ИЗМЕНИСЬ ИЛИ ПОГИБНИ
В нынешних условиях организации не могут выжить, оставаясь неизменными. Из сотни крупнейших американских фирм, существовавших в 1990-е годы, к концу десятилетия осталось 16. А список 500 крупнейших компаний журнала Fortune за это же время обновился на 46%. Почему в одинаковых внешних условиях одни организации проявили удивительную жизнеспособность, а звезда других быстро закатилась? Ответ очевиден: изменение организаций должно происходить адекватно глубине и быстроте изменений окружающей среды. А еще лучше — с опережением грядущих перемен. Но что и как изменять?
Повальное увлечение сокращением издержек, борьбой за качество и реинжинирингом, подразумевающим совершенствование процессов и процедур, не привело к желаемым результатам. По статистике фирмы CSC Index, проводившей в 1994 году обследование 1245 европейских и 497 американских компаний, участвовавших в разных программах реинжиниринга, менее половины из них добились главной цели — улучшения своей рыночной позиции. Причина неудач, по мнению инициаторов исследования, крылась в том, что программы изменений не затрагивали фундаментальных основ организации — системы ценностей, направлений деятельности, стиля управления, способов мышления и подходов к решению проблем, всего того, что принято понимать под корпоративной культурой.
Его путь в пластическую хирургию
С 2013 года Тимур Хайдаров — гражданин России. На новом месте доктор окончил курсы повышения квалификации. Далее началась карьера в выбранной области. Какое-то время специалист оперировал в клинике «Медхелп» города Воронеж. Чуть погодя поехал покорять столицу России.
Уже в Москве Тимуру Хайдарову посчастливилось познакомиться со знаменитым пластическим хирургом Отари Гогиберидзе. Последний пригласил молодого коллегу к себе в клинику «Время Красоты». Скоро появилась личная клиентура. Счастливые пациенты рекомендовали доктора близким, знакомым.
Позже Хайдаров стал сотрудником Клиники немецких медицинских технологий GMT Clinic. Популярность доктора поднялась до небывалых высот. Сейчас к доктору Хайдарову очередь на два года вперед. За месяц хирург выполняет до 150 операций. Большинство операций связаны с корректировкой фигуры, молочных желез. К слову, иногда Тимур Ташниезович отказывает пациенту. Если видит риск, старается отговорить человека от хирургического вмешательства.
Правильные и неправильные ценности
Бывают ли ценности правильными или неправильными? Мы привычно говорим, что убивать, или уезжать с места аварии — плохо, а заботиться и помогать — хорошо. Но когда мы погружаемся глубже в исследование, то оказывается, что плохих ценностей не бывает. Достаточно попробовать вспомнить, когда именно в нашем обществе убийство другого человека перестало быть нормой, а «побег с места преступления» — смекалкой. Бывают ценности близкие и не очень: называть что-то правильным или неправильным нам позволяет механизм узнавания. Если что-то нам знакомо и похоже на то, что мы думаем, то мы будем воспринимать это как правильное (и наоборот).
Почему же тогда мы так глубоко ассоциируем себя с ценностями и с трудом ставим их под сомнение? Если мы любим The Beatles, то почему другой человек непременно должен признать, что это хорошо, а если он этого не делает, то сразу возникает некоторое напряжение? Это продукт эволюционного процесса:
До недавнего времени именно так мы строили свой механизм выживания. Если ты оказываешься рядом с человеком, разделяющим другие ценности, а ценность человеческой жизни еще не закреплена как универсальная, то это может привести к тому, что тебя убьют или, по меньшей мере, тебе придется вступить в схватку.
Как диабет изменил меня
Это парадоксально, но сейчас я даже благодарен своему диагнозу. Диабет для меня стал драйвером осознанности. Он вернул мне ультимативную ответственность за собственную жизнь. Теперь мне приходится в ручном режиме регулировать очень важный для организма процесс. И я больше не могу забивать на регулярные медицинские чекапы. Не могу бесконтрольно закидывать себе в рот все, что хочу. Не могу из-за усталости или отсутствия настроения пропускать тренировки. Я стал внимательнее относиться к своему телу. И это дало удивительные результаты: после того, как из-за диабета я перешел в новый режим, начал чувствовать себя лучше. Настроение стало стабильнее, а голова — яснее. Появилось гораздо больше энергии.
Я начал позволять себе отдыхать — и не виню себя за это. Я могу спокойно сидеть и читать книжку, не переживая, что не уделяю это время бизнесу или семье. Теперь я понимаю — вымученный папа не нужен ни жене, ни ребенку, а вымученный босс — бизнесу. У меня отключены все мессенджеры, а почту я проверяю строго раз в день, если в этом нет особой потребности. На работе стараюсь делегировать задачи и строить команду так, чтобы зоны ответственности были распределены более-менее равномерно. Теперь, правда, из-за самоизоляции баланс между работой и отдыхом нарушился, так как граница между рабочим и личным растворилась. Только сейчас начинаю ее снова восстанавливать.
Есть и психологические эффекты. Наблюдение за тем, как непредсказуемо меняется уровень глюкозы в крови, увеличивает толерантность к неопределенности. Начинаешь проще реагировать на всевозможные неожиданности в жизни. Это только кажется, что контроль за уровнем глюкозы с помощью инсулина — точная наука. Вроде как ты просто должен все рассчитать — и сахар у тебя будет идеальный. На деле все не так. Например, я хочу яблоко. Начинаю рассуждать: яблоко весит, по моим прикидкам, столько-то. Значит, после того, как я его съем, у меня на столько-то должен подскочить уровень глюкозы, и чтобы его скорректировать, нужна инъекция с таким-то количеством инсулина. Я делаю эту инъекцию, съедаю яблоко. А дальше все идет не так, как я предполагал. Например, уровень глюкозы падает сильнее, чем нужно. Почему? Потому что есть еще куча непредсказуемых факторов. Например, яблоко было недостаточно зрелым, в нем было меньше углеводов, чем я думал. А значит, и доза инсулина, которую требовалось ввести, должна была быть меньше. Это происходит постоянно. И так ты привыкаешь к тому, что любые твои расчеты могут не сработать, потому что предпосылки, на которые ты опираешься, не всегда верные.
Это все меняет отношение к непредсказуемым вещам в бизнесе. Например, у тебя заключен договор с подрядчиком на часть работ в рамках какого-нибудь проекта. Но позже объем этих самых работ вырастает, а подрядчик продолжает работать в том темпе, который запланировал изначально — то есть медленно. В результате летят к чертям дедлайны во всем проекте. И такое происходит каждый день
У меня своя философия, которая помогает не переживать об этом: я считаю, что все, что с нами происходит и нас окружает, в реальности не имеет ни смысла, ни важности. Смыслом и важностью события и вещи нагружает наш мозг — и он же принимает решение на чем-то зациклиться
В стрессовые моменты я напоминаю себе об этом, и это позволяет мне вернуть равновесие. Есть два эффективных инструмента для этого – направление внимания на тело и глубокое и спокойное дыхание. Кроме того, когда меня что-то тревожит, я стараюсь задавать себе вопрос «Почему это важно?» и свести абстрактное беспокойство к конкретной проблеме, которую требуется решить.
Вообще, когда лежишь в реанимации и рядом с тобой умирают люди — это отдельный опыт. Ты прикасаешься к границе собственной жизнестойкости и волей-неволей меняешься. Я, например, после выписки из больницы, начал чаще поступать так, как хочу и считаю правильным, не оглядываясь на правила или обстоятельства. Если приводить пример из бизнеса: теперь, когда я считаю, что проект нужно сделать каким-то определенным образом, то прикладываю максимум усилий, чтобы он был выполнен именно так. И стараюсь не идти на компромиссы. Если считаю, что нужно выходить на какой-то рынок — то выхожу на этот рынок. Сейчас самое главное в принятии решений — внутреннее согласие с ними. Если оно есть, я ничего не жду и начинаю действовать. Ведь через месяц или через год у меня может уже не быть такой возможности. Так как и меня самого может не быть. Еще одна ценность диабета в том, что эта хрень со мной постоянно — в качестве напоминания о конечности жизни.
Как определить свой тип мышления
Твое тело может подсказать, гуманитарий ты или технарь
Чтобы не ошибиться с выбором профессии, важно определить, являетесь вы технарем или гуманитарием. Существует масса способов для этого
Ниже приведены простые методики, с помощью которых вы можете узнать себя лучше.
- Наблюдение за собой в реальной жизни. Выше были описаны качества, которые относятся к техническому или гуманитарному мышлению. Можете вспомнить, как вы ведете себя, когда общаетесь с людьми, выполняете рутинную работу, какие сферы жизни даются вам проще.
- Физиологическая методика. Как известно, правое полушарие управляет левой стороной тела, а левое – правой. Если ваша правая рука развита лучше и ею вы пользуетесь чаще, то, соответственно, у вас доминирует левая часть мозга, и наоборот. Можете скрестить руки на груди или похлопать в ладоши и посмотреть, какая ладонь окажется сверху. Эта методика не дает 100% гарантии, что вы точно окажетесь гуманитарием или технарем, но на нее тоже можно опираться, особенно в совокупности с другими методами.
- Визуальные методики. В интернете или специальной литературе можно найти картинки, помогающие определить тип мышления. Изображения с различными фигурами, или даже частями рисунка, которые нужно описать, дорисовать, просто посмотреть на них и интерпретировать результат. Интересный и своеобразный способ, который подходит даже детям.
- Развернутые методики, которые включают в себя тесты и опросники разной длины и сложности. С помощью комплексных тестов можно узнать не только о том, относитесь вы к гуманитариям или технарям, но и о многих других аспектах своей личности. В большом количестве встречаются тесты на креативность, на реакцию, на тип темперамента, на интеллект. Довольно популярны тесты на канал восприятия (аудиал, визуал, кинестетик, дискрет), соционические тесты. В случае с соционикой желательно, кроме тестирования, протипироваться у профессионала и самостоятельно исследовать свои качества, чтобы определить тип личности.
- Беседы с психологом или профориентатором, которые также могут включать в себя все вышеописанные способы. Непосредственно в ходе разговора психолог задает вопросы, наводит на верные мысли о своем внутреннем потенциале, помогает раскрыть качества, о которых вы раньше могли только догадываться.
Примеряя разные методы и прислушиваясь к себе, вы точно сможете определить свой тип мышления, а значит и выбрать профессию по душе.
Особенности гуманитарного и технического мышления
Головной мозг человека разделен на левое и правое полушарие. Восприятие мира зависит от того, какое из них более развито.
Сам корень «human» говорит о том, что их деятельность направлена на те сферы жизни, в которых нужно взаимодействовать с людьми. И действительно, поступки и мотивацию человека им зачастую понять проще, чем разобраться с миром машин.
Они более усидчивы, спокойны и внимательны. Легче подмечают детали, тщательней проводят анализ информации, не боятся сложных формул и следуют четкому алгоритму в своей работе.
Гуманитарии и технари мыслят по-разному
Гуманитарии и технари различаются по способу восприятия информации из внешнего мира.
Простой пример: гуманитарий, которому кто-то дал почитать свое стихотворение, сначала воспримет его с точки содержания, нарисует образ в голове. И только после второго-третьего прочтения заметит, что размер у стихотворения хромает, а в словах есть ошибки.
Технарь же первым делом оценит стиль, размер, рифму и только потом примется за оценку художественности произведения. Оценивать, он, скорее всего, тоже будет с логической точки зрения.
Гуманитарии и технари могут помогать друг другу в решении повседневных, учебных и рабочих задач. К примеру, гуманитарий выдвигает идею, а технарь находит способ и средства для ее реализации. Такое взаимодействие подкрепляет слабые стороны одного сильными сторонами другого и ведет к положительным результатам в работе обоих.
Плюсы и минусы гуманитариев
В интернете можно найти кучу статей, в которых авторы пытаются доказать, кто лучше: гуманитарии или технари. На самом деле, в этом нет смысла, так как у каждого типа есть свои достоинства и недостатки. Стоит их представить.
Подавляющее большинство творческих людей — гуманитарии
Плюсы гуманитариев:
- Хорошее воображение и творческое начало.
- Способность делать несколько дел одновременно.
- Общительность.
- Яркая, эмоциональная речь, способная убедить кого угодно.
- Чувствительность.
- Способность к сопереживанию и поддержке.
А вот среди математиков гуманитария не встретишь
Но есть и минусы:
- Из-за того, что гуманитарии берутся за несколько дел сразу, они могут не доводить их до конца.
- Иногда у них хромает логика.
- Иногда они бывают слишком чувствительны и слишком общительны.
- Из-за невнимательности к деталям могут допускать ошибки.
- Сложнее сосредоточиться на рутинной работе.
Для того, чтобы гуманитарии были более продуктивны, им нужно разнообразие в деятельности. Формула запоминается лучше, если связать с нею, например, какую-нибудь картинку или ассоциацию. Работы стоит перепроверять несколько раз, чтобы увидеть все недочеты.
Плюсы и минусы технарей
Теперь поговорим о тех, кто имеет преимущественно логический склад ума. Достоинств у них не меньше.
Технари на «ты» с точными науками и инструкциями
Плюсы технарей:
- Более внимательные и усидчивые, поэтому допускают меньше ошибок.
- Хорошо организованы.
- Целеустремленные.
- При принятии решений руководствуются разумом, а не чувствами.
- Читают инструкции.
- Им легче даются языки, точные науки.
Но эмоции — не их стихия
Минусов тоже хватает:
- Они упрямы, реже идут на компромисс.
- Медлительны.
- Бывают занудны в своей любви к деталям.
- Менее развито воображение.
- Иногда не умеют сопереживать.
- Малоэмоциональны.
Преобладание гуманитарного или технического мышления не означает, что технари могут заниматься только тем, в чем задействована математика, а гуманитарии – творчеством. Разница в том, что делать они это будут с помощью различных методов. И доминирование одного полушария мозга вовсе не означает, что второе совсем не работает. Оно означает лишь то, что какие-то способности будут более выражены, а какие-то менее.
Чтобы полноценно развиваться, нужно тренировать мозг, выполнять нестандартную для себя работу.
От одних ценностей к другим
Всем хочется развить у себя эту способность к гибкому переключению между разными ценностными установками. Подвох в том, что, согласно выводам Клэра Грейвза и нашим наблюдениям за взрослыми людьми и подростками,
Чтобы начать корректировать свою ценностную модель, надо понять, что для вас по-настоящему важно сейчас. Не называя это хорошим или плохим — все ценности классные, и, развиваясь именно в таком порядке, они позволили нам дожить до текущего момента
Признав набор убеждений, которые поддерживают вас прямо сейчас, вы откроете себе доступ к следующей ступени. Скажем, если единственное, о чем я сейчас забочусь, — это мое собственное выживание и безопасность, значит, пора бы посмотреть на семью и взаимоотношения между людьми. Если я понимаю, что с другими я, кажется, умею налаживать связи, значит, мне пора думать о том, кто я в этом и каких результатов хочу добиться я сам.
Переключения между слоями происходят по понятному алгоритму. Во-первых, любая трансформация начинается с проблематизации — получения доступа к некоторой энергии, позволяющей двигаться вперед. Если тебя все устраивает в том, где ты живешь, ты никуда не сдвинешься. Поэтому если все-таки что-то не так, то это нужно признать. Как только это согласие — внутреннее, честное — щелкает, возникает запрос: «Ладно, а как по-другому я хочу?»
Второй шаг — оказаться в ситуации другой реальности, в которую ты хочешь попасть, попробовать, пощупать ее.
Третий шаг — поиск инструмента, который позволит регулярно возвращаться в свое новое состояние. Например, если мне для восстановления нужно оказываться в ситуации пустоты, чтобы мой ум не бегал, я нахожу для себя ряд инструментов — медитацию, бег, плавание — и через их действие вхожу в то состояние, в которое хочу попасть.
И, наконец, четвертый шаг — это повторение, в идеале — при сопровождении «извне». Так мы устроены: избегаем изменений, потому что это очень энергозатратно и рисково. Поэтому,
коуч, приложение или партнер, который будет возвращать тебя к твоему же решению. Эта система работает, и по подобной логике перехода людей из одного ценностного мема в следующий построено огромное количество крутых образовательных проектов.
Таким образом, нужно помнить, что технологии бывают не только цифровыми, но и гуманитарными
И в том новом мире, в который мы уже вступили, помимо способности взаимодействовать с «внешней» техникой, важно научиться работать с собой как с инструментом
Личная жизнь
Тимур Хайдаров состоит в официальном браке с основательницей бренда SILVASHI Светланой Сильваши. Будущие супруги познакомились в Воронеже. Хозяйка маленького на тот момент ателье очень скоро стала необходимой.
Не обходится и без необходимости принимать сложные, судьбоносные решения. Например, был период, когда Хайдаров решился переехать в Москву, хотя на родине мог открыть собственную клинику. Устроиться по профессии удалось не сразу. Пришлось осваивать профессию служащего кальянной.
Сейчас Тимур Ташниезович оперирующий хирург. Параллельно развивает блог – ведет прямые эфиры из оперблока. Подписчики в восторге от такого формата. Наглядная операция позволяет подготовиться к процедуре морально.
Что такое ценность?
Вначале нужно разобраться, что мы называем ценностями. Вроде бы люди договорились, что ценности живут в сознании, а сознание — где-то в голове, но где именно — большой вопрос. Нам до сих пор не очень ясно, что из себя представляет сознание, как оно функционирует и при чем тут мозг. На этот счет есть ряд любопытных концепций.
Основатель школы феноменологии Эдмунд Гуссерль разделил окружающую нас реальность на несколько доменов. Домен субъективной реальности — это реальность, которую проживаю я сам через собственный опыт, недоступная для восприятия другим людям. Объективная реальность — это то, что мы стараемся описать наукой и наблюдениями, подтвердить экспериментами, обнаружить взаимосвязи. До недавнего времени этими двумя доменами и ограничивалось наше представление о реальности. Это как будто бы означало, что, если нечто существует не в одном субъективном восприятии, оно автоматом оказывалось в контуре объективной реальности. Но Гуссерль ввел понятие интерсубъективной реальности — реальности, о которой люди договариваются. Например, Google возник ровно в тот момент, когда несколько его основателей подписали уставные документы. Так возникла сущность, о которой мы договорились, и эта сущность начала жить своей жизнью. Ее нет в реальном мире, но как только мы с вами договорились, она возникает.
Важно понять, что ценности живут в двух доменах — субъективной, личном персональном опыте, и интерсубъективной реальности, когда мы договорились, например, что-то покупать за деньги. Если вы предложите деньги в качестве ценности собаке или маленькому ребенку, они вас не поймут, потому что еще не успели принять эту договоренность, согласно которой деньги представляют собой ценность
Таким образом,
Но как тогда понять, что мы с вами во что-то верим? Это большой вопрос, ведь непонятно, что творится в голове у каждого конкретного человека.
Есть пара разных по валидности идей
Первый уровень валидности — мы с вами можем поговорить, и вы мне можете сказать: «Для меня важно быть пунктуальным и честным». Второй уровень подтверждается действием: исходя из того, что вы делаете, можно сделать вывод, какую ценность вы своим действием подтверждаете — пунктуальности и честности или какую-то другую
«Вечные» ценности
Получается, ценности навсегда с нами, на всю жизнь? На самом деле нет. В одном широко известном лонгитюдном исследовании рассказывается история целого выпуска из одного американского колледжа. Это исследование длилось больше сорока лет, и завершали его, разумеется, не те люди, которые начинали. Ни один из маркеров личности, которые исследователи измеряли в профиле человека при выпуске из колледжа, не сохранился через сорок лет. Если бы они не знали о том, что это один и тот же человек, то не поверили бы в это, основываясь на ответах испытуемого.
Мы проходим через некоторый цикл развития ценностей. Этот цикл описан американским психологом Клэром Грейвзом. Он говорит, что, во-первых, каждый человек проходит в своем развитии некоторые этапы и на одном из них задерживается дольше, чем на других, а потом может двигаться дальше или оставаться на месте. При этом разные этапы остаются проявленными в человеке
Во-вторых, Грейвз обратил внимание на то, что ценность не передается «по наследству», ценность — некоторый мем, проявленный в группе, в сообществе. Ребенок рождается в семье и постепенно начинает перенимать ее ценностный мем
Выходя из семьи и соприкасаясь с большей группой, он перенимает ценностный мем, который разыгрывает эта группа, — детский сад, школа, страна.
Грейвз сформулировал спираль ценностных мемов
На базовом уровне человеку важно его собственное выживание как персоны — это этап, в который мы входим с рождения. За ним следует фиолетовый (цветовая маркировка была предложена его учениками для удобства) этап, связанный с традицией, религией и племенами
После него — красный уровень личного доминирования, опирающегося на силу, в который обычно погружаются подростки, когда им становится важно доказать себе и окружающим, что они классные и сильные. Затем идет синий этап, когда ценность начинает представлять система, стройные взаимосвязи между объектами. Это тот слой, на котором обычно живут корпорации или государства, в которых правит закон и правила важнее лично меня. Следующий оранжевый уровень ценностей выражает соревновательность и личную успешность. Затем идет зеленый слой, связанный с сообществами и взаимодействием между людьми. Последние уровни, желтый и бирюзовый, позволяют человеку интегрировать все предыдущие этапы
Здесь важно обратить внимание на то, что
Существует также концепция двух майндсетов, сформулированная психологом Кэрол Дуэк. Согласно ее исследованию, существуют фиксированное мышление и менталитет, направленный на развитие. Иными словами, у человека есть или убеждение, что он такой, какой он есть, или уверенность, что, если он будет развиваться, он может стать другим. Различие в одном этом убеждении создает потенциал либо к росту, изменению, построению живых отношений с другими людьми, либо закрывает эту возможность для человека и превращает его в консервативного, косного персонажа. Это означает, что не только кто-то другой может изменить наши ценности, но и мы сами можем стать провайдерами изменения в себе.
Таким образом,
Сначала я могу во что-то верить, но со временем могу убедиться, что на самом деле мир или я сам устроен по-другому, и сформировать новый, более адекватный реальности набор убеждений. С точки зрения ценностных мемов такие представление о себе и гибкость по отношению к окружающим свойственны представителям желтого витка спирали — первого ценностного мема, позволяющего интегрировать все предыдущие и обращаться к ним в зависимости от контекста и собственного решения.
«Я — то, во что я верю»
Тут мы выходим на следующий уровень, «я — то, во что я верю», и упираемся в огромное количество убеждений. Люди могут быть готовы поставить под сомнение свои способности, полученные в школе, в вузе или от родителей, согласиться, что их нужно наращивать, но усомниться в представлении о самом себе, о мире и о том, что хорошо или плохо, дается с трудом. Было время, когда эта проблема не возникала: технологии менялись со скоростью, достаточной для того, чтобы человек успел умереть со своей картиной мира, а на смену ему пришел кто-то другой с иным, более адекватным представлением о мире, и его не нужно было менять в течение жизни. Сейчас все изменилось, и человек продолжает жить активную продуктивную часть своей жизни, продолжая опираться на архаичную, устаревшую картину мира.
Что же делать? Чтобы с этим разобраться, нужно посмотреть, какими инструментами трансформации мы пользовались на предыдущих уровнях. Когда мы пытались помочь себе справиться с идентификацией на уровне окружения, мы меняли дома, страны, места работы. Как только нужно было меняться на уровне действия, мы читали книги и методички, искали новые алгоритмы. Когда нужно было прокачать новую способность, мы учились, тренировались, проходили программы повышения квалификации. Но что делать с изменением на уровне ценностей? Гуманитарные технологии — это как раз тот инструмент, который позволяет работать с собой или с кем-то другим на уровне ценностей и выше.
Куда обратиться за помощью в профориентации
Выбирая жизненный путь, не бойся обращаться за помощью!
Как к самым авторитетным лицам для себя и близким людям, подросток в первую очередь обращается за советом к родителям
Важно не навязывать ребенку свое мнение, а лишь помочь найти то, что ему самому было бы интересно. Задавать наводящие вопросы, предлагать различные тесты, поддерживать
Если вам кажется, что профессия, которую подросток в будущем хочет осваивать, непрестижная, можно предложить ему на выбор похожие специальности, но более востребованные. Но ни в коем случае не осуждать. Необходимо наблюдать за ребенком с раннего возраста, чтобы вовремя выявить его способности и поддерживать в их развитии.
Второй ступенью станет школа. В старших классах часто в качестве дополнительной подготовки проводятся курсы профориентации. На них ученикам объясняют, как не ошибиться с выбором профессии, помогают каждому разобраться в своих индивидуальных особенностях.
В школу приходят представители различных ВУЗов, стремясь заинтересовать подростков, чтобы те поступали в дальнейшем в их заведение. ВУЗы проводят дни открытых дверей, во время которых будущие студенты могут лично ознакомиться со специальностями, которые преподает ВУЗ и решить для себя, что им больше подходит.
Третий уровень – государственные центры занятости населения. Здесь можно ознакомиться со списком востребованных профессий, послушать представителей различных учреждений. Центры занятости также могут проводить консультации для будущих выпускников с целью выявить их навыки и умения.
Существуют еще платные консультации. Их ведут профессиональные психологи и профориентаторы, центры тестирования и развития. На этих консультациях подросток выявляет личностные особенности, получает полезные рекомендации по саморазвитию.
Часто в центры тестирования обращаются и вполне взрослые люди, которые по той или иной причине ошиблись с выбором профессии, не могут разобраться в себе или же просто хотят сменить род деятельности.
В последнее время становятся популярными онлайн-курсы, комплексные мероприятия, направленные на раскрытие и развитие способностей подростка. Они тоже платные, но действенные.
Для того, чтобы жизнь была насыщенной и интересной, а работа доставляла удовольствие, стоит задуматься о будущей профессии задолго до реального поиска работы. Определившись с тем, кто вы — гуманитарий или технарь — и разобравшись, в чем разница, предпринимайте дальнейшие шаги для развития, и вы сможете найти дело по душе.
В этом видео вы узнаете о востребованности на рынке труда технарей и гуманитариев:
Что такое пирамида Дилтса и как на нас влияют технологии
Однажды Роберт Дилтс (американский разработчик, автор книг и консультант. — Прим. T&P) решил разобраться, как устроено наше сознание, и нарисовал пирамиду нейрологических уровней, каждый из которых отражает определенный способ мышления. Ее первый уровень связан с нашим окружением, второй — с тем, каким образом мы с этим окружением взаимодействуем. Далее следуют уровни действия и способностей, ценностей и убеждений, уровень, связанный с нашей ролью, вопросом «Кто я?», и уровень миссии: «Ради чего бóльшего я этим всем вообще занимаюсь?»
Если двигаться вверх по этой пирамиде, можно попробовать понять, что изменилось с появлением компьютерных технологий. С их помощью человек начинает по-другому взаимодействовать с миром. Например,
Мы делаем это супербыстро, не задумываясь, что для этого понадобилось развить целый набор способностей
Одна из них — умение отделять сигнал от шума, выделять важное в бесконечном доступном объеме информации. За этим навыком стоит некоторая трансформация убеждения: если раньше мы верили, что знания находятся в руках определенных людей и заведений (в университете, в голове конкретного профессора), то сейчас убеждены, что знания находятся везде
Эта корректировка на уровне убеждений позволяет нам приобретать новые навыки и действовать иначе.