Поэзия
Первое изданное стихотворение Адама Мицкевича называлось «Городская зима» (1818). Спустя 4 года была опубликована первая часть его дебютного поэтического сборника «Поэзия», в котором присутствовал знаменитый цикл «Баллады и поэмы».
Примерно через год свет увидела вторая часть сборника, где находились поэмы «Дзяды» и «Гражина». Тогда же Мицкевич был задержан и отправлен за решетку по «Делу филоматов». Через несколько месяцев ему удалось выйти на свободу, благодаря поручительству своих друзей.
В скором времени Адама сослали в Санкт-Петербург. После этого он посетил немало городов, успев побывать в Одессе, Крыму и Москве. В 1825 г. он сочинил нашумевшее стихотворение «Когда в час веселья…», оказавшее заметное влияние на культуру того времени.
Интересен факт, что музыку к этому стиху написали свыше 20 композиторов, включая Римского-Корсакова, Шопена, Глинку, Чайковского и др. Назад в Петербург поэт вернулся в конце 1828 г. Почти сразу тут была опубликована его поэма «Конрад Валленрод», в которой рассказывалось о противостоянии Литвы с крестоносцами.
К тому моменту биографии Мицкевич познакомился с видными декабристами и со многими представителями творческой интеллигенции, включая Александра Пушкина. Весной 1829 г. он выехал за рубеж, посетив Италию, Швейцарию и Германию.
В 1830-1831 гг. в Польше произошло Ноябрьское восстание. Адам пытался возвратиться на родину, но все его попытки не возымели успеха. В результате, он был вынужден обосноваться в Париже, где занимался политической публицистикой.
В 1834 г. во Франции был издан крупнейший труд Мицкевича – эпическая поэма «Пан Тадеуш». Данное произведение состояло из 12 частей, общим объемом около 10 000 строк! Сейчас оно считается польской национальной эпопеей и шедевром словесной живописи.
Примечательно, что в период 1944-2004 гг. «Пан Тадеуш» являлся наиболее издаваемым в Польше произведением польской художественной литературы – 155 изданий общим тиражом 9,7 млн копий. Адам Мицкевич был очень продуктивным писателем.
Наследие классика состоит из множества произведений различных стихотворных форм. Издав 2 тома сборника сочинений, он разработал и представил собственную программу, в основу которой легли народные мифы и традиции.
Наиболее популярными работами данного направления стали «Парис», «Романтика», «Свитезь» и «Свитезянка». Годы биографии, проведенные в России, вдохновили Мицкевича на создание «Крымских сонетов», в которых делался акцент на воссоединении человека с природой.
Поэмы «Повесть Вайделота» и «Альпухара» имели признание у русского читателя, хотя и не обладали такой же смысловой нагрузкой. В ходе путешествий по Европе Адам занимался созданием поэмы «Дзяды», в которой также были упомянуты народные сказания, верования и обычаи.
Важно отметить, что Мицкевич крайне негативно отзывался о политическом устройстве России, не принимая царской тирании по отношению к народу. В своем стихе «Русским друзьям» он пытался сказать читателю, что призывает к борьбе не с русским народом, а с царским деспотизмом, от которого страдают как поляки, так и русские
В произведении Адам взывал к русским поэтам, спрашивая у них: продали ли они свою душу императору или же остались верными своим свободолюбивым идеям. Похожие настроения прослеживаются в его «Дзядах» и в «Книге польского народа и польского пилигримтсва».
Мицкевич заявлял, что польский народ может успешно противостоять царскому гнету. В 1841 г. на него оказал серьезное влияние польский миссионер Анджей Товяньский. Это привело к тому, что за распространение товянизма в 1845 г. французские власти отстранили Адама от чтения лекций в Коллеж де Франсе, а в 1852 г. он был и вовсе уволен оттуда.
По мнению литературного критика Ксенофонта Полевого, Пушкин очень уважал Мицкевича. Более того, гений русской литературы, занимавший лидирующую позицию в кругу литераторов, в присутствии Адама вел себя гораздо скромнее.
Пушкин обращался к Адаму за советом или спрашивал его мнения по ряду разных вопросов, так как считал его более образованным и ученым. Любопытно, что после выхода «Конрад Валленрода», поэт Василий Жуковский как-то сказал Александру Сергеевичу: «Знаешь, брат, ведь он заткнет тебя за пояс», на что Пушкин ответил: «Ты не так говоришь, он уже заткнул меня».
Пушкин написал в честь Адама Мицкевича немало произведений, включая «В прохладе сладостной фонтанов» и «Он между нами жил». Интересен факт, что после его отъезда из Российской Империи весной 1829 г., Александр Сергеевич написал: «…Он вдохновлен был свыше и свысока взирал на жизнь».
После окончания университета
В 1819 году Адам Мицкевич выпустился из университета. Ему тут же предложили пройти педагогическую практику — и отправили в Каунас, подальше от происходивших в университете событий и царящей в нем атмосфере. Таким образом руководство университета хотело пресечь общение Мицкевича с членами тайных организаций и не позволить ему участвовать в них. Кто знает, возможно, таким шагом университетские начальники хотели защитить Мицкевича, понимая его талант, хотели обезопасить его, ведь судьба любой тайной организации и ее участников, по большому счету, является предрешенной. Помог ли такой «ход конем» Мицкевичу избежать определенных проблем, мы скажем далее, а вот что несомненно, так это то, что благодаря подобной «ссылке» стало возможным говорить о поэзии Адама Мицкевича как о самобытном явлении. Именно там, в Каунасе, он стал активно и много писать; именно там родились его первые произведения в жанре романтизма — баллады и поэмы, выражающие умонастроения и мировоззрения начинающего литератора. Как раз в те годы он написал ряд стихотворений, ставших программными. Среди них можно выделить «Оду к юности», например, сочиненную в 1820 году.
Учителем Адам Мицкевич трудился четыре года — вплоть до 1823-го. А потом… Потом грянула буря.
Детство и юность
Адам Мицкевич родился на хуторе Заоссе, вблизи городка Новогрудок. За 3 года до появления автора на свет эти земли принадлежали Речи Посполитой, а затем были присоединены к Российской империи. Сегодня территория принадлежит Беларуси, поэтому о творчестве поэта знают и местные жители.
Адам Мицкевич на скале Аюдаг. Художник Валентий Ванькович
Адам родился 24 декабря 1798 года. Отец мальчика, Миколай, был выходцем из старинного литовского рода. Когда-то он принадлежал к знати, но семья обеднела и не располагала состоянием. Мицкевич-старший вел адвокатскую практику, чтобы прокормить семью. В 1794 году мужчина поддержал восстание Тадеуша Костюшко и в своих сыновьях он воспитывал любовь к родине и уважение к шляхтичам. Мать Барбара, еврейка по происхождению, принадлежала семье мелкого служащего.
12 февраля 1799 года мальчика крестили в Новогрудском костеле Преображения Господня. С 1805 по 1815 годы он учился в доминиканской школе, основанной при храме Святого Архангела Михаила, и там увлекся литературным творчеством. Первые стихотворения Мицкевич написал в подростковом возрасте. Ему нравилось учиться.
Дом-музей Адама Мицкевича в Новогрудке
Тяга к знаниям и усердие помогли получить казенную стипендию и отправиться в Виленский университет, студентом которого он стал в 1815 году. Сначала основным направлением Мицкевича были физика и математика, но через год молодой человек перевелся на историко-филологический факультет. Интерес к литературе и истории оказался сильнее.
На новом факультете студент начал читать античные произведения в оригинале, изучал иностранные языки и посещал лекции именитых педагогов. Преподаватели помогли сформировать мировосприятие, собственное отношение к фактам и происходящему в мире. Классицистские идеи в их лекциях смешивались с новомодными романтическими тенденциями, которые подпитывали юношей.
Портрет Адама Мицкевича. Художник Юзеф Олешкевич
С 1817 года Мицкевич был в рядах студентов, участвовавших в создании патриотических университетских объединений: филоматов и филаретов. Патриоты родной страны, они боролись за сохранение родного языка и национальное достоинство, пропагандировали помощь нуждающимся. Позднее их убеждения сформировались в политическую программу.
Получив в 1819 году диплом об окончании университета, Мицкевич обрел возможность педагогической практики. Его направили в город Ковно, ныне Каунас. Прибегнув к такому шагу, чиновники, главенствующие в Виленском университете, попытались оградить поэта от участия в тайных организациях. Своеобразная ссылка положила начало созданию произведений в духе романтизма. Мицкевич писал баллады и поэмы, описывающие его взгляды и мировоззрение.
Нараджэнне паэта
Атрымаўшы запрашэнне, Мікалай Міцкевіч прыехаў у Завоссе, а з ім і яго цяжарная жонка Барбара. Дагэтуль сям’я Мікалая жыла ў Навагрудку, дзе здымалі палову дома. Калі ж па запрашэнні пляменніка прыехалі на сядзібу, у Барбары пачаліся роды: з’явіўся на свет хлопчык, якому наканавана было стаць вялікім.
