Диоген: биография
На полотне немецкого живописца Иоганна Тишбейна «Диоген искал человека», написанном в 1780 г., изображен античный седовласый старец с горящей свечой в закрытом фонаре. Он шествует по улице среди женщин и мужчин на фоне греческой статуи и египетской пирамиды.
Опираясь на посох, Диоген освещает пространство вокруг себя. Его лицо сосредоточено и целеустремленно. Люди, следящие за ним как будто ждут ответа или указания от мудреца.
Художник идеализировал отношение современников к Диогену Синопскому. Достойная оценка, признание, цитирование крылатых фраз, звание «философского саксаула» — все придет к нему гораздо позже.
Точные дата рождения Диогена, также как и обстоятельства его смерти, до сих пор не установлены. Родился он около 412 г. до нашей эры в греческой колонии Синоп на южном побережье Черного моря.
Диоген и Александр Македонский
Умер Диоген Синопский в городе Коринфе в довольно почтенном возрасте в один день с великим полководцем Александром Македонским — 10 июня 323 г. до нашей эры, который прожил в три раза меньше старца. Диоген был современником Аристотеля, выдающегося философа, ученика Платона и наставника Александра Македонского.
Александр Македонский и Диоген
Истории известны факты встреч при жизни нищего философа и властителя половины мира. Македонский восхищался мудрецом, заявлял, что хотел бы быть Диогеном. Провидец предсказал смерть Александру в походе на Индию.
Диоген и его история
Отец Диогена занимался чеканкой и разменом монет. Видимо, он был влиятельным человеком в обществе, так как найдены монеты с изображением личного профиля.
Привлекая сына к семейному ремеслу, участвовал в общественной жизни города. Но нажил себе проблем в схватке между персидскими и греческими группировками за установление политической власти.
Диогену предсказывали, что у него произойдет переоценка ценностей. Молодой мужчина попал на службу. Там он воевал, был взят в плен македонцами и продан в рабство. Купивший Диогена рабовладелец, оценил ум и таланты пленного грека. Он доверил ему обучение своих сыновей метанию дротиков, верховой езде, поэзии и истории.
В философии Диоген придерживался идей космополитизма. Своим учителем считал Антифена, основателя школы киников (дословное значение — истинная собака). Доподлинно неизвестно, встречались ли они лично друг с другом.
В свое время Антифен учился у Сократа. Эта преемственность мыслей прослеживалась в учении философов и Диогена называли «сумасшедшим Сократом». Являясь оппонентом Платона, он оспаривал с ним материальную сущность вещей: «чашку вижу, а чашности — нет».
Активный пропагандист полной свободы и независимости, целомудрия и самоконтроля, разрушитель общепринятых устоев, норм морали и религиозных церемоний, Диоген высмеивал даже толкователей снов.
Великий аскет
Автор многочисленных сочиненных им трагедий и трактатов, представляющих единую систему взглядов, формой своего поведения выбрал эпатаж. Мыслитель шокировал сограждан своим аскетическим и суровым образом жизни. Он жил в бочке, добровольно лишая себя абсолютно всего.
Увидев, как мальчишка ловко пьет воду из подставленных под струю ладошек, он разбил свою единственную глиняную чашку. Решив, что вполне может обходиться и без нее. Единственный его слуга Манес и тот сбежал от своего хозяина. Просил мудрец о чем-либо у безмолвных статуй, приучая себя к отказам и непониманию.
Памятник Диогену Синопскому
Идеи философа, которому завидовал великий Александр Македонский, не имеют национальности, они вселенского масштаба. Памятник человеку мира, как он сам себя называл, стоит в Турции на родине философа. Мраморный Диоген Синопский с фонарем и собакой до сих пор ищут человека среди людей.
В этом видео «Диоген Синопский» дополнительная информация к статье
Уважаемые читатели, оставляйте комментарии к статье. Не стесняйтесь!
Философия Диогена
Диоген приехал в Афины, где познакомился с Антисфеном, однако поначалу последний отказывался брать будущего философа в ученики. Но Диоген был таким настойчивым, что Антисфену пришлось согласиться.
Подобно своему учителю, Диоген верил в самоконтроль, важность личности каждого человека и был уверен, что каждый должен стремиться к совершенству в своей жизни и поведении (к добродетели) и отказаться от всего ненужного: личных вещей, социального статуса. Диоген был настолько горяч по темпераменту, что проповедовал свои взгляды на рынках в Афинах, на городских улочках и везде, где был народ
Диоген был настолько горяч по темпераменту, что проповедовал свои взгляды на рынках в Афинах, на городских улочках и везде, где был народ.
Однажды он поселился в бочке из-под вина, чтобы на собственном примере доказать всем окружающим, что настоящему философу и счастливому человеку вполне достаточно таких условий существования для обретения истинного счастья.
О Диогене складывалось множество легенд.
Он был достаточно популярным персонажем в Афинах: иногда его прямолинейность не знала границ. Стремясь к идеалу честности, Диоген выступает против всего «манерного» в человеческой природе.
Во время публичных выступлений он мог начать справлять нужду или мастурбировать, не считая это зазорным.
Философ считал, что человеческая личность — это самое ценное, что может быть в мире, и никакие социальные и моральные условности не должны мешать духовному развитию людей.
По мнению Диогена, общество было насквозь искусственным, потому что большая часть людей не соответствовала высоким принципам морали и добродетели.
Общество просто не могло воспитать прекрасных людей. Именно поэтому Диоген ходил по городу со свечой в поисках настоящего человека, соответствующего его высоким идеалам.
Все люди, по мнению философа, пребывают в сонном состоянии, не осознавая, что реальность — это не всё, что существует на самом деле, что гораздо важнее уделять внимание внутреннему миру, чем внешнему. Как это ни странно, Диоген не был первым философом, утверждавшим, что люди должны обращаться к себе: Гераклит, Ксенофан и даже Сократ указывали на необходимость «проснуться» от навязчивых человеческих дум и чаяний, чтобы полностью познать себя и мир
Как это ни странно, Диоген не был первым философом, утверждавшим, что люди должны обращаться к себе: Гераклит, Ксенофан и даже Сократ указывали на необходимость «проснуться» от навязчивых человеческих дум и чаяний, чтобы полностью познать себя и мир.
Жители Афин часто считали Диогена душевно больным — слишком рьяно он отстаивал свои жизненные взгляды.
Но философ на собственном примере хотел показать, как нужно жить. И хотел, чтобы все люди следовали его ценностям.
Философия Диогена
Во время своих странствий Диоген дошел до Афин, где на главной площади города услышал речь философа Антисфена. То, что говорил Антисфен произвело на парня большое впечатление.
Памятник Диогену
В результате, Диоген решил стать последователем учения афинского философа.
Поскольку у него не бело денег, он не мог снять комнату, не говоря уже о покупке дома. После недолгих размышлений, Диоген пошел на радикальные меры.
Отчаянный ученик устроил себе жилье в большой керамической бочке, которую он вкопал неподалеку от городской площади. Именно это породило выражение «бочка Диогена».
Стоит заметить, что Антисфена очень раздражало присутствие настырного незнакомца. Однажды он даже избил его палкой, чтобы тот ушел, однако это не помогло.
Тогда Антисфен не мог и представить, что именно Диоген станет ярчайшим представителем школы киников.
Философия Диогена опиралась на аскетизм. Ему были чужды любые блага, к которым так стремились окружающие его люди.
Мудрец тянулся к единению с природой, игнорируя законы, чиновников и религиозных деятелей. Себя он называл космополитом – гражданином мира.
После смерти Антисфена, отношение афинян к Диогену еще больше ухудшилось и на то были причины. Горожане считали его сумасшедшим.
Александр Македонский перед Диогеном
Диоген мог в публичном месте заниматься онанизмом, нагишом стоять под ливнем и совершать множество других неадекватных поступков.
Тем не менее с каждым днем слава о сумасшедшем философе становилась все больше. В итоге с ним захотел пообщаться сам Александр Македонский.
Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но тот спокойно проводил время у себя. Тогда полководец был вынужден самостоятельно посетить философа.
Александр Великий застал Диогена греющимся на солнце. Подойдя к нему он произнес:
– Я великий царь Александр!
– А я, – ответил мудрец, – собака Диоген. Кто бросит кусок – тому виляю, кто не бросит – облаиваю, кто злой человек – кусаю».
– А меня ты боишься?», – спросил Александр.
– А что ты такое, зло или добро? – поинтересовался философ.
– Добро, – сказал тот.
– А кто же боится добра? – заключил Диоген.
Поразившись таким ответам, великий полководец позже якобы сказал следующее:
«Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».
