполнил застывшие типажи 12 апостолов, изображенных им на своде, плотью и кровью. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание».

Какой бы важной и духовно наполненной ни была работа в Кирилловской церкви, Михаилу было тесно в рамках канонизированных задач. Его темперамент и страсть живописца требовали выхода накопившейся цветовой энергии

В 1886 году свет увидели портрет с натуры «Девочка на фоне персидского ковра» и картина «Восточная сказка». Произведения дышали жизнью, полностью отражая пристрастие Врубеля к тонким нюансам цвета и прорисовке деталей.

«Девочка на фоне персидского ковра»

В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Данный сюжет отсутствует в Евангелии и не характерен для православной иконописи, но встречается в искусстве итальянского Ренессанса. Примечательно, что самостоятельные работы Врубеля, в которых он впервые явил миру образ демона, были отвергнуты. Более того, иконописные дерзания вызвали недоумение у Адриана Викторовича, и в 1889 году он отстранил художника от работы.

«Надгробного плача»

Не принятые церковными служителями творения Михаил везет в Москву. Картина «Демон сидящий», на которой изображен падший ангел с израненной человеческой душой, стала символом наступающей эпохи. Этой работой Михаил Александрович разрушил застывший в непроницаемом консерватизме живописный уклад, став объектом для нападок и порицаний.

«Демон сидящий»

«Принцесса Греза»

В московский период Врубель пишет портреты С.И. Мамонтова и К.Д. Арцыбушева, создает декоративные панно «Венеция» и «Принцесса Греза», а также иллюстрирует поэму Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон» («Тамара и демон», «Голова пророка», «Демон у ворот монастыря», «Свидание Тамары и Демона»).

Участие Врубеля в выставочной деятельности «Мира искусства» и ряде международных выставок принесло художнику европейскую известность. Среди поздних его шедевров особенно выделялись картина «Царевна-Лебедь», изображавшая пушкинскую героиню, а также «Сирень», «Жемчужина», «Демон поверженный», «Пантомима», «Шестикрылый серафим», «Пан» и «Гадалка». Последней работой мастера стал портрет поэта-символиста Валерия Брюсова, который из-за прогрессирующей болезни творца так и не был закончен.

«Царевна-Лебедь»

«Сирень»

«Жемчужина»

«Демон поверженный»

«Шестикрылый серафим»

Биография Михаила Врубеля

Врубель Михаил Александрович родился в семье офицера, часто переезжавшего из города в город: Омск, Астрахань, Петербург, Саратов, Одесса и снова Петербург, где и прошли детские годы Врубеля. В три года у Врубеля умерла мать, но мачеха оказалась доброй и любящей, и детство болезненного мальчика было счастливым. В кругу взрослых и детей Врубель был всеобщим любимцем; с 5 лет занимался в рисовальной школе, в 7 лет посещал в Петербурге школу Общества поощрения художеств. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербургского университета и посещал вечерние классы Академии художеств. В 1879, окончив университет, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года.

Выдающееся дарование Врубеля было замечено, и в 1884 он получил приглашение в Киев для реставрации древних фресок и исполнения новых композиций в Кирилловской церкви (XII в.). Около полугода в 1884 — 1885 Врубель пробыл в Венеции, где изучал творчество мастеров кватроченто (XV в.), связанных со средневековой традицией, и написал четыре иконы для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве. Эта работа обогатила его колористический дар и помогла лучше понять задачи живописи. В 1891 Врубель сблизился с кружком художников и музыкантов, собравшихся вокруг С.И. Мамонтова. Врубель жил в его доме и работал как скульптор, монументалист, театральный декоратор, создав огромное число произведений.

Образование

Михаил Врубель получил классическое образование. Это ему помогло в дальнейшей жизни.