— Тры гады Міцкевічы пражылі ў Завоссі. Пасля Мікалай здаў сядзібу ў арэнду, сям’я пераехала ў Навагрудак. У самым цэнтры яны купілі кавалак зямлі, дзе пабудавалі мураваны дом, — распавядае загадчык музея. ¾ У 1806 годзе, калі сястра Мікалая Міцкевіча Барбара выходзіла замуж за шляхціца Стыпулкоўскага, ён на вяселле падараваў ёй сядзібу. Чаму? Мікалай быў адвакатам, працаваў у Навагрудку, дабірацца трэба было 30 кіламетраў, дарога займала шмат часу. І каб сядзібны дом не пуставаў, было прынятае такое рашэнне.
Учеба в университете
Как уже упоминалось выше, семья Мицкевичей особыми богатствами не владела, а потому выучиться профессии за деньги Адам даже не помышлял. Ему, впрочем, несказанно повезло: благодаря своему усердию, тяге к знаниям и трудолюбию молодой Мицкевич получил казенную стипендию и смог попасть в Виленский университет. Согласно биографии Адама Мицкевича, его обучение там началось в 1815 году.
Забавно при этом, что поначалу юноша выбрал в качестве предмета своего интереса физику с математикой, невзирая на явное тяготение к литературе. Было очень сложно. Тем не менее год на подобном профиле выдержать он смог, а затем все ж таки перевелся на историю и филологию. Именно на этом факультете — словесном — сложилось собственное и однозначное мировосприятие Мицкевича.
В ссылке
Тем временем политические события в Польше не были спокойными. За молодёжью следили и однажды все члены «Общества филоматов» были арестованы. Адам не избежал этой участи и тоже был взят под стражу. Поначалу всех арестованных держали под стражей в Вильно, а после отправили в ссылку. Путь был долгим. Мицкевич оказался в Российской империи, где плодотворно работал и смог издать 5 книг. Важным событием в его жизни стало знакомство с самим Пушкиным, с которым они много беседовали о поэзии и жизни.
После Российской империи Мицкевич отправился в Рим, где узнал о восстании в Польше. На положительный исход поэт не рассчитывал, но сидеть сложа руки не собирался. Он хотел присоединиться к повстанцам. Быстро собравшись, Адам направился из Рима в Варшаву.
Доехать до Польши быстро не получилось, так как на своём пути Мицкевич встретил Констанцию Лубенскую. У них завязался роман, и поэт некоторое время находился в её поместье и только попал в Варшаву, когда всех мятежников разогнали.
После этого поэт отправился в Париж, где познакомился с самим Шопеном и писательницей Жорж Санд. Также здесь Мицкевич встретил Целину Шимановскую, дочь пианистки.
Время, прожитое в Париже, оказалось для Мицкевича плодотворным. Он написал поэмы «Дзяды» и «Пан Тадеуш». После этого стихи Адам больше не писал, так как выяснилось, что его жена душевно больна. Несмотря на это, она подарила Адаму семерых детей. Исцелить жену помог Анджей Товянский, у которого был гипнотический дар.
После исцеления жены Мицкевич стал поддерживать Товнянского, который организовал секту и проповедовал мессианизм. Этим занялся и поэт. За это ему не разрешили читать лекции в парижском колледже, где он работал.
Во время Крымской войны поэт отправился в Турцию, где заболел холерой. Справиться с болезнью он не смог и умер на чужбине. Через 35 лет его прах был перезахоронен в Краковском соборе.
Адам Мицкевич стал изгнанником, которого всегда тянуло на Родину. К сожалению, поэту пришлось большую часть своей жизни прожить на чужбине.
НАШИ ЛЮДИ
Малышев Андрей Валентинович Литература
русский писатель
Рахимов Родион Галинурович Литература
советский и российский писатель, публицист, переводчик, эколог, общественный деятель
K’naan Литература
сомалийско-канадский поэт, рэпер и музыкант
Iванiв, Виктор Литература
российский поэт и писатель, кандидат филологических наук
FM-2030 Литература
писатель-фантаст, футуролог и философ, один из основателей трансгуманистического движения
Яшин, Александр Яковлевич Литература
русский советский прозаик и поэт
Яшен, Камиль Литература
советский узбекский прозаик, поэт, драматург, общественный деятель
Яшвили, Паоло Джибраэлович Литература
грузинский советский поэт и общественный деятель
Язык Мицкевича
Литовская памятная монета номиналом 50 литов, отчеканенная в 1998 году в честь 200-летия со дня рождения Адама Мицкевича.
Язык Адама Мицкевича является в большой степени языком польскоязычной шляхты в Белоруссии и Литве, к которой принадлежал сам поэт и которая с точки зрения грамматической системы и лексических ресурсов имеет в себе множество белорусских элементов, восходящих к местным белорусским говорам. В своём творчестве провинциализмы поэт вводил целенаправленно, тем самым подчеркивая свою локальную особенность. Доктор филологических наук и профессор БГУ Николай Хаустович отмечает, что язык своих произведений Мицкевич называл польским, изредка — «литвинским».
Многие учёные, как историки литературы, так и языковеды, соглашаются с тем, что сложно говорить о языке поэта как о художественном средстве, пока не будет изучен объём и характер его провинциализмов. Профессор Университета имени Адама Мицкевича Станислав Добжицкий в своей работе «Несколько наблюдений за языком Мицкевича» зарегистрировал многочисленные языковые факты, встречающиеся в произведениях Мицкевича, которые выходят за границы литературного польского языка.
В 1936 году литературовед и доктор философии польской и славянской литературы Виленского университета Станислав Станкевич в своем труде «Белорусские элементы в польской романтической поэзии» (польск. Pierwiastki białoruskie w polskiej poezji romantycznej) программно подсуммировал отличительные черты в сфере фонетики, морфологии, синтаксиса и особенности грамматических категорий рода и числа языка Адама Мицкевича в его стихотворных произведениях и филоматской корреспонденции поэта.
Зная литовский язык, Мицкевич придумал и несколько имён, используя разные литовские слова, включая популярное в Литве и Польше имя Гражина; лит. Gražina, польск. Grażyna, построенное от литовского слова graži («красивая») и популярное в Литве имя Живиле; лит. Živilė от литовских слов žygiuoti («двигаться») и viltis («надежда»). Единственные фрагменты на жемайтском говоре литовского языка записаны Мицкевичем в Париже (на Batignol rue de la Santé в 1851 или 1852 г.), когда при встрече с другом Людмилевом Корыльским, при игре в шахматы и распевании польских и литовских песен, разыгрался спор. Корыльский начал петь литовские песни на жемайтском говоре. Мицкевич, встревожившись, что песни поются неправильно, взял листок бумаги и записал по памяти эти три литовские песни. Песни опубликованы в 1908 году сыном Мицкевича Владиславом.
Рэканструкцыя гісторыі
З тых часоў, калі нарадзіўся Адам Міцкевіч, мінула ўжо 222 гады. Сядзіба ў Завоссі з’яўляецца рэканструкцыяй дома Міцкевічаў, а аўтэнтычны будынак быў спалены падчас Першай сусветнай вайны ў 1916 годзе.
Пазней, калі гэтыя землі адышлі да тэрыторыі Польшчы (з 1921 па 1939 год), польскія вайскоўцы, будуючы там другую лінію абароны (калі з Мінска ехалі, непадалёк ад Баранавіч на палях бачылі бетонныя збудаванні), вырашылі ўславіць куточак, які нарадзіў такую слынную асобу, і за свіронкам (двухпавярховая пабудова на тэрыторыі сядзібы) у 1927 годзе паставілі абеліск з надпісам «Адаму Міцкевічу ад Рэчы Паспалітай». Падчас Другой сусветнай вайны абеліск быў разбураны, і толькі пасля Вялікай Айчыннай, у 1955 годзе, яго ўзнавілі.
На ім напісана па-беларуску «Тут, у Завоссі, 24 снежня 1798 года нарадзіўся вялікі паэт Адам Міцкевіч».
Калі набліжалася 200-годдзе з дня нараджэння Адама Міцкевіча, сядзібу ў Завоссі вырашылі адрадзіць. Летам 1993 года ў Баранавіцкі раён прыехалі прафесары з Мінска, Гродна, правялі археалагічныя даследаванні, падчас якіх знайшлі рэшткі пабудоў, спаленых у 1916 годзе. Падмуркі падвысілі, вонкавы выгляд сядзібы аднавілі па малюнку Эдварда Паўловіча 1843 года.
З правага боку ад уваходнай брамкі — калодзеж, далей хлеў для жывёлы, пасля гумно, куды звозілі неабмалочанае жыта. З левага боку ад уваходу — свіран: на першым паверсе знаходзіліся засекі для зерня, кублы з салам, розныя саленні, гаспадарчы рыштунак.
У цэнтры сядзібы — хата. Гэта тыповая шляхецкае збудаванне канца XVIII — пачатку XIX стагоддзя, бо Адам Міцкевіч быў шляхціцам — вольным чалавекам. Тым не менш шляхта, якая жыла на гэтых землях, была бедная, таму шмат працавала, каб пракарміць сям’ю.
— Шляхецтва атрымоўвалі падчас вайны. Калі пачыналася чарговая вайна, шляхта мела абавязак — ісці бараніць сваю зямлю, — распавядае загадчык Музея-сядзібы «Завоссе» Віктар Дмухоўскі. — Шляхта выбірала ў вёсках ды на хутарах дужых хлопцаў, іх запісвалі ў атрады. Калі яны жывымі вярталіся дахаты, ім давалі і шляхецтва, і зямельны надзел. Многія потым нават не ведалі, што з ім рабіць: прадавалі або здавалі ў арэнду. Дзяцей у сем’ях было шмат. Калі жаніліся ці замуж выходзілі, бацька павінен быў кожнаму даць кавалак зямлі. У выніку сам ён, бывала, заставаўся ні з чым і, каб пракарміць сям’ю, вымушаны быў арандаваць зямлю.
Ад Яновічаў да Міцкевічаў
У пачатку XVIII стагоддзя жыў на сядзібе пан Яновіч. Працавіты быў, але дужа зайздросны. Хацеў, каб у яго было ўсё самае лепшае. Але ж на кожнае жаданне патрэбны грошы. У пана Яновіча іх не было. Прыкладам, упадабаў ён суседскага каня, дык не мог ні спаць, ні есці. Пачаў грошы пазычаць. У аднаго суседа, пасля ў другога… А калі надышоў час вяртаць доўг, адмовіўся. Суседзям абрыдла чакаць, і яны напісалі заяву ў Наваградскі суд. Кожны з крэдытораў, згодна з колькасцю грошай, якія пазычыў пан Яновіч, атрымаў паперу на пэўную маёмасць. Хтосьці каня забраў, хтосьці воз або сані…
— Самым вялікім крэдыторам пана Яновіча быў Юзэф Міцкевіч, родны брат дзеда Адама Міцкевіча, — тлумачыць Віктар Дмухоўскі. — Юзэф пазычыў 200 злотых і атрымаў паперу на сядзібу. Але ж гэта не азначае, што Міцкевіч да Яновіча прыехаў з паперай і забраў зямлю. Прыехалі Міцкевічы на сядзібу першы раз, Яновічы сустрэлі іх сабакамі, прыехалі другі — Яновіч з сынамі ўзялі стрэльбы… Тры гады новыя гаспадары не маглі ўступіць у правы маёмасці.
Міцкевічам абрыдла ездзіць на сядзібу, яны сабралі ўсіх сваякоў, сяброў, знёмых, пазычылі гармату, прывезлі ў Завоссе і паставілі за свіронкам. Пальнулі ўверх для страху. Сабакі пахаваліся, а пан Яновіч падумаў, што канец яму будзе, таму разам з сям’ёй нарэшце з’ехаў з сядзібы. Такім чынам, Міцкевічы арганізавалі па тым часе самы сапраўдны наезд. Дарэчы, паэма Адама Міцкевіча, якую ён пісаў у Парыжы, называецца «Пан Тадэвуш, або апошні наезд у Літве».
Так і жылі Міцкевічы — Юзэф і яго малодшы брат Базыль. Базыль знайшоў сабе ў ваколіцах жонку, нарадзіўся ў іх сын. У пачатку 1798 года памёр Юзэф, а пасля і жонка Базыля. Сядзіба засталася без гаспадыні. Сябры новага гаспадара падказалі яму, што пад Навагрудкам жыве маладая ўдава.
У верасні 1798 года Базыль паехаў у сваты, а гаспадаром на сядзібе пакінуў свайго сына Феліцыяна, якому на той момант было 12 гадоў. Пад Навагрудкам ён сустрэў Яновічаў, якія не забылі і не даравалі Міцкевічам наезд у Завоссі. Яны схапілі Базыля і збілі. Па вяртанні дадому, два ён месяцы хварэў і памёр. Феліцыян, разумеючы, што гаспадар з яго у 12 гадоў ніякі, напісаў ліст роднаму дзядзьку Мікалаю Міцкевічу: запрасіў яго кіраваць сядзібай.
Творчество
Автограф Мицкевича
«Пан Тадеуш». Титульная страница первого издания
Первое стихотворение «Городская зима» („Zima miejska“) опубликовано в 1818 году в виленской газете „Tygodnik Wileński“. Изданный Юзефом Завадскимпервый стихотворный сборник «Поэзия» („Poezje“, т. 1, Вильна, 1822) включал «Баллады и романсы» („Ballady i Romanse“) и предисловие «О романтической поэзии» („O poezji romantycznej“), став манифестом романтического направления в польской литературе.
Одним из первых его произведений была «Живиля», в котором героиня — литовская девушка Живиля убивает своего возлюбленного за то, что тот впускает в родной город русских. Это было одним из первых его произведений, переведённым на иностранный (литовский) язык Симоном Даукантосом в 1819 году.
Во второй том «Поэзии» (1823) вошли романтическая лироэпическая поэма «Гражина» („Grażyna“) и части 2 и 4 драматической поэмы «Дзяды» (польск.)русск.. В России вышла книга «Сонеты» (1826), включившая цикл «Крымские сонеты» („Sonety krymskie“) с образом героя-пилигрима, тоскующего о покинутой родине, и новыми для польской поэзии восточными мотивами.
В Санкт-Петербурге в 1828 году вышла поэма «Конрад Валленрод» („Konrad Wallenrod“) с посвящением императору Николаю I. В ней повествуется о борьбе населения Литвы с крестоносцами. Заглавный персонаж — трагический герой, одинокий борец в стане врага, жертвующий личным счастьем ради спасения своего народа. Литвин по происхождению, мнимо отрекшийся от своей родины и ставший во главе Тевтонского ордена, он своим коварством ведёт Орден к катастрофе. Поэма прочитывалась современниками как аллюзия борьбы поляков с поработителями и разрешение проблемы примирения морали с политикой: внешне смириться с оказавшимся сильнее врагом и пойти на службу к нему, одновременно тайно действуя против него («валленродизм»). В сборник «Поэзия» (т. 1—2, 1829) вошли лирические стихи, поэма «Фарис» и баллады.
В 3-й части поэмы «Дзяды» (1832) с фрагментарным построением и двумя планами действия, фантастическим и реальным, изображено, в частности, следствие по делу филаретов, излагается доктрина «польского мессианизма», согласно которой страдания Польши связаны с особым историческим призванием народа-мученика — «Христа народов».
К «Дзядам» примыкает «Отрывок» — цикл стихотворений с картинами России. В него вошли такие стихи, как «Памятник Петру Великому», «Дорога в Россию», «Олешкевич», «Петербург», «Моим друзьям-москалям» (в русском переводе — «Русским друзям»). Своим стихотворением «Моим друзьям-москалям» (1830) Мицкевич хотел сказать, что призывает к борьбе не с русским народом, а с имперским гнетом, от которого страдают как поляки, так и русские. В нём, обращаясь к русским поэтам, он спрашивает, остались ли они верны своим свободолюбивым идеалам: «Может быть, кто-то из вас продал душу свою царю и сегодня на его пороге бьёт ему поклоны… Может быть, кто-то из вас продажным языком прославляет его триумф и радуется мучениям своих друзей…»
Идеи польского мессианизма развиты в художественно-публицистическом сочинении «Книги польского народа и польского пилигримства» („Księgi narodu polskiego i pielgrzymstwa polskiego“, 1832). Польское рассеяние призвано участвовать во всеобщей войне за вольность народов, воскресение которых должно привести в воскресению Польши. Те же идеи пропагандировались в статьях Мицкевича в газете «Польский пилигрим» („Pielgrzym Polski“, 1832—1833).
Крупнейшее произведение Мицкевича — эпическая поэма «Пан Тадеуш» („Pan Tadeusz czyli Ostatni zajazd na Litwie“), писавшаяся в 1832—1834 и изданная в Париже в 1834 году. В поэме создан полный ностальгии и юмора образ красочных, но исторически обреченных шляхетских нравов. Считается польской национальной эпопеей и шедевром словесной живописи. «Пан Тадеуш» экранизован польским режиссёром Анджеем Вайдой (1999).
Мицкевич, сосредоточив в себе дух своего народа, первый дал польской поэзии право иметь свой голос среди умственных депутатов Европы и вместе с тем дал ей возможность действовать и на нашу поэзию.