Философ неоднократно вступал в жаркие споры с Платоном. Однако он конфликтовал и с другими яркими мыслителями, включая Анаксимена Лампсакского и Аристиппа.
Диоген с фонарем ищет человека
Как-то раз горожане увидели днем Диогена, ходящего по городской площади с фонарем в руках. При этом «сумасшедший» философ периодически выкрикивал фразу: «Ищу человека».
Таким способом мужчина показывал свое отношение к обществу. Он часто критиковал афинян, высказывая в их адрес массу негативных отзывов.
Однажды, когда Диоген начал прямо на рынке делиться с прохожими глубокими мыслями, на его речь никто не обращал внимания. Тогда он резко защебетал по-птичьи, после чего вокруг него сразу же собралось много народа.
Мудрец с досадой произнес: «Это уровень вашего развития ведь, когда я говорил умные вещи, меня игнорировали, но когда я закричал как петух, все с интересом стали меня слушать».
Накануне войны греков с македонским царем Филиппом 2, Диоген на судне отправился к побережью Эгины. Однако во время плавания, корабль захватили пираты, которые либо убивали пассажиров, либо брали их в плен.
Став пленником, Диоген вскоре был продан коринфянину Ксеаниду. Хозяин философа поручил ему воспитывать и обучать своих детей. Стоит признать, что учителем философ был хорошим.
Диоген в бочке
Диоген делился с детьми не только своими знаниями, но также обучил их верховой езде и метанию дротиков. Кроме этого, он привил им любовь к физическим тренировкам.
Последователи учений Диогена, предлагали мудрецу выкупить его из рабства, но тот отказывался. Он заявлял, что даже при таком положении вещей может быть – «господином своего господина».
Смерть
Диоген умер в 323 г. до н.э. Версий его смерти было названо множество. Кто-то полагает, что умер он, практикуясь в задержке дыхания, кто-то верит, что он отравился сырым осьминогом, а некоторые придерживаются мнения, что он погиб от укуса больной собаки. Когда философа спрашивали, как хочет он, чтобы его похоронили, он всегда отвечал, что желал бы быть брошенным за городской стеной, чтобы дикие звери пировали над его телом. В ответ же на то, не будет ли ему самому от этого страшно, он отвечал: «Вовсе нет, если вы снабдите меня палкой». На все изумлённые замечания о том, как он сможет воспользоваться палкой, когда у него не будет сознания, Диоген говорил: «С чего же мне тогда переживать, когда сознания у меня всё равно не будет?» Уже в более поздний период своей жизни Диоген будет потешаться над чрезмерным интересом, проявляемым людьми к «надлежащему» обращению с мёртвыми. В память о нём коринфяне воздвигли колонну паросского мрамора, на которой, свернувшись калачом, спит собака.
Диоген и Александр Македонский
Однажды Македонский решил познакомиться и побеседовать с мудрецом. Он нашёл его нежащимся на солнышке. Александр подошёл и сказал: “Я Македонский!” На что философ сказал: “А я собака Диоген!” “Почему же ты называешь сам себя собакой” – спросил великий воин. В ответ он услышал: “Кто бросит мне кусок – тому повиляю, кто не бросит – того облаю, а кто злой – того покусаю.”
Тогда Македонский спросил, боится ли он его? На что мудрец задал встречный вопрос: “А ты злой или добрый?” Услышав в ответ, что добрый, он ответил, что зачем же ему бояться доброго. Македонский сказал: “Проси, чего хочешь!” А взамен услышал от аскета: “Отойди, ты мне закрываешь солнце!”
После смерти мудреца, аскета и философа горожане поставили на его могиле памятник в виде собачьей головы. Надпись на нём гласит: “Даже бронза и та ветшает со временем, но слава твоя не пройдёт. Ты сумел убедить, что жизнь сама по себе ценна и достаточна и показал наипростейший её путь.”
Вот такой вот он был жизненный идеал Диогена Синопского, жившего в бочке на главной площади Афин. А философ он такой же, как и наши отечественные юродивые и блаженные. Только их “философов” мы изучаем, а своих нет.
Биография
Античность считается благоприятной почвой для возникновения школ философии – человечество уже сделало культурный скачок и расширило горизонты знаний, что, в свою очередь, породило еще больше вопросов. Тогда было сформулировано учение Сократа, дополненное и переработанное его прославленным учеником Платоном. Это учение стало классическим, поэтому остается актуальным и по сей день.
Античные философы на картине Рафаэля «Афинская школа»
Но были и другие философские школы, например, школа киников, основанная другим учеником Сократа — Антисфеном. Яркий представитель этого течения — Диоген Синопский, прославившийся извечными спорами с Платоном, а также эпатажными (порой даже вульгарными) выходками.
Диоген vs Платон
Широко известен факт об извечных спорах между Диогеном и Платоном. Два непримиримых философа не упускали случая подметить ошибки другого. Диоген видел в Платоне лишь «болтуна». Платон, в свою очередь, называл Диогена «безумным Сократом».
Рассуждая о понятиях и свойствах, Платон пришел к выводу, что каждый предмет имеет собственные свойства. Эту теорию с радостью парировал Диоген: «Я вижу стол и чашу, но не вижу чашности и стольности.» На это Платон ответил: «Чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть глаза, а чтобы видеть стольность и чашность, у тебя нет разума.».
Самый блистательный момент Диогена — его несогласие с теорией Платона о том, что человек — это птица без перьев. Во время одной из лекций Платона Диоген ворвался в зал и бросил ощипанного петуха под ноги аудитории, воскликнув: «Глядите, вот он — человек Платона!».
Отношения между ними, в целом, были напряженные. Диоген открыто выказывал свое пренебрежение идеализмом Платона и самой личностью философа. Он считал его пустословом и презирал за пресмыкательство. Платон, не отставая от оппонента, называл Диогена собакой и сетовал на отсутствие у него разума.
Путь к истине
Диоген, философия которого может показаться противоречивой и странной (а все из-за того, что до нас не дошли его работы в первозданном виде), был учеником Антисфена. История говорит, что учитель вначале сильно невзлюбил юношу, который искал истину. Все потому, что был он сыном менялы, который не только сидел в тюрьме (за сделки с деньгами), но и имел не самую лучшую репутацию. Почтительный Антисфен пытался прогнать нового ученика, и даже колотил его палкой, но Диоген с места не сдвинулся. Он жаждал знаний, и Антисфен должен был открыть их ему. Своим кредо Диоген Синопский считал то, что он должен продолжать дело отца, но в другом масштабе. Если его папа портил монету в буквальном смысле, то философ решил портить все устоявшиеся штампы, рушить традиции и предрассудки. Он желал как бы стереть из те лживые ценности, которые были насажены им. Честь, слава, богатство — все это он считал фальшивой надписью на монетах из низменного металла.
Отношения с Александром
Уже в Коринфе, Диоген встречается с Александром Великим. По свидетельствам Плутарха и Диогена Лаэртского, двое обменялись лишь парой слов. Однажды утром, когда Диоген отдыхал, нежась в лучах солнца, его потревожили, чтобы представить известному философу, Александру. Когда его спросили, рад ли он такой чести, Диоген ответил: «Да, только ты закрываешь мне солнце», – на что Александр сказал: «Если бы я не был Александром, я желал бы быть Диогеном». Есть и другая история, согласно которой Александр застал Диогена созерцающим груду человеческих костей. Своё занятие Диоген пояснил так: «Я ищу кости твоего отца, вот только никак не могу отличить их от рабских».
Цинизм
Диоген основал философскую школу цинизма, которая является ветвью, положившей начало развитию стоицизма, и у них есть много общих черт, таких как жизнь в соответствии с природой или по назначению природы ( в смысле разума). Сегодня слово циник искажено, в большей степени оно означает темный, жесткий или, скорее, нигилистический, когда в древние времена философская догма была очень живой и без каких-либо реальных пессимистических коннотаций, с которыми это слово связано сегодня. Диоген изложил философию с цинизмом, который был очень анти-традиционалистским и против типичного принятого кодекса поведения Афинского общества, особенно вежливого общества.
Цинизм стремился решительно бросить вызов почти всем господствующим идеям в древних Афинах – буквально всему; Диоген создал философию, которая приняла близко к сердцу старую пословицу “подвергай сомнению все!” Он действительно жил этой философией. Почему деньги ценны? Почему важна традиция? Почему что-то ценно только потому, что другие говорят, что это ценно? Должен ли я заботиться о том, что другие люди любят, любят или даже уважают меня? Если да, то почему? Эти вопросы многие из нас все еще пытаются решить на глубоком уровне мысли сегодня, и Диоген не только искал ответы на них, он стремился через свою жизнь конкретно продемонстрировать, что его философия была больше, чем просто слова — это должна была быть философия жизни.
Знаменитые выходки Диогена
См. Исторические анекдоты о Диогене
Аскетизм и жизнь в бочке
«Диоген». Джон Уотерхаус, 1882 год
См. Почему Диоген жил в бочке
Диоген провозглашал идеал аскетизма на примере мыши, которая ничего не боялась, ни к чему не стремилась и довольствовалась малым. Из вещей он имел лишь суму и посох. Иногда его видели идущим босым по снегу. Смысл аскетизма заключался в том, что подлинное счастье заключается в свободе и независимости.
Во время проживания в Афинах Диоген избрал себе в качестве жилища большой глиняный кувшин (пифос, который закапывали в землю и в котором хранили зерно, вино, масло или хоронили людей) возле Афинской горы, а вместо кровати использовал свой плащ. Позже стали говорить, что Диоген жил в бочке, но древние греки бочек не делали.
Однажды мальчишки разбили его дом, но афиняне предоставили ему новый пифос.
Интересно, что не смотря на крайний аскетизм у Диогена Лаэртского присутствует история, согласно которой у Диогена был раб:
Когда у него убежал раб, ему советовали пуститься на розыски. "Смешно, — сказал Диоген, — если Манет может жить без Диогена, а Диоген не сможет жить без Манета".
Не загораживай мне солнце
«Александр Македонский перед Диогеном», И. Ф. Тупылев, 1787 год.
См. Диоген и Александр Македонский
У Александра Македонского он попросил лишь, чтобы тот не загораживал ему солнца. Прослышав о Диогене, величайший государь пожелал встретиться с ним, но когда он подошел к философу и сказал: «Проси, чего хочешь», Диоген ответил: «Не засти мне солнца». В этом ответе как раз и заключена идея автаркии, ибо для Диогена совершенно безразлично все, включая и Александра, кроме своей собственной души и своих собственных представлений о счастье.
Ищу человека
«Диоген искал человека». Иоганн Тишбейн, около 1780-х годов
См. Диоген в поисках человека
Девизом всех киников можно считать слова Диогена: «Ищу человека». По преданиям, Диоген, бесконечно повторяя эту фразу, среди белого дня ходил с зажженным фонарем среди толпы. Смысл этого поступка философа заключался в том, что он демонстрировал людям их неверное понимание сущности человеческой личности.
Однажды он стал звать людей, и когда те сбежались, набросился на них с палкой, говоря, что звал людей, а не мерзавцев.
Топчу спесь Платона
Диоген неоднократно спорил с Платоном. Однажды топча циновку, он восклицал: «Топчу спесь Платона». Когда Платон изрёк, что человек — это «двуногое животное без перьев», то Диоген ощипал петуха и назвал его платоновским человеком. Платон, в свою очередь, называл его «обезумевшим Сократом». Возражая учению Платона о сущности вещей, Диоген говорил: «чашу вижу, а чашности — нет».
Видя скудный образ жизни Диогена, Платон заметил, что даже в рабстве у тирана Сиракуз Дионисия он не мыл сам овощи, на что получил ответ, что если бы мыл овощи сам, то не оказался бы в рабстве.
А когда Платон назвал его собакой, Диоген метко ответил: «И верно: ведь я прибежал обратно к тем, кто меня продал»намекая на то, что Платон хотя и поплатился продажею в рабство за свою поездку в Сицилию, но все же поехал туда и во второй и в третий раз.
Диоген и Аристипп
Диоген и философ-богач Аристипп (которого Диоген назвал «царским псом» за угодливость перед лицом сиракузского тирана Дионисия) терпеть не могли друг друга и всегда находили повод «уколоть» друг друга мудрой мыслью, тем более, если рядом находился еще кто-то из посторонних. Однажды Аристипп проходил по площади мимо Диогена, который чистил овощи. Насмехаясь, Диоген сказал: «Если бы ты умел кормиться вот этим, тебе бы не пришлось прислуживать при дворах тиранов». Аристипп ответил: «А если бы ты умел обращаться с людьми, то тебе бы не пришлось чистить себе овощи».
Была у этих двух философов и общая любовница — гетера Лаиса (или Лаида). Иногда оба соперника, Диоген и Аристипп, встречались нечаянно у дверей своей любовницы «во внеурочный час», когда им не назначали. Любопытно, что с богатого Аристиппа она брала огромные деньги за свои услуги, в то время как цинику и грубияну Диогену они доставались бесплатно. Однажды Диоген сказал по этому поводу: «Но ты тратишь на нее столько денег, а она за медный обол ублажает меня, бедного киника». «Я плачу этой женщине, чтобы самому наслаждаться ею, а вовсе не для того, чтобы запрещать ей делать то же самое с другими мужчинами» — ответил Аристипп.
Отношение исследователей к его трудам
Название труда этого древнегреческого историка также не сохранилось. За основу берётся рукопись 1759 года, найденная в Париже. В ней сей труд значится как «Жизнеописание и мысли Диогена Лаэртского».
Компиляция различных разрозненных фактов, иногда анекдотичных не позволяет неискушённому читателю сразу понять: где правда, а где художественный вымысел. Труды Диогена изобилуют различными ссылками на компетентные источники, видимо, тем самым автор пытается показать свою просвещённость. Структура повествования получается смазанной и бессистемной. Этот древнегреческий историк настолько перегружал цитатами свои труды, что они нередко объединялись у описываемого им философа, и в результате взгляды противоборствующих школ могли органично вылиться в одно учение.
Скорее всего, ему просто не хватало самодисциплины, но, судя по всему, писатель не сильно переживал по этому поводу. Хотя в защиту Диогена Лаэртского необходимо заметить, что биографии таких мыслителей, как Эмпедокл, Пифагор, и сведения о школе стоиков вполне достоверны.
Мудрец в рваном плаще
Первая и главная проблема, встающая при изучении биографии и творчества киников, — нехватка достоверных сведений о них (впрочем, вообще мало кому из античных философов повезло в этом смысле так же, как Платону). Большая часть первоисточников утеряна безвозвратно, а дошедшие до нас тексты зачастую фрагментарны и могут приписываться тем или иным авторам ошибочно. Современники, оставившие свидетельства о киниках, нередко относились к ним с предубеждением. А монументальный труд Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», один из самых ценных источников сведений по этой теме, представляет собой скорее пестрое собрание анекдотов, чем серьезную монографию. К тому же автор жил на несколько веков позже тех, о ком он писал.
Киников трудно назвать «школой» в буквальном понимании этого слова. У них не было своего центра преподавания, каким для Платона и его воспитанников стала Академия, для Аристотеля — Ликей, а для Зенона Китийского — расписная стоя. Формальной традиции передачи знаний от учителя к ученику у киников тоже не существовало. Однако были общие ценности и модели поведения, которым старались следовать все представители течения.
В ученой среде долго велись споры о том, кого правомерно считать первым киником: одни называли Антисфена, другие — Диогена Синопского, третьи же знаменитого «человека-собаку» вообще не причисляли к этому направлению, полагая, что оно возникло позже. Сейчас большинство исследователей всё же признаёт его основателем течения, а «промежуточным звеном» между ним и Сократом, по их мнению, стал Антисфен.
Этот философ, живший в V–IV веках до н. э., был незаконнорожденным сыном свободного грека и фракийской рабыни. В молодости Антисфен учился у софиста Горгия, а в более зрелом возрасте стал последователем Сократа: чтобы послушать учителя, он ежедневно проходил по 40 стадиев (около 8 километров) в одну сторону.
Ксенофонт в диалоге «Пир» описывает дружескую попойку, в которой участвует Сократ со своей паствой.
Из диалога Платона «Федон» мы узнаём, что Антисфен стал одним из очевидцев смерти Сократа и предшествовавших ей событий. Унижение и казнь любимого учителя, вероятно, должны были произвести на него сильнейшее впечатление и породить жгучую неприязнь к ценностям и жителям афинского полиса.
После смерти Сократа Антисфен становится преподавателем в гимназии на холме Киносарге, где учились такие же неполноправные граждане, как и он сам. Некоторые историки философии предполагают, что от названия возвышенности (в переводе с греческого «белый пес») и произошло слово «киники». Более популярна, однако, другая трактовка: с точки зрения добропорядочного афинянина, жизнь панк-мыслителей той поры не очень отличалась от собачьей — так они и получили свое прозвище.
Эпатажный афинянин полагал, что для достижения счастья хватит одной добродетели: «…для этого ничего не нужно, кроме Сократовой силы. Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний. Мудрец ни в чём и ни в ком не нуждается, ибо всё, что принадлежит другим, принадлежит ему. Безвестность есть благо, равно как и труд».