Учёба в гимназии

С гимназией будущему художнику повезло. Он учился в известных учебных заведениях.
Сначала это была Пятая гимназия Петербурга, куда семья переехала на время обучения отца в военно-юридической академии. Гимназия была передовой. Здесь внедряли самые современные достижения педагогики

Особое внимание уделялось изучению древних языков и литературы. Преподавались также танцы и гимнастика

Здесь Врубель увлекается естествознанием и дополнительно посещает художественную школу.

В 1870 году отец оканчивает академию и направляется служить гарнизонным судьёй в Одессу. А его сын продолжает обучение в Ришельевской гимназии. Об этом времени известно из писем Михаила к сестре Анне, уехавшей учиться в столицу. Подросток овладевает науками легко. К этим годам относится его упоминание о своих первых работах: он пишет маслом портреты умерших брата и сестры.

Однако слова о живописи в письмах редки. Чаще он повествует о чтении классики на языке оригинала. Да и театр его интересует больше. Врубель подробнейшим образом описывает гастроли петербургской оперы, а о выставке передвижников в Одессе упоминает совсем кратко. В 1874 году Михаил окончил гимназию с золотой медалью.

М. Врубель с сестрой Анной.

Мне нравится1Не нравится

Учёба в университете

В этом же году юноша по воле отца поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Но сама учёба по специальности не очень интересовала разносторонне развитого молодого человека. О ней имеется не так много сведений. Известно, что второй курс он осваивал два года, а в конце обучения не смог защитить выпускную работу и окончил юридическое образование как действительный студент.

Однако это время было весьма полезным для будущего художника. Проживая у своего дяди Николая Христиановича Весселя, Врубель имел тесные контакты со столичной богемой. В частности, он познакомился с Мусоргским, часто бывавшим у Весселей. Не интересуясь юриспруденцией, студент основательно изучает философию, в особенности, эстетику Канта, что сделает его последующее творчество более глубоким.

Активная жизнь и немалые запросы студента требовали средств, что заставило будущего живописца подрабатывать репетитором и гувернёром. Эта деятельность позволила сблизиться с состоятельными семействами. Благодаря этому Михаил посещает в 1875 году несколько стран Европы.

Самое значительное влияние оказывает семейство Пампелей. Его богатые покровители поощряют художественные опыты молодого человека. В конце 70-х годов XIX столетия он знакомится со студентами Академии художеств, посещает вечерние классы заведения, обучаясь изобразительному мастерству.

Врубель, наконец, понимает в чём его призвание, которому стоит посвятить жизнь. Отслужив недолгую воинскую повинность, он поступает в Академию художеств. В это время ему исполняется 24 года.

Личная жизнь

Врубель пережил лишь два серьезных любовных увлечения.

Прахова

В 28 лет страстно влюбился в жену историка искусств Адриана Прахова – Эмилию. Это была талантливая пианистка, ученица самого Ференца Листа. В Киеве ее знали как хозяйку литературного салона. Эксцентричность натуры Врубеля на первых порах прощалась Праховыми, но, когда ухаживания стали назойливыми, его отправили в Италию в надежде, что изучение византийского искусства выветрит в молодом человеке стойкую влюбленность.

Не получилось. Безответная любовь лишь распалила его, привела к созданию настоящего культа Эмилии. Он написал с нее икону. Сделав предложение и получив отказ, очень переживал, со свойственной ему экспрессивностью резал себя, это, как ему казалось, уменьшало душевую боль.

«Сирень»

Забела

Вторая большая любовь Врубеля – Надежда Ивановна Забела, ведущая солистка Частной русской оперы Саввы Мамонтова. Он их и познакомил. Надежда окончила институт благородных девиц в Киеве и Петербургскую консерваторию. Сам Римский-Корсаков писал музыку под ее уникальные вокальные данные.

Голосом и красотой Надежда покорила художника раз и навсегда. Он сразу сделал Надежде предложение. Девушку просветили, что художник – «с причудами», злоупотребляет спиртным, зарабатывает от случая к случаю, когда есть деньги – транжирит их, а в целом живет впроголодь. Тем не менее примадонна сказала «да». Влюбленные обвенчались в Женеве, где певица гастролировала.

Долго Врубеля называли просто «мужем Забелы». Его слава превысила славу жены позднее. Художник всегда ценил Надежду Ивановну как актрису. Придумывал костюмы к ее ролям. Ходил на все спектакли. Жена была его музой, ей он посвящал картины, лирику, музыку.

Родители Надежды Ивановны не одобряли выбор дочери. Во-первых, смущал возраст жениха: 40 лет против невестиных 28, во-вторых, весьма сомнительной была репутация.
Врубель часто придумывал костюмы для ролей супруги

Семейная жизнь стала для Врубеля счастливым завершением его долгих душевных скитаний. Казалось, он обрел покой, уверенность в будущем. Но рождение больного ребенка перечеркнуло творческие планы. Художник вернулся к образу Демона, писал его, как одержимый, порой в пьяном угаре, по 16-20 часов в день.

И без того неустойчивое психологическое равновесие рухнуло. Он винил в нездоровье сына себя, воспринял это как наказание за то, что писал и Христа, и нечистую силу. Надежда Ивановна до конца была с мужем, поддерживала его во время рецидивов болезни. Она скончалась тремя годами позднее.

Предки Михаила Александровича Врубеля за рубежом и в Российской империи

Дальние корни Врубеля лежат вне России. Гражданином Российской империи первым из Врубелей стал прадед Михаила – Антон Антонович. Он служил судьей в Белостоке, польском городе, который находился в составе Восточной Пруссии. В 1807 году по Тильзитскому миру Белосток был передан России и стал центром Белостокского уезда Гродненской области.

Его сын Михаил Антонович – тёзка и дед художника, стал первым российским дворянином из этого рода. Был военным и по долгу службы оказался в Астраханской губернии. Здесь один из его сыновей – Александр Михайлович, тоже офицер, женился на Анне Григорьевне Басаргиной, дочери астраханского губернатора. Невеста была из более аристократичной и родовитой семьи, истоки которой уходят к ордынским и датским предкам.

Интересные факты:

  • Сильное и устойчивое воздействие Врубеля испытали почти все крупные русские художники 20 века. Его манера писать «разноцветными кубиками» иной раз трактовалась как преддверие кубизма. Однако Врубель, доказавший своим творчеством, что глубинное постижение натуры закономерно предполагает переход по ту сторону ее внешних видимостей, стоит у истоков не одного какого-то направления, а практически всех авангардных поисков русского искусства 20 века.
  • В 1902 году знаменитый психиатр Владимир Бехтерев поставил Врубелю диагноз – острое душевное расстройство. Неизлечимая болезнь загнала художника в клинику, ему оставалось жить восемь лет. Доктор Федор Усольцев, лечивший Врубеля, вспоминал, что даже в болезненном возбуждении, спутанности мыслей и чувств, Врубель творил – лепил из глины странные фигуры, рисовал.
  • Врубель автомизировал реальность в живописи, расщеплял мир и видел в нем второе дно, непостижимое и демоническое. Картины Врубеля почти всегда тревожат душу, хотя глаза его Демона и Царевны-Лебеди прекрасны и одухотворены. Эти персонажи живописи Врубеля, которой в Третьяковке отдан целый зал, – пожалуй, самые известные. Художник-символист любил сказочные, мифические образы, их молчание и тайну, многозначность.
  • На протяжении всего творчества Врубель неоднократно обращается к теме пророчеств, в моменты болезни – тема становится почти навязчивой. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» — последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления. Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка. И как в ветхозаветной притче Серафим очищает от грехов пророка Исайю, тем самым подготавливая к пророческому служению, так и Азраил Врубеля предстает, чтобы окончательно утвердить художника в роли провидца, знающего свою судьбу.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: