Творчество Рембрандта 1640 годов
Эти годы отмечены конфликтом между новаторскими произведениями Рембрандта и весьма ограниченными запросами его современников. Наглядно этот конфликт проявился в 1642 году. Тогда работа Рембрандта «Ночной дозор» вызвала бурные протесты заказчиков. Они не приняли главную идею художника. Рембрандт вместо привычного группового портрета изобразил героически-приподнятую композицию, в которой по сигналу тревоги гильдия стрелков выступает вперед. То есть это была, можно сказать, историческая картина. Она будила воспоминания современников об освободительной войне, которую вел голландский народ.
После этой работы сократился приток заказов Рембрандта. Жизнь его была омрачена также смертью Саскии. В 1640 годы творчество художника утратило внешнюю эффектность. Ноты мажорности, характерные для него ранее, также исчезли. Рембрандт начинает писать спокойные жанровые и библейские сцены, исполненные интимности и теплоты. В них он раскрывает тончайшие оттенки переживаний, чувства родственной, душевной близости. Среди этих работ нужно отметить «Святое семейство» 1645 года, а также картину «Давид и Ионафан» (1642 год).
Как в графике, так и в живописи Рембрандта все большее значение приобретает очень тонкая игра светотени. Она создает особую атмосферу – эмоционально напряженную, драматическую. Следует отметить монументальный графический лист Рембрандта «Христос, исцеляющий больных», а также «Лист в сто гульденов», созданные примерно в 1642-46 годах. Также нужно назвать пейзаж 1643 года «Три дерева», полный световой и воздушной динамики.
Родители, детство и юность
15 июля 1606 года в семье голландского мельника Хармена Герритсзона ван Рейна появился на свет шестой ребёнок. Родители дали ему имя – Рембрандт. Мать новорождённого – Корнелия, была дочерью состоятельного булочника. Семья великого художника и гравёра жила в Лейдене и придерживалась католической веры.
Мать – Хармена Герритсзона ван Рейна
Как и большинство лейденских детей того времени, мальчик начал получать начальное образование с 4 лет. Хотя оно было в основном религиозное, но через три года ученик уже умел читать, писать и считать, а также знал основы католической религии.
В 7 лет Рембрандт пошёл в шестилетнюю латинскую школу, хотя обычно дети поступали туда только к 12 годам. В учебном заведении давали углубленные знания по религии, а также по каллиграфии, риторике, логики и греческому языку.
После её окончания, 13-летний вундеркинд поступил в местный университет на факультет филологии, но через несколько месяцев покинул его. Причины до конца не ясны, возможно, это связано с вопросами веры.
Родители решили развивать в сыне талант художника, который был заметен уже в юношеском возрасте. Молодой человек брал уроки живописи у признанного лейденского мастера Якоба ван Сваненбюрха. Работ молодого художника того периода не сохранилось.
В 1623 году Рембрандт уехал в Амстердам, чтобы продолжить образование в мастерской живописца Питера Ластмана, отдающего предпочтение в своём творчестве мифологическим и библейским сюжетам.
Рембрандт в возрасте 23 лет (автопортрет)
Лейденская мастерская
- Вернувшись в Лейден в 1627 году, художник и его приятель Ян Ливенс открыли мастерскую, где занялись созданием картин и обучением желающих живописи.
- Влияние стиля Ластмана весьма заметно в творчестве молодого Рембрандта, его картины «Крещении евнуха», «Сцена из древней истории» и другие, значительно красочней, чем произведения более позднего времени, в них тщательно прорисована каждая деталь. Художник старался передать в них атмосферу праздника, изображая персонажи в красивых нарядах Востока с блеском драгоценностей.
- В картинах «Валаам и ослица» и «Товит и Анна», которые считаются итоговыми произведениями лейденского периода, выходит на первый план приём передачи эмоций персонажей с помощью резкого контраста света и тени. Это позволяло мастеру более выразительно показать их переживания.
- Период с 1628 по 1631 годы для специалистов представляет определённую проблему, связанную с совместным творчеством Рембрандта со своим другом Ливенсом. Они иногда одновременно, работали над одним и тем же сюжетом. Оба художника восхищались творчеством Рубенса, пытаясь дотянуться до высот его творчества. В процессе работы над картинами молодые дарования порой делились друг другом творческими открытиями.
- В 1629 году друзья познакомились с известным поэтом и меценатом Константином Гюйгенсом, имевшем очень высокое мнение об их творчестве. Особенно ему нравилась картина Рембрандта «Иуда, возвращающий тридцать сребреников». С помощью нового знакомого, давшего им высокие рекомендации, художники смогли выйти на богатых клиентов и получать выгодные заказы.
В молодости (автопортрет)
Образование и творчество
Первоначально Рембрандт посещал латинскую школу в Лейдене, но точные науки ему были не интересны и давались с трудом. Заметив у ребенка талант и тягу к рисованию, родители отдали его на обучение художнику Якобу ванн Сваненбургу, дальнему родственнику семьи. В его мастерской юноша пробыл всего три года.
О влиянии первого учителя на дальнейший творческий путь Рембрандта сложно сказать, так как Якоб был мало известным живописцем и не оставил после себя художественного наследия.
В 1923 году Рембрандт отправляется в Амстердам, где поступает на обучение к Питеру Ластману. Учеба длилась всего шесть месяцев, но за это время юный ван Рейн успел овладеть искусством гравюры и перенял некоторые художественные приемы, которые впоследствии использовал в своих картинах: насыщенность красок, детализация флоры, а также особая игра света и тени на полотнах. Сам ученик очень ценил своего учителя и бережно хранил его работы в личной коллекции.
После возвращения домой в 1927 году Рембрандт вместе со своим другом Яном Ливенсом открывают собственную мастерскую, которая быстро наполняется учениками. Четыре года товарищи работают бок о бок, делясь новыми художественными находками и часто работая над одним и тем же сюжетом.
Период до 1931 года оказался очень успешным и насыщенным. За это время талантливый живописец написал целый ряд картин и обрел почитателей, среди которых был секретарь принца Оранского популярный поэт того времени Константин Гюйгенс. Он помог художнику найти состоятельных покупателей и сам приобрел несколько полотен для принца.
Несмотря на большой успех в родном городе Рембрандт решает продолжить работу в столице. Он не ошибается в своем выборе и в Амстердаме добивается еще большей популярности. Его уникальные портреты, во всей полноте открывающие зрителю характер и настроение изображенного на нем человека, пользовались большим спросом, а результат трудов до сих пор восхищает зрителей и художников.
Только за первые годы пребывания в городе он написал не менее полусотни работ. На заработанные деньги мастер сумел приобрести особняк, который начал постепенно заполнять обожаемым антиквариатом.
Характеристика некоторых портретов 1630 годов
Описывая жизнь и творчество Рембрандта данного периода, нельзя не обратиться к созданным им портретам. Они достаточно многочисленны. Работа Рембрандта «Урок анатомии доктора Тюлпа» (на фото выше) была создана в 1632 году. В ней автор новаторски подошел к решению проблемы группового портрета, в результате чего композиция получилась непринужденной. Рембрандт объединил всех людей, представленных на картине, единым действием. Эта работа принесла ему большую известность.
В других портретах, созданных по многочисленным заказам, художник тщательно передавал одежду, черты лица, драгоценности. Один из примеров – работа «Портрет бургграфа», которую написал в 1636 году Рембрандт Гарменс ван Рейн. Жизнь и творчество любого художника тесно связаны между собой. К примеру, более разнообразны и свободны по композиции портреты людей, близких Рембрандту, а также его автопортреты (один из них, созданный в 1634 году, представлен выше). В них художник не боялся экспериментировать, стремясь к психологической выразительности. Здесь нужно назвать также автопортрет, созданный в 1634 году, и «Улыбающуюся Саскию», написанную в 1633 году.
Знаменитая картина «Веселое общество», или «Автопортрет с Саскией» (фото этой работы представлено выше), завершила искания этого периода. Ее написал около 1635 года Рембрандт ван Рейн. Жизнь и творчество художника по-особенному раскрываются в этой работе. В ней он смело порывает с существовавшими в то время канонами. Картина выделяется свободной манерой живописи, живой непосредственностью композиции, а также наполненной светом, мажорной, красочной гаммой.
Портреты 1630 годов
Все портреты, относящиеся к 1630 годам, демонстрируют тонкость и наблюдательность Рембрандта. Это сближает его с Кейсером, ван дер Хелстом, Рубенсом и Ван Дейком. Эти картины выполнены обычно на светло-сером ровном фоне. Часто овального формата бывают его произведения. Рембрандт создал портреты, которые поражают огромной пластической силой. Она достигается упрощением светотени и черно-белой гармонии, а также прямым взглядом модели
Все произведения полны достоинства, привлекают внимание композицией и динамической непринужденностью. В картинах амстердамского периода, по сравнению с лейденскими, более гладкая фактура
Ритмика рук имеет символическое значение (художник намеренно не показывает одну руку). Это, а также поворот головы фигуры напоминает изменчивость и мимолетность барокко.
Рембрандт Харменс ван Рейн — биография и картины
- Год рождения: 15 июля 1606 г.
- Дата смерти: 4 октября 1669 г.
- Страна: Голландия
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Другие дети пошли по стопам родителей, а Рембрандт избрал другой путь – художественный, и получил образование в Латинской школе.
В возрасте 13 лет Рембрандт начал учиться рисовать, а также поступил в городской университет. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Многие ученые предполагают, что Рембрандт поступил в университет не для того, чтобы учиться, а чтобы получить отсрочку от армии.
Первым учителем Рембрандта был Якоб ван Сваненбюрх. В его мастерской будущий художник провел около трех лет, затем переехал в Амстердам на учебу к Питеру Ластману. С 1625 по 1626 гг. Рембрандт вернулся в свой родной город, и завел знакомства с художниками, и некоторыми учениками Ластмана.
Все же после долгих раздумий Рембрандт решил, что карьеру художника надо делать в столице Голландии, и снова перебрался в Амстердам.
В 1634 году Рембранд женился на Саскии. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Так что это не был брак по расчету. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.
В 1635 – 1640 –х гг. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет.
После смерти жены Рембрандт был сам не свой, он не знал что делать, и находил утешение в рисовании. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». С Титусом молодой отец не мог справиться и поэтому нанял няню для ребенка — Гертье Диркс, которая стала его любовницей. Прошло около 2 лет, и няня в доме поменялась. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. А что же случилось с Гертье Диркс? Она подала в суд на Рембрандта, считая, что он нарушил брачный договор, но она проиграла спор, и была направлена в исправительный дом, в котором провела целых 5 лет. Освободившись, умерла через год.
Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Их первый ребенок – мальчик, умер в младенчестве, а дочь Карнелия, единственная, которая пережила своего отца.
Мало кто знает, что Рембрандт имел очень своеобразную коллекцию, в которую входили картины итальянских художников, разные рисунки, гравюры, различные бюсты и даже оружие.
Закат жизни Рембрандта
Дела Рембрандта шли плохо. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Поэтому часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Он был на грани попадания в тюрьму, но суд был в его пользу, поэтому ему разрешили распродать все имущество и отдать долги. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал.
Тем временем Титус и его мать организовали фирму, которая занималась торговлей предметами искусства, чтобы хоть как-то помочь Рембрандту. По правде говоря, до конца своей жизни художник так и не расплатился со многими, но это не испортило Рембрандту репутацию, он оставался в глазах людей достойным человеком.
Смерть Рембрандта была очень печальной. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. В 1669 году, 4 октября он сам покинул этот мир, но навсегда оставил след в сердцах людей, любящих его.
Биография Рембрандта
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в обеспеченном семействе мельника из Лейдена и стал младшим из восьми детей. Произошло это событие 15 июля 1606 года. Вероятно, мальчик с юного возраста проявил выдающиеся способности, потому что родители сначала отдали его в престижную школу, а затем в Лейденский университет — один из лучших в Европе. Когда же юноша решил посвятить себя живописи, отец с матерью и здесь пошли ему навстречу: забрали из университета и устроили учеником к художнику. Про братьев Рембрандта известно, что кто-то из них стал пекарем, а кто-то сапожником.
У кого Рембрандт Харменс ван Рейн начал получать художественное образование — неизвестно. Вторым учителем стал малопримечательный лейденский художник-маньерист Якоб ван Сваненбург (Jacob van Swanenburgh), а третьим — выдающийся живописец из Амстердама Питер Ластман (Pieter Lastman). Через последнего Рембрандт перенимает приемы Караваджо (Michelangelo da Caravaggio): смелый натурализм и резкий контраст света и тени, придающий пространству глубину.
Уже в 18 лет художник возвращается в Лейден и открывает мастерскую. Поначалу, когда заказчиков еще не было, он писал искусно исполненные портреты своих родных и персонажей Библии, но успех пришел быстро.
В 1631 году Рембрандт навсегда переезжает в Амстердам, где за ним столь же быстро закрепилась слава профессионального портретиста. Групповой портрет амстердамских врачей под названием «Урок анатомии доктора Тульпа» принес ему множество поздравлений и дорогих заказов. С этого момента знающий себе цену художник начинает подписывать работы не аббревиатурой из имени и фамилии, а одним только именем — как (Tiziano Vecellio) или Рафаэль (Raffaello Sanzio).
В 1634 Рембрандт женится на Саскии ван Эйленбург (Saskia van Uylenburgh) — красивой девушке с большим приданым, дочери бургомистра. Семья входит в высшее общество и переезжает в роскошный дом. Художник изображает Саскию на многочисленных портретах, использует ее образ для аллегорических сцен. Через восемь лет счастливого брака красавица-жена умерла от туберкулеза. Из четырех детей выжил лишь младший сын Титус, также запечатленный на многих картинах Рембрандта.
Вслед за смертью Саскии приходят и другие несчастья. Завершенный в том же году знаменитый «Ночной дозор» вызвал скандал. Многие участники этого группового портрета были изображены в нелестном для себя виде и не хотели платить. Нежелание художника отступить от правды в угоду заказчикам привело к потере многих влиятельных клиентов. Финансовое положение ухудшалось, а экономить живописец не привык: в течение многих лет он собирал коллекцию вдохновлявших его произведений искусства.
Тяжелые времена скрашивает общество молодой служанки Хендрикье Стоффельс, которая стала гражданской женой Рембрандта и родила ему дочь Корнелию. Жениться на ней официально художник не мог, так как потерял бы право на наследство Саскии. Девушку порицают за непристойную связь и отлучают от церкви, но она остается с любимым до конца жизни. Результатом этих отношений стали полные нежности портреты.
В 1656 году Рембрандт терпит финансовый крах. Нажитое за всю жизнь имущество уходит с молотка. Торги были организованы так, что даже полотна Рафаэля, Яна ван Эйка (Jan van Eyck) и Рубенса (Pieter Paul Rubens) из коллекции продавались очень дешево. Вырученных средств не хватило на покрытие долгов. Из прежнего дома живописец с семьей переезжает на окраину города.
Умер великий Рембрандт 4 октября 1669 года и был похоронен как бедняк. К тому времени он потерял и Хендрикье, и единственного сына с невесткой и внучкой. В последний год с ним оставалась лишь 15-летняя дочь Корнелия. Лица умерших близких людей состарившийся мастер изобразил на вымышленном «Семейном портрете», оставшемся незавершенным. В 18 лет Корнелия вышла замуж за художника, такого же бедного сироту. Своих сына и дочь она назвала Рембрандтом и Хендрикье.
Новый всплеск интереса к творчеству Рембрандта пришелся на эпоху Просвещения. Чуть позднее глубокий психологизм его картин оценили представители романтизма, особенно Франсиско Гойя (Francisco de Goya) и Эжен Делакруа (Eugène Delacroix). Во второй половине XIX века Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh) гордился, что приходится земляком великому мастеру, а Огюст Роден (Auguste Rodin) счел кощунственным сравнение своих работ с рембрандтовскими портретами. Он считал, что этого гения нельзя ни с кем сравнивать, а можно лишь поклоняться ему. Так 2019 год был объявлен годом Рембранта.
Презентация на тему: » Рембрандт ван Рейн 1606-1669 нидерландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской.» — Транскрипт:
1
Рембрандт ван Рейн нидерландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи
2
Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы
3
Таким изобразил себя Рембрандт в возрасте 23 лет.
4
Флора
5
Рембрандт упорно работал над портретом, изучая мимику человеческого лица.
6
Ночной Дозор, 1642, Амстердам.
7
Монументальное создание Рембрандта, запечатлевшее внезапное выступление в поход стрелковой роты, возглавляемой её командирами, решено им как массовая сцена, пронизанная движением толпы конкретных и безымянных персонажей и построенная на мерцающем контрасте ярко освещенных цветовых пятен и затенённых зон.
8
Жертвоприношение Авраама, 1635
9
Обыкновенно Рембрандт распределяет свет таким образом, что главное по значению лицо или главная группа картины находится в наиболее сильном свете. Световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары, и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности. Впечатление, производимое таким гениальным распределением света и тени, усиливается тем, что наиболее освещенные части выписаны более тщательно, чем остальные трактованные широко и сочно, иногда только намеками
10
«Святое семейство» (1645, Эрмитаж). Напоминает сцену повседневной домашней жизни. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто- коричневых тонов
11
«Автопортрет с Саскией» (1636)
12
Урок анатомии доктора Тульпа, 1632
13
Портрет старика в красном, 1654 Эрмитаж
14
Безымянный старик в красном с подчеркнутым достоинством, силой духу и воспитанностью стал выражениям новой этической позиции художника, который открыл, что ценность личности не зависит от официального положения человека в обществе.
15
Даная, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
16
Вся центральная часть композиции представляла собой смешение бурых рельефных пятен с массой набрызгов, вертикальных натеков и утрат живописи. 15 июня 1985 г. эта картина подверглась нападению маньяка, который облил холст серной кислотой и дважды порезал его ножом.
17
Преступником оказался неприметный человек, житель Прибалтики, от которого никто не ожидал ничего подобного. В ходе следствия выяснилось, что на самом деле «Даная», что называется, попала под горячую руку. Покушение планировалось сделать в Москве, но в тот день просто не было билетов. А каковы же мотивы? Все ради того, чтобы отомстить советской власти за неудавшуюся жизнь. По признанию реставраторов, несмотря на все усилия, картину удалось восстановить лишь частично. Она по- прежнему радует посетителей музея, но это уже не совсем то, что написал Рембрандт.
18
В 1997 г. в Эрмитаже состоялась выставка, на которой после реставрации была показана картина Рембрандта «Даная» — одно из самых знаменитых полотен в собрании Государственного Эрмитажа.
19
Знаменитый офорт «Мельница» (1641).
20
» В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр — монументальное полотно Возвращение блудного сына (около , Государственный Эрмитаж, Санкт- Петербург)
21
На картине изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, осердился и не хотел войти
Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины
Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения, который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений.
22
Всего за свою жизнь Рембрандт создал около 400 картин, 300 гравюр, 1400 рисунков и 300 офортов.
23
Памятник Рембрандту на площади Рембрандта в Амстердаме
24
Дом Рембрандта в год 400-летия художника.
Поздний Рембрандт
В 1653 году, испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу, после чего в 1656 году заявил о банкротстве. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, оставался Титус; именно его изображения наиболее многочисленны. На одних он предстаёт принцем из волшебной сказки, на других — сотканным из солнечных лучей ангелом. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы; его самого не стало годом позже.
«Матфей и ангел» (1661). Возможно, моделью для ангела являлся Титус.
Отличительная черта рембрандтовского творчества 1650-х годов — ясность и монументальность крупнофигурных композиций. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера», исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов. Аристотель погружён в глубокое раздумье; внутренний свет, кажется, исходит от его лица и от бюста Гомера, на который он возложил свою руку.
Если на полотнах 1650-х годов число фигур никогда не превышает трёх, то в последнее десятилетие своей жизни Рембрандт возвращается к созданию многофигурных композиций. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. Фрагмент картины, сохранившийся в Стокгольме, поражает суровым реализмом и неожиданными вспышками светлых красок на фоне окружающей тьмы. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора». Зато все требования заказчиков были выполнены.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652; Герард де Лересс, 1665; Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи — все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Внутреннюю эволюцию художника передаёт череда автопортретов, раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний. К серии автопортретов примыкает вереница изображений умудрённых жизнью апостолов; нередко в лице апостола угадываются черты самого художника.
Выработка собственного стиля
Таким изобразил себя Рембрандт в возрасте 23 лет
В 1631 году Рембрандт перебрался в Амстердам, где свойственная эстетике барокко динамичность и внешняя патетика полотен сыскали ему множество состоятельных почитателей, подобно Гюйгенсу увидевших в нём нового Рубенса. Год спустя Ливенс закрыл лейденскую мастерскую и уехал в Англию, где попал под влияние ван Дейка, потом, до возвращения на родину в 1644 году, работал в Антверпене.
Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов, в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц. Эти небольшие произведения, впоследствии ошибочно принимавшиеся за изображения отца и матери художника, стали настоящей школой Рембрандта-портретиста. Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха.
В первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр автопортрета; изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах, он намечает новые пути развития своего искусства. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей; таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса.
Современность требовала детализации картин
От него постепенно уходят ученики. Видение Рембрандта постепенно становится не соответствующим моде того времени – новые веяния шли в сторону максимальной детализации. То есть если бы художник начал рисовать так, как он это делал в молодости, то на него был бы немалый спрос.
Но жизнь непредсказуема, так же, как и настоящая творческая личность. Его рука обретала твёрдость, ему нравилось играть с тенью, размывая чёткие грани объектов.
Невозможность хорошо зарабатывать сказалась на его финансовом положении. Учитывая то, что его покойная жена была дамой из богатой семьи, её приданое перешло полностью в его владения. И, не имея заработка, он просто его тратил, или “прожигал”, на свои нужды.
В завершение сороковых годов 17 века он сошёлся со своей служанкой Хендрикье. Её можно заметить на некоторых его картинах. В то время законы были строги по отношению к семейным узам, и его муза была осуждена судом, когда у них появилась на свет малышка Корнелия.
Трудно найти известные полотна этого периода жизни художника. Он постепенно отходил от много содержащих мотивов и сцен, которые писал в недалёком прошлом.
Но он, как творческий человек, проявлял себя и в других сферах. На тот момент он уже мастерски выполнял офорты. Ему понадобилось целых 7 лет, чтобы завершить шедевр под названием “Христос, исцеляющий больных”.
Он смог продать его за достаточно большие для того времени 100 гульденов. Этот офорт считается самым лучшим из тех, которые смог сотворить Рембрандт.
Саския — жена и муза
В 1634 году Рембрандт связал себя узами брака с обаятельной и веселой девушкой Саскией ван Эйленбюрх. Юная спутница жизни стала его моделью. По уши влюбленный художник наряжал свою жену в изумительные одежды, изображал на полотнах в виде богини. При этом он никогда не открывал наготы своей музы, будто бы охранял ее от чужих взглядов.
И вот в 1642 году, когда Рембрандт был в зените славы, счастье изменило ему. Прекрасная Саския, его горячо любимая супруга, скоропостижно скончалась от воспаления легких, оставив художнику годовалого сына Титуса, свою живую копию. Сказать, что Рембрандт был в отчаянии, — ничего не сказать. Он забросил живопись, отказался от приема гостей. Единственной его отрадой был Титус, за которым присматривала Гертье Диркс, сначала его кормилица, а затем бонна. Между Гертье и художником пробежала искра. Но когда последний сошелся с юной служанкой Хендрикье Стоффелс, Диркс, к тому времени полновластная хозяйка в доме живописца, обратилась в суд, обвинив Рембрандта в нарушении обещания взять ее в законные супруги. Суд предписал художнику ежегодно выплачивать экс-возлюбленной 200 гульденов. По тем временам это была неподъемная сумма. Так начался самый тяжелый период в жизни живописца.
Сказка о трех братьях: биография Рембрандта – неудавшегося чиновника
Кроме хвалебных речей и од, которые современники отпускают в адрес прославленного мастера портрета, о нем известно очень много неприглядных вещей, которые следовало бы озвучить. Его называли наиболее скандальным художником эпохи, потому что вокруг его творчества постоянно что-то происходило.
Он никогда не занимался «украшательством», писал только то, что видел перед собой, а всех своих «моделей» действительно «просвечивал» насквозь, как рентген. Его ругали, порицали, называли отвратительным и пошлым, но все равно шли, чтобы заказать картину или просто посмотреть на то, что уже было изготовлено ранее. Сам же художник только слегка посмеивался – такого сарказма и скрытой издевки, как на его полотнах, стоит еще поискать.
Важно
В двадцатом году семнадцатого века, сразу же после тринадцатилетия, Рембрандт был отправлен на обучение в Лейденский университет. На то время возраст студента был никому не интересен, главное было иметь подобающие знания, а круглолицый смешливый паренек их имел. Поговаривали, что таким образом родители пытались «отмазать» его от службы в армии, но так ли это, доподлинно неизвестно.
Кратко о жизни и творчестве великого живописца
Родившись в крохотном голландском городке Лейдене в семнадцатом веке, едва ли можно было рассчитывать на ослепительную карьеру, тем более если являешься десятым ребенком в семействе и третьим по старшинству сыном. Однако Рембрандт сумел преломить стереотипы и прославить свое имя, вписав его золотыми буквами в историю живописи. Ему пришлось рано повзрослеть, но с годами он не утратил того юношеского задора и неуемного чувства юмора, которое помогало ему пройти через все невзгоды.
Из него не получился чиновник и деятель науки, священнослужителем ему тоже было стать не суждено. Зато художником он был действительно великолепным, так как сумел покорить своим мастерством не только современников, но и потомков. Он учился у таких мэтров, как Питера Ластман и Якоб ван Сваненбюрх, но выработал абсолютно обособленную, свою манеру рисования. В конце жизни на его голову посыпались несчастья, будто открылся ящик Пандоры, но и это не сломило великого мастера. Благодаря ему мы, далекие потомки, можем насладиться «Данаей», «Ночным дозором» и «Возвращением блудного сына».
Рождение маленького Рембрандта
Состоятельный и зажиточный хозяин водяной мельницы Хармен Герритсзон ван Рейн в конце шестнадцатого века проживал в Лейдене на реке Старый Рейн, откуда и происходит его фамилия. Он женился на неприметной девушке – дочке пекаря Корнелии, которая нарожала ему кучу ребятишек, большинство из которых было девочками. Семейство ни в чем не нуждалось, жили в достатке и могли себе позволить многое.
Пятнадцатого июня 1606 года она произвела на свет своего последнего младенца. Ему было дано имя Рембрандт Харменсзон («сын Хармена»), и он стал младшим также из троих братьев. Сперва, в раннем детстве, парнишку учила мама, а затем отец. Говорят, что уже в четыре года он научился читать, а к пяти писать и считать.
Детство и юность влюбленного в искусство
Далее все развивалось, как в настоящей сказке о трех братьях: отец дал старшим хорошее наследство, помог устроиться в жизни и обеспечил процветающим бизнесом. Впоследствии они стали буржуа, которые не беспокоятся о завтрашнем дне и судьбе собственных детей. Самому старшему досталась мельница, а среднему пекарня.
Однако Рембрандт в число счастливчиков не попал. Возможно, не было в нем той самой коммерческой жилки, а может, родители просто решили, что одному из их детей следует все же получить образование, стать священником (семейство было католическим), учёным или чиновником. На самом деле, в те времена это было престижным и выгодным делом, а люди подобного рода занятий – уважаемыми в обществе. Да и денег так можно было заработать достаточно, чтобы содержать дом и семью.
1630 годы в жизни Рембрандта
Важное событие в жизни мастера произошло в 1632 году. Переездом в Амстердам отмечена биография художника Рембрандта
Жизнеописание его, относящееся к этому времени, следующее.
В Амстердаме интересующий нас художник вскоре женился. Избранницей его стала Саския ван Эйленбурх, богатая патрицианка (портрет ее представлен выше). Эта женщина была круглой сиротой. Ее отцом был член совета Фрисландии, бургомистр из Леевердена. Два брата Саскии являлись юристами. Среди родственников этой женщины – множество государственных чиновников и ученых. Она внесла луч счастья в одинокое жилище художника. Рембрандт обставил свой дом множеством редких вещей, в результате чего он стал настоящим музеем. Мастер проводил много времени в лавках старьевщиков, на распродажах и аукционах. Он скупал эстампы и картины, индийские и китайские резные безделушки, старое оружие, статуи, ценный хрусталь и фарфор. Все эти вещи служили фоном для картин, которые он создавал. Они вдохновляли художника. Рембрандт любил наряжать свою супругу в бархат, парчу и шелк. Он осыпал ее жемчугом и бриллиантами. Легко и радостно складывалась его жизнь, полная творчества, труда и любви. В целом 1630 годы – это время семейного счастья и большого художественного успеха.
Переезд в Амстердам
В 1631 году молодой человек перебирается жить в столицу — город Амстердам. В родных краях отныне он появляется крайне редко. Биография Рембрандта на этой стадии его жизни и творчества изобилует свидетельствами того, что он быстро набирал известность и творческий успех в богатых кругах Амстердама.
Это очень плодотворный этап жизни художника. Рембрандт, краткая биография которого излагается в нашей статье, очень много работал, выполняя множество заказов и при этом не забывая постоянно совершенствоваться. Художник рисовал с натуры и гравировал интересные персонажи, попадавшиеся ему в еврейском квартале города.
Тогда были написаны такие знаменитые картины, как «Урок анатомии» (1632 год), «Портрет Коппеноля» (1631 год) и многие другие.