Вслед за Сократом Антисфен утверждал, что именно добродетель, а не стремление к удовольствиям и есть цель человеческой жизни, и даже говорил, что «предпочел бы безумие наслаждению».
Он был довольно плодовитым литератором, оставившим после себя, как пишет Диоген Лаэртский, десять томов сочинений, из которых до наших дней дошли лишь несколько отрывков и два текста, написанных им еще в бытность софистом. Антисфен делал своими персонажами простых ремесленников и бедняков, а не аристократов-философов, становившихся героями диалогов Платона. Афинян, гордившихся собственным происхождением, предтеча киников презирал и говорил, что они ничуть не родовитее улиток или кузнечиков.
В области логики, по словам Навиа, Антисфен отрицал возможность определения явлений. Абстрактного «человека» не существует в природе — есть лишь отдельные люди, которых мы называем по имени.
2.
Антисфен, ученик Сократа, а вслед за ним и Диоген проповедовали упрощение жизни вплоть до аскетизма, призывая избавляться от всего лишнего и бесполезного. Философы не просто избегали роскоши – они свели количество принадлежащих им вещей всего к нескольким: плащ, который носили в любую погоду; посох, которым можно было пользоваться при ходьбе и для защиты от нападения; сума, в которую складывали подаяние. Образ ученого-философа, с бородой, сумой, посохом и в плаще, много веков используемый в искусстве, первоначально воплотили в жизнь именно Антисфен с Диогеном. Они же считаются первыми космополитами – гражданами мира.
Диоген
Диоген Синоп (404-323 гг. до н.э.).
Самый прославленный из философов циников, Диоген Синоп служил примером для мудреца — циника в древнее время. Предполагаемый студент Антистина, Диоген поддерживает аскетизм своего учителя и делает акцент на этике, но приносит в эти философские положения динамизм и чувство юмора, непревзойденное в истории философии. Хотя первоначально он происходил с Синопа, большинство историй, включающих его философскую биографию, происходят в Афинах, и некоторые из самых знаменитых из них рассказывают о Александре Великом или Платоне.
До сих пор обсуждается, оставил ли Диоген что-нибудь в письменной форме после себя. Будучи циником, Диоген жил и сочинял в двух компонентах этической практики, но Диоген очень походит на Сократа, и даже на Платона в своих чувствах относительно превосходства прямого устного взаимодействия по письменному счету.
Исключительная природа жизни Диогена производит немного трудности для определения точных событий. Он был гражданином Синопа, который или сбежал или был сослан из-за проблем с валютой. Благодаря нумизматическому свидетельству фальсификация чеканки жителей Синопа — один случай, в котором есть уверенность. В любом случае Диоген переехал в Афины.
Биография Диогена становится, исторически, только более отрывочной. Например, одна история утверждает, что Диоген был убежден Дельфийским оракулом фальсифицировать политическое течение, но неправильно понял и стирал государственную валюту. Вторая версия рассказывает о Диогене, едущем в Делфи и получающем там предзнаменование от оракула.
Однажды в Афинах, Диоген взял бочку, или pithos, для своего места жительства. В Жизнях Выдающихся Философов сообщается, что Диоген “написал кому — то, чтобы попробовать и обеспечить дом для него. Когда этот человек долго не отвечал, он взял для жилья бочку”. Очевидно, Диоген обнаружил, что у него не было никакой потребности в обычном убежище или любых других «деликатесах» комфортной жизни. Урок, который преподавался этим поступком — то, что он способен к приспосабливанию к любому обстоятельству. Эта адаптируемость — происхождение легендарного askesis Диогена.
Другой важный, хотя возможно выдуманный, эпизод в жизни Диогена сосредотачивается вокруг его порабощения в Коринфе, будучи захваченным пиратами в плен. Когда его спросили, что он может делать, он ответил, — «управлять людьми”.
Хотя большинство источников соглашается, что он дожил до достаточно преклонных лет — некоторые, предполагая, что он жил, до девяносто лет — рассказы о смерти Диогена не менее многократные, чем о его жизни. Возможная причина смерти включает добровольное самоубийство, задержав свое дыхание; болезнь, навлеченная при еде сырого осьминога, или смерть от укуса собаки. Учитывая украшенное чувство каждого из этих сообщений, более вероятно, что он умер от старости.
Когда Платона спросили, кто такой Диоген, он ответил, “Сократ, сошедший с ума” (Diogenes Laertius, Книга 6, Глава 